Главная - Статьи

Как правильно оформить и учесть взаимозачет у продавца на упрощенной системе налогообложения УСН

 

Условия для зачета

 

Если у вас с покупателем есть друг перед другом задолженность по оплате отгруженных товаров (работ, услуг), то вы можете зачесть эти взаимные требования. Чтобы это стало возможным, должно соблюдаться несколько условий:

- зачитываемые требования должны быть однородны. В нашем случае это соблюдается, поскольку вы должны друг другу деньги;

- к моменту зачета срок исполнения каждого из требований должен наступить;

- зачитываемые требования должны быть равны. В ином случае меньшее требование зачитывается в счет частичного погашения большего;

- зачет этих требований не запрещен законом или договором. Например, в силу закона не допускается зачет требования к должнику, в отношении которого возбуждена процедура банкротства (за исключением текущих платежей).

 

Оформление зачета

 

Для зачета достаточно заявления одной стороны. Поэтому зачет будет считаться состоявшимся с момента получения вашим контрагентом или вами письменного уведомления о зачете. Составить это уведомление можно в произвольной форме.

Если уведомление о зачете отправляете вы, то обязательно сохраните документ, подтверждающий получение уведомления вашим покупателем. Например, это может быть почтовое уведомление о вручении ему письма с описью вложения. В противном случае контрагент сможет потребовать оплаты товаров (работ, услуг), обязанность по оплате которых вы считаете прекращенной. Также он сможет взыскать с вас предусмотренную договором неустойку или проценты за пользование чужими денежными средствами.

Совет

Во избежание спорных ситуаций лучше составить двусторонний документ о зачете (соглашение, акт, протокол). Перед составлением этого документа рекомендуем провести сверку взаимных расчетов.

И в одностороннем уведомлении, и в соглашении о проведении зачета обязательно нужно указать:

- наименования сторон;

- реквизиты документов, на основании которых возникли взаимные обязательства, подлежащие зачету (договоров, товарных накладных, актов сдачи-приемки выполненных работ или оказанных услуг);

- величину зачитываемых сумм.

Иначе зачет может быть признан несостоявшимся, что повлечет уже названные выше последствия.

Внимание! Прекращение обязательства покупателя по оплате товаров (работ, услуг) зачетом приравнивается к их оплате.

Соглашение может выглядеть так.

 

Соглашение

о прекращении обязательств зачетом взаимных требований

г. Москва "7" июля 2010 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Ромашка" в лице генерального директора Е.А. Романова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "Василек" в лице директора В.П. Васильева, действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые "Стороны", заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

1. Обязательство ООО "Ромашка" по оплате работ, выполненных ООО "Василек" по договору подряда N 57/10 от 11.06.2010 (акт сдачи-приемки выполненных работ от 17.06.2010), стоимостью 30 000 (Тридцать тысяч) руб. прекращается зачетом встречного требования к ООО "Василек" по оплате товаров, поставленных ООО "Ромашка" по договору поставки N 46/П от 04.06.2010 (товарная накладная N 448 от 18.06.2010), стоимостью 90 000 (Девяносто тысяч) руб.

2. После вступления в силу настоящего соглашения задолженность ООО "Ромашка" по договору подряда N 57/10 от 11.06.2010 в сумме 30 000 (Тридцать тысяч) руб. считается погашенной, а задолженность ООО "Василек" по договору поставки N 46/П от 04.06.2010 признается равной 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб.

3. Оставшуюся задолженность в сумме 60 000 (Шестьдесят тысяч) руб. ООО "Василек" обязуется перечислить на расчетный счет ООО "Ромашка" до 30.07.2010.

4. Настоящее соглашение составлено в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

5. Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

ООО "Ромашка" ООО "Василек"

Генеральный директор: Директор:

 

Налоговый учет при зачете

 

На дату заключения соглашения (получения уведомления) о зачете вы должны отразить доходы от реализации ранее отгруженных покупателю товаров (работ, услуг) в размере погашенной задолженности.

После того как вы отразили доходы от продажи товаров при зачете, вы можете списать в расходы их покупную стоимость, если применяете "доходно-расходную" УСНО. Конечно, если вы оплатили их вашему поставщику.

Полученные от покупателя товары (работы, услуги), обязательства по оплате которых прекращены зачетом, также считаются оплаченными. Поэтому их стоимость при выполнении всех других необходимых условий тоже можно учесть в расходах.

Пример. Учет доходов и расходов упрощенцем при взаимозачете

Условие

ООО "Ромашка" отгрузило товары ООО "Василек" стоимостью 90 000 руб. (договор поставки N 46/П от 04.06.2010, накладная N 448 от 18.06.2010). Покупная стоимость этих товаров - 60 000 руб. (договор N 208 от 26.05.2010, накладная N 208 от 26.05.2010). ООО "Василек" выполнило ремонтные работы для ООО "Ромашка" стоимостью 30 000 руб. (договор подряда N 57/10 от 11.06.2010, акт сдачи-приемки выполненных работ от 17.06.2010).

07.07.2010 ООО "Василек" и ООО "Ромашка" подписали соглашение о зачете взаимных требований на сумму 30 000 руб. Остальную сумму долга - 60 000 руб. - ООО "Василек" перечислило на расчетный счет ООО "Ромашка" 15.07.2010.

Обе организации применяют УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Решение

Для упрощения примера примем покупную стоимость товаров в части, "оплаченной" зачетом, за 20 000 руб., а покупную стоимость товаров в части, оплаченной деньгами, за 40 000 руб. (60 000 руб. - 20 000 руб.).

Книгу учета доходов и расходов ООО "Ромашка" заполняет так.

Регистрация

Сумма

дата и
номер
первичного
документа

содержание
операции

доходы, учитываемые при
исчислении налоговой базы

расходы,
учитываемые при
исчислении
налоговой базы

2

3

4

5

07.07.2010
Соглашение
о зачете
взаимных
требований
N б/н

Частично
погашена
задолженность
за товары
(договор
N 46/П
от 04.06.2010,
накладная
N 448
от 18.06.2010)

30 000

 

07.07.2010
Соглашение
о зачете
взаимных
требований
N б/н

Частично
списана
покупная
стоимость
товаров
(договор N 208
от 26.05.2010,
накладная
N 208
от 26.05.2010)

 

20 000

07.07.2010
Соглашение
о зачете
взаимных
требований
N б/н

Оплачены
ремонтные
работы
(договор
подряда
N 57/10
от 11.06.2010,
акт
от 17.06.2010)

 

30 000

15.07.2010
Платежное
поручение
N 1052

Получена
оплата
за товары
(договор
N 46/П
от 04.06.2010,
накладная
N 448
от 18.06.2010)

60 000

 

15.07.2010
Платежное
поручение
N 1052

Списана
покупная
стоимость
товаров
(договор N 208
от 26.05.2010,
накладная
N 208
от 26.05.2010)

 

40 000

* * *

Не забудьте вовремя отразить доходы на сумму задолженности, погашенной взаимозачетом. Если вы все-таки забыли это сделать, то нужно доплатить налог и пени. А если эта ошибка выявлена за прошлые годы (в пределах последних 3 лет), то подайте еще и уточненку.

Конечно, теоретически возможен зачет требований по поставке предоплаченных товаров. Но практически он невыгоден. Ведь у обеих сторон такого зачета возникнут доходы, расходов же никаких не будет. И с экономической точки зрения каждый останется при своем. Поэтому вместо проведения зачета лучше вернуть предоплату или прекратить обязательство новацией.





Статьи по теме: