Главная - Статьи

Возврат денег в розничной торговле

В розничной торговле часто возникает необходимость вернуть деньги покупателю. Порядок возврата денежных средств в рознице зависит от того, в какой день предъявлено требование о возврате - в день покупки или в другой день.

Возврат денег в день покупки

Правовые основы розничной продажи товаров, являющейся разновидностью купли-продажи, установлены параграфом 2 "Розничная купля-продажа" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ и, кроме того, нормами Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о ЗПП) и иными нормативно-правовыми актами.
Розничный покупатель вправе отказаться от розничной покупки и потребовать возврата уплаченных за товар денег в случаях:

  • продажи некачественного товара;
  • непредоставления продавцом необходимой и достоверной информации о товаре;
  • продажи товара, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Насчет последнего основания следует отметить, что право розничного покупателя на обмен непродовольственного товара, не подошедшего ему по каким-либо причинам, закреплено в ст. 25 Закона о ЗПП.
Покупатель вправе обратиться к розничному продавцу непродовольственных товаров с просьбой об обмене товара, не подошедшего ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст. 25 Закона о ЗПП). Сделать это можно в течение четырнадцати дней после дня покупки.

Если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется соответствующий документ, подтверждающий его оплату, то розничный продавец обязан обменять товар.

Если на день обращения покупателя с просьбой об обмене аналогичный товар отсутствует в продаже, то покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств.

Вернуть деньги розничный продавец обязан в течение трех дней со дня возврата товара.

Розничные продавцы, реализующие товары конечному потребителю, как правило, работают с населением за наличный расчет, к которому приравниваются и расчеты банковскими картами.

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) по общему правилу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт розничные продавцы (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ).

Исключение установлено лишь для розничных продавцов, которые прямо поименованы в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, а также для налогоплательщиков, работающих на ЕНВД.

Право последних на неприменение ККТ закреплено в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, согласно которому розничные продавцы - плательщики ЕНВД могут осуществлять наличные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар.

Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • ИНН налогоплательщика, присвоенный организации (предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров;
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, на что указывает ст. 493 ГК РФ.

В то же время отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Если покупатель по любой из указанных причин обращается к розничному продавцу с просьбой о возврате денег, то порядок возврата денежных средств осуществляется в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Минфином России от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила)). Пунктом 4.2 Правил определено, что чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю.

Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

Таким образом, если требование о возврате денежных средств предъявляется покупателем в день покупки, то возврат денег производится непосредственно из той кассы, в которой был выдан чек покупателю.

Если чек ККТ утерян, то покупатель должен написать заявление на возврат денежных средств, которое также должно быть завизировано директором, заведующим, заместителем. Унифицированной формы такого заявления нет, поэтому для удобства покупателей налогоплательщик может разработать такой документ самостоятельно, закрепив его использование в своей учетной политике.

Кассир составляет акт о возврате денежных средств по форме N КМ-3 и делает соответствующую запись в журнале кассира-операциониста по форме N КМ-4 в конце рабочего дня (формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

В акте о возврате денежных средств покупателю указываются:

  • номер кассового чека, по которому производится возврат;
  • сумма денежных средств, подлежащая возврату.

Величина выручки по кассе в конце рабочего дня уменьшается на основании актов по форме N КМ-3. Заполненный акт вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдаются в бухгалтерию организации и хранятся вместе с кассовыми документами за данное число.

Акт заверяется подписями комиссии, в присутствии которой происходит возврат, в том числе руководителя организации или же индивидуального предпринимателя и кассира (старшего кассира) организации.

Возврат денег на другой день

Розничный покупатель вправе отказаться от розничной покупки и потребовать возврата уплаченных за товар денег в случаях:

  • продажи некачественного товара;
  • продажи товара, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
  • непредоставления продавцом необходимой и достоверной информации о товаре.

При обнаружении недостатков в приобретенном товаре розничный покупатель вправе по своему выбору (ст. 18 Закона о ЗПП):

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В то же время по требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Примечание. В общем случае предъявить указанные требования к продавцу розничный покупатель может в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара.
Единственное исключение составляют товары, включенные в Перечень технически сложных товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924). По товарам, включенным в данный Перечень, на предъявление требования о возврате товара Закон отводит покупателю лишь пятнадцать дней со дня передачи ему такого товара.

Потребовать возврата денежных средств за приобретенный товар покупатель может и по качественным непродовольственным товарам (ст. 25 Закона о ЗПП). Покупатель вправе обратиться к розничному продавцу непродовольственных товаров с просьбой об обмене товара, не подошедшего ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На такие действия розничному покупателю Законом отведено четырнадцать дней, не считая дня покупки. Если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется соответствующий документ, подтверждающий его оплату, то розничный продавец обязан обменять товар. Вместе с тем если на день обращения покупателя с просьбой об обмене аналогичный товар отсутствует в продаже, то покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за него денежных средств. Вернуть деньги розничный продавец обязан в течение трех дней со дня возврата товара.

Право обмена качественных непродовольственных товаров распространяется лишь на виды непродовольственных товаров, которые не включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

Например, не подлежат обмену предметы личной гигиены, косметика, лекарственные препараты.

Возврата денег можно потребовать также, если при заключении розничного договора продавцом не предоставлена покупателю соответствующая информация о товаре. В таком случае на основании ст. 12 Закона о ЗПП покупатель в разумный срок вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег, уплаченных за приобретенный товар.

О праве не использовать ККТ уже было сказано, но, как правило, розничная торговля в основном работает с применением ККТ. По Типовым правилам возврат денег в рознице из операционной кассы розничного продавца возможен лишь в день покупки товара. Если же товар возвращается розничным покупателем в день, отличный от дня покупки, то выдача денежных средств, уплаченных за товар, производится из главной кассы хозяйствующего субъекта.

Возврат денег покупателю осуществляется из главной кассы хозяйствующего субъекта по расходному кассовому ордеру (форма N КО-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).

Перед тем как выдать деньги из главной кассы, нужно получить от покупателя заявление на возврат денежных средств, в котором указана причина возврата товара.

То есть при обращении розничного покупателя розничный продавец должен предложить ему написать такое заявление в произвольной форме, которое должен завизировать руководитель хозяйствующего субъекта.

Если деньги возвращаются за качественный товар, то к заявлению следует приложить чек ККТ, подтверждающий оплату покупки. Если ККТ не используется, то к заявлению прикладывается документ, выданный розничным продавцом при оплате товара.

Целесообразным представляется приложение к заявлению на возврат документа, который свидетельствовал бы о том, что товар не был в употреблении и его товарный вид сохранен (например, справки, составленной товароведом).

Всегда следует помнить о том, что отсутствие чека ККТ не может служить причиной для отказа в обмене товара, на что прямо указано в ст. 25 Закона о ЗПП: отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Кроме того, если чек утрачен покупателем, то на ленте продавца он остался.

Принимая возвращенный товар, продавец должен оформить накладную на возврат товара.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру покупатель - получатель денег должен указать в ордере всю получаемую сумму (рубли - прописью, копейки - цифрами) и подписать его.

Выдачу денежных средств по расходному кассовому ордеру кассир оформляет соответствующей записью в кассовой книге.

Поскольку возврат осуществляется не в день покупки, то в журнале кассира-операциониста суммы возврата не отражаются. Следовательно, нет необходимости составлять акт по форме N КМ-3.

Так как возврат товара означает по сути отказ покупателя от исполнения розничного договора купли-продажи, то продавцу, осуществившему возврат денежных сумм за товар, следует скорректировать данные бухгалтерского и налогового учета.

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ, а также п. 4 ст. 174 НК РФ продавец по возвращенному товару применяет вычет, предусмотренный п. 5 ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном п. 4 ст. 172 НК РФ.

Минфин России Письмом от 07.03.2007 N 03-07-15/29 разъяснил, что при возврате розничных товаров для применения вычета по НДС в книге покупок розничного продавца рекомендуется регистрировать реквизиты расходного кассового ордера, выписанного при возврате денежных средств покупателю, при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров.

При этом запись в книгу покупок продавца вносится на дату принятия на учет возвращенного товара. Следует также скорректировать налогооблагаемые доходы и расходы в налоговом учете. Налоговая база при возврате товара не занижается. Таким образом, продавец имеет право на подачу уточненной декларации по налогу на прибыль (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если возвращаемый товар оплачивался банковской картой, то деньги возвращаются в безналичном порядке путем их возврата на карту покупателя. При возврате товара не в день покупки операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии с заключенным договором эквайринга, т.е. договором, заключенным между кредитной организацией и организацией торговли.

Примечание. Если производится возврат денежных средств за возвращенный товар, оплаченный в рознице банковской картой, то деньги можно вернуть только в безналичном порядке путем их возврата на карту покупателя (п. 3 Официального разъяснения Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР). Возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции возврата безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты. Если товар возвращен в день покупки, то следует отменить на терминале операцию по оплате товара пластиковой картой. Отражать такой возврат в журнале кассира-операциониста нет необходимости, поскольку в нем отражаются только возвраты, сделанные в день покупки по товарам, оплаченным наличными денежными средствами.

Ноябрь 2012 г.





Статьи по теме: