Главная - Статьи

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

 

Комментарий к статье 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.: Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

 

В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (п. 1 ст. 76 Конституции РФ). Центральное место в системе регулирования бухгалтерского учета на территории России, безусловно, занимает комментируемый ФЗ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Однако он не является единственным законодательным актом, регулирующим данную сферу деятельности.

Например, в п. 2 ст. 1043 ГК РФ установлено, что ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

На основании п. 3 ст. 88 ФЗ "Об акционерных обществах" достоверность данных, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Некоммерческая организация - собственник целевого капитала обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением дохода от целевого капитала. Некоммерческая организация, сформировавшая несколько целевых капиталов, обязана вести бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевых капиталов, передачей денежных средств, составляющих целевые капиталы, в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением доходов от целевых капиталов, по каждому целевому капиталу раздельно (п. п. 5 и 7 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Несколько дополнительных требований к составу бухгалтерской отчетности содержатся в законодательных актах, регулирующих деятельность государственных корпораций.
В соответствии с п. 10 ст. 8 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" в состав бухгалтерской отчетности Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта наряду с отчетностью, установленной законодательством РФ о бухгалтерском учете, включаются отчет о движении средств корпорации, отчет о результатах инвестирования временно свободных средств корпорации, отчет об исполнении финансового плана доходов и расходов корпорации, отчет о формировании и об использовании резервного фонда и иных целевых фондов корпорации.

В состав годовой бухгалтерской отчетности государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" наряду с отчетностью, установленной законодательством РФ о бухгалтерском учете, включаются отчет об использовании средств федерального бюджета и отчет о государственном запасе специального сырья и делящихся материалов (п. 7 ст. 34 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").

На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" Внешэкономбанк ведет бухгалтерский учет в соответствии с установленными правилами бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций РФ с учетом особенностей ведения бухгалтерского учета, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Ряд норм, имеющих непосредственное отношение к бухгалтерскому учету, содержится в ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом международной банковской практики в соответствии со ст. 40 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Банк России устанавливает особенности ведения бухгалтерского учета государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Аналогичная норма содержится в ст. 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила бухгалтерского учета и отчетности, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Некоторые особенности в сфере страхования установлены соответствующими законами.
Так, на основании п. 1 ст. 28 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность общества взаимного страхования подлежит проверке ревизионной комиссией (ревизором) общества (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании").

Пункт 1 ст. 26.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает, что особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

Ведение бухгалтерского учета ипотечного агента должно быть передано специализированной организации. Коммерческая организация, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа ипотечного агента, не может вести бухгалтерский учет этого ипотечного агента. В то же время специализированная организация, которой передано ведение бухгалтерского учета ипотечного агента, не может осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа этого ипотечного агента (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах").

На основании п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению о разделе продукции ведутся в валюте РФ (рублях) или в иностранной валюте. В случае если ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность, предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные как в принятой иностранной валюте, так и в рублях. При этом все данные, исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности.

В соответствии с п. 1 ст. 43 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.

Сама формулировка статьи предполагает, что авторы Закона расширительно толкуют термин "законодательство", относя к нему не только федеральные законы, но и указы Президента России и постановления Правительства РФ.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" Правительство Российской Федерации утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности").

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандартов);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
При этом следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности сами по себе не определяют порядок ведения бухгалтерского учета российскими организациями и не должны применяться в качестве нормативного документа (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А).





Статьи по теме: