Главная - Консультации

Затраты по оплате консультационных услуг, связанных с трансформацией форм отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

 

Налоговым органом проведена налоговая проверка налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение налогоплательщику доначислить неуплаченные суммы налога на прибыль, а также пени. Основанием для принятия такого решения послужило то, что налогоплательщик в проверяемом периоде отнес на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, затраты по оплате консультационных услуг, связанных с трансформацией форм отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. По мнению налогоплательщика, поскольку осуществление данных затрат подтверждается договорами, платежными поручениями, актами оказанных услуг, а ведение и предоставление отчетности в соответствии с требованиями МСФО являлось условием, необходимым для получения налогоплательщиком кредита от Европейского банка реконструкции и развития для осуществления основного вида деятельности (реконструкции муниципальной системы электро- и теплоснабжения), и обеспечивало разумную уверенность банка в достоверности сведений финансовой отчетности кредитора, учет соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли правомерен. Правомерно ли решение налогового органа в указанной ситуации?

 

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на консультационные и иные аналогичные услуги.

В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы организации на аудиторские услуги.

Подпункт 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает учет в составе прочих расходов других расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 06.06.2008 N 03-03-06/2/66, расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщиков, в отношении которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

При этом финансовое ведомство отметило, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в ст. 264 НК РФ, является открытым и организация может учесть расходы по составлению отчетности по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ в части экономической обоснованности.

В частности, как указал Минфин России, в случае, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, который составляет консолидированную отчетность по МСФО, правомерно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на составление отчетности по МСФО согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и расходы на проведение аудиторской проверки такой отчетности.

Аналогичные выводы следуют также из Писем Минфина России от 14.01.2008 N 03-03-06/1/6, от 18.12.2007 N 03-03-06/1/871 и от 16.10.2007 N 03-03-06/1/719.

В Письме от 25.09.2007 N 03-03-06/1/695 Минфин России поясняет, что согласно Официальному сообщению Банка России от 02.06.2003 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности" с 1 января 2004 г. предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. По мнению Минфина России, налогоплательщики, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе расходов на аудит не учитывают.

В то же время финансовое ведомство отметило, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в ст. 264 НК РФ, является открытым и организация, в отношении которой не установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО, может учесть расходы по составлению отчетности по МСФО для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ в части экономической обоснованности.

Представляется, что данные выводы можно распространить и в отношении учета в целях налогообложения прибыли затрат налогоплательщика по оплате консультационных услуг, связанных с трансформацией форм отчетности в соответствии с МСФО для целей получения кредита от Европейского банка реконструкции и развития для осуществления основного вида деятельности.

Правомерность такого подхода подтверждается и Письмом УФНС России по г. Москве от 03.04.2007 N 20-12/031066.

Следует отметить, что ранее Минфин России и налоговые органы по данному вопросу придерживались точки зрения, согласно которой затраты, связанные с МСФО, могли учесть только организации, для которых составление такой отчетности являлось обязательным (см., например, Письма Минфина России от 18.04.2006 N 03-03-04/1/357 и УМНС России по г. Москве от 05.08.2003 N 26-12/43194).

В судебной практике по данному вопросу выработалась единая позиция.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2007 N А82-11981/2006-20 суд, установив, что проведение аудита по МСФО являлось условием, необходимым для получения налогоплательщиком кредита от международного банка, указал на незаконность доводов налогового органа о том, что отнесение к расходам затрат на оплату услуг по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО неправомерно.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А55-16294/2007 рассмотрел ситуацию, в которой налоговый орган посчитал неправомерным включение в состав расходов затрат на проведение аудита в отношении финансовой отчетности, составленной согласно Международным стандартам финансовой отчетности. Суд установил, что налогоплательщик заключил кредитные соглашения с международными банками, согласно которым заемщик обязуется поддерживать бухгалтерские книги и другие учетные документы, объективно отражающие истинный и реальный взгляд на консолидированное финансовое состояние заемщика и его дочерних компаний и неконсолидированное финансовое состояние и результаты его деятельности только в качестве заемщика в соответствии с МСБУ. Заемщик обязуется привлекать в качестве аудиторов фирму независимых бухгалтерских работников, разумно приемлемую для банка. Суд со ссылкой на положения пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ признал необоснованными доводы налогового органа, положенные в обоснование для отказа в признании расхода, о том, что обязанность по составлению финансовой отчетности по МСФО не предусмотрена действующим законодательством. При этом суд исходил из того, что НК РФ определяет порядок уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, позволяющий относить к прочим расходам затраты на оплату аудиторских услуг, в том числе по аудиту отчетности по МСФО.

Таким образом, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов по данному вопросу, а также принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.





Консультации по теме: