Главная - Бухгалтерский учет

Учетная политика

Новости

Учетная политика: планируемые новшества федеральных стандартов бухгалтерского учета

На сайте финансового ведомства можно встретить много интересных документов, включая те, которые размещены как проекты ожидающих принятия в будущем нормативных актов. Внимание автора статьи привлек проект приказа, предусматривающий внесение изменений в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". Хотя это только проект, отдельные его тезисы можно уже сейчас взять на вооружение в не урегулированных законодательством ситуациях, в которых бухгалтеру приходится самостоятельно принимать объективные решения. Что же это за новшества?

Дисконтирование - новая задачка для бухгалтеров

Требования о дисконтировании длительной задолженности есть во многих новых ПБУ. Предлагаемые изменения заключаются в разделении суммы выручки на две составляющие: сумму, которую организация получила бы на условиях немедленной оплаты (приведенную стоимость), и сумму процентов - как отдельный доход. С дисконтированием может быть довольно много сложностей. Если договором определена лишь конечная сумма задолженности и бухгалтер, исходя из других договоров, не может выявить приведенную стоимость, надо определиться со ставкой дисконтирования.

Новое в учете доходов

Действующее в настоящее время ПБУ 9/99 "Доходы организации" позволяет при выполнении долгосрочных работ, услуг признавать доход (выручку) или по окончании договора, или по мере готовности. Причем выбор варианта учета не зависит от длительности договора (Пункт 13 ПБУ 9/99). Новый подход предполагает, что при выполнении долгосрочных работ (более 12 месяцев) или же более краткосрочных работ и услуг, но переходящих с одного календарного года на другой (к примеру, с декабря на январь), нет права выбора варианта признания выручки.

Статьи

Основные средства в бухгалтерской и налоговой учетной политике

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства каждая российская компания обязана вести бухгалтерский учет. Организовать грамотное ведение этого учета невозможно без такого внутреннего нормативного документа, как учетная политика организации. Ведь именно в нем фирма закрепляет используемую ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета по всем объектам учета, в том числе и по такому виду имущества, как основные средства организации.

Учетная политика: финансовые вложения, кредиты и займы. План и корреспонденция счетов

Рассматриваются операции, связанные с финансовыми вложениями в ценные бумаги, кредитами и займами. Разъясняется порядок оценки финансовых вложений и учета процентов (дисконта) по ним. Приводятся соответствующие бухгалтерские записи.

Формирование учетной политики: признание доходов и расходов

Подробно рассматривается содержание методологического раздела учетной политики, фиксирующего конкретные способы признания доходов и расходов и порядка их отражения в бухгалтерском и налоговом учете. При разработке учетной политики прежде всего необходимо изучить требования нормативных документов. Так, при решении вопросов учета доходов и расходов основными первоисточниками для целей бухгалтерского учета будут ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), а для целей налогового учета - Налоговый кодекс РФ, а именно гл. 25 "Налог на прибыль организаций". Для начала определимся, что такое доходы и расходы и какие виды поступлений и выплат вообще не признаются доходами и расходами с позиций бухгалтерского и налогового учета.

Переоценка нематериальных активов в учетной политике

По общему правилу в течение всей "жизни" объекта нематериального актива, имеющегося на балансе организации, его первоначальная стоимость не подлежит изменению. Так как переоценка нематериальных активов представляет собой право, а не обязанность фирмы, то она должна стать элементом учетной политики компании для целей бухгалтерского учета.

Корректируем бухгалтерскую и налоговую учетные политики

Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная информация о ее имущественном положении и финансовых результатах деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, не одинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования - все это и составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.

Консультация

Изменение или дополнение учетной политики

В каких случаях и как можно изменить или дополнить учетную политику?

Одновременное применение двух методов списания (ФИФО и метода средней стоимости) для различных групп МПЗ - товаров и материалов

В учетной политике организации предусмотрены два метода оценки материально-производственных запасов при их выбытии: для товаров - ФИФО, для активов, учитываемых на счете 10 "Материалы", - метод средней себестоимости. Является ли правомерным одновременное применение двух методов оценки в целях бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль?

Изменения в учетную политику на 2013 год

Наверняка все в курсе, что с 1 января следующего года вступит в силу новый Закон о бухучете. И многие задаются вопросом: потребуется ли в бухгалтерскую учетную политику вносить изменения или можно оставить все так, как есть? Кроме того, вести бухучет в следующем году должны будут все организации независимо от режима налогообложения. Поэтому упрощенцам, которые в этом году бухучет не вели, понадобится "бухучетная" политика на 2013 г. До конца декабря 2012 г. надо закрепить новшества в учетной политике. Что нужно изменить в учетной политике на следующий год?

Документы

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета

В принципе это основной раздел, в котором закрепляются способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной конкретной организации. Формируя учетную политику, в первую очередь необходимо проанализировать те виды деятельности, которые организация уже осуществляет и (или) планирует осуществлять в ближайшее время. Именно для этих видов деятельности и нужно определить совокупность способов, необходимых для отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности. Если в период применения учетной политики у организации появится другой вид деятельности, который она не осуществляла, или новый вид активов, которых раньше не было, то учетную политику в любой момент можно будет дополнить. При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим. Есть ряд вопросов, в отношении которых нормативными документами предусматриваются несколько допустимых способов учета. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации. Например, ПБУ 6/01 позволяет организациям устанавливать стоимостный критерий отнесения основных средств к материально-производственным запасам. Соответствующее решение об установлении такого стоимостного критерия должно быть отражено в учетной политике.

Упрощенка: учетная политика на 2013 год

Учетная политика - это совокупность выбранных организацией методов ведения бухгалтерского и налогового учета. В ней нужно отразить положения, касающиеся случаев, когда для учета применима многовариантность. Например, есть несколько способов учета того или иного объекта, и организация вправе выбрать наиболее удобный для нее. Кроме того, наше законодательство, к сожалению, несовершенно и есть некоторые вопросы, которые в нем не раскрыты. Соответственно, приходится разрабатывать недостающие правила учета самостоятельно и опять же фиксировать их в учетной политике. Таким образом, учетная политика необходима для всех налогоплательщиков, в том числе для "упрощенцев". Новая учетная политика на 2013 г. утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации не позднее 31 декабря 2012 г. Напомним, что с 2013 г. все организации-"упрощенцы" должны вести бухгалтерский учет в полном объеме и иметь соответствующую учетную политику. А в 2012 г. в обязательном порядке компании должны были вести бухучет лишь по двум участкам - основным средствам и нематериальным активам. И в учетной политике, соответственно, достаточно было прописать только учет данных активов.

Учетная политика для малых предприятий

Малое предприятие наравне с любым другим хозяйствующим субъектом обязано составлять учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Нередко "малыши" к составлению названного документа подходят формально, не уделяя должного внимания вопросам аналитического учета. Может быть, настало время это исправить? Напомним: для данной категории хозяйствующих субъектов предусмотрен ряд преференций в части способов ведения бухгалтерии. Как именно можно упростить бухучет - поясним в статье.