Главная - Статьи

Упрощенный бухучет

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является установление упрощенных способов ведения такового. Для представителей малого бизнеса в этой части есть определенные послабления. Однако на сегодняшний день их явно недостаточно. Немного "разрядить" обстановку призван Приказ Минфина от 16 мая 2016 г. N 64н, который вроде как направлен на упрощение правил бухучета для "малышей" - соответствующие изменения внесены аж в четыре бухгалтерских Положения. Однако на самом деле все не так просто, как хотелось бы.

Собственно говоря, нововведения адресованы компаниям, которые имеют право на применение упрощенных способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Напомним, что вообще целью Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухучета. При этом в ст. 20 Закона N 402-ФЗ подчеркивается: принципы регулирования бухучета имеют для учета то же значение, что и основные начала налогового законодательства - для регламентации налоговых правоотношений. Среди таких бухгалтерских принципов особое место занимает принцип "установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы".

Кто может вести бухучет по "упрощенной" программе

В первую очередь напомним, для каких организаций доступны упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Перечень таковых приведен в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. К ним отнесены:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

При этом, даже если компания относится к одной из названных категорий, упрощенный бухучет ей недоступен, если она поименована в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ. В "черный список", в частности, попали АО, ЖК и ЖСК, микрофинансовые организации, коллегии адвокатов и т.д. Им надлежит вести бухучет по общим правилам и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

"Упрощенные" принципы

Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухучета одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25 ноября 2015 г. (Протокол N 7). К ним отнесены:

  1. соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;
  2. единство методологических основ упрощенных и общих способов бухучета;
  3. приоритет информационной функции бухучета над его контрольной функцией;
  4. обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
  5. исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухучета;
  6. сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной по общим правилам.

"Упрощенные" способы

Применение упрощенных способов, по определению, должно обеспечивать снижение финансовой и административной нагрузки на экономические субъекты. В Информации Минфина N ПЗ-3/2015, которая увидела свет еще в 2015 г., были раскрыты все "тайны" упрощенного бухучета. В частности, представители Минфина указали, что при формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухучета по простой системе (без применения двойной записи). Кроме того, можно сократить количество синтетических счетов в принимаемом организацией рабочем плане. К примеру, для учета производственных запасов можно использовать счет 10 "Материалы" (вместо счетов 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме") и т.д. Также разрешено не проводить переоценку ОС и НМА, не отражать обесценение НМА, не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.).

Новые "упрощенные" способы

Минфин Приказом от 16 мая 2016 г. N 64н (далее - Приказ N 64н) в некотором смысле "расширил" линейку упрощенных способов ведения бухучета. Причем соответствующие коррективы внесены сразу в четыре ПБУ. Важный нюанс: новыми "упрощенными" возможностями, хотя названный Приказ вступил в силу только 20 июня 2016 г., можно воспользоваться "задним" числом - с 1 января 2016 г. Для этого нужно внести соответствующие изменения в учетную политику организаций для целей бухучета.

"Первоначальные" вводные

По общим правилам первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление объекта, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н). То есть все затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, являются фактическими затратами. А стало быть, они должны быть включены в первоначальную стоимость ОС.

В этой части введенные Приказом N 64н упрощенные способы ведения бухучета предполагают, что организация может определять первоначальную стоимость ОС в особом порядке:

  • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.

Что касается иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, то они в "упрощенном" случае включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены. Иными словами, в первоначальную стоимость ОС можно не включать, в частности, следующие расходы:

  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлины, уплачиваемые в связи с покупкой объекта ОС;
  • вознаграждение посреднику, через которого был приобретен объект ОС;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС.

Вариантность в начислении амортизации

Не менее существенные изменения Приказом N 64н внесены в часть, касающуюся амортизации ОС. И если ранее согласно п. 19 ПБУ 6/01 в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС должны были начисляться ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы, то теперь допускается и "упрощенный" вариант. Он состоит в том, что годовую сумму амортизации можно начислять единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года, а не ежемесячно. Есть и еще один вариант - амортизацию можно начислять периодически в течение отчетного года, самостоятельно определив соответствующий период.

Упрощения в процедуре начисления амортизации предусмотрены также в отношении производственного и хозяйственного инвентаря. Напомним, что данные объекты в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 относятся к ОС, если продолжительность их СПИ превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл. Благодаря Приказу N 64н начислять амортизацию названного инвентаря можно единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету.

Упрощенный бухучет МПЗ

Приказом N 64н ряд поправок внесен в ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н), которым регламентирован учет материально-производственных запасов. В данной части нововведений несколько.

Во-первых, речь идет о возможности оптимизации процесса формирования первоначальной стоимости МПЗ. Здесь имеет место аналогия с процессом формирования первоначальной стоимости ОС. То есть оценивать приобретенные МПЗ разрешается по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Напомним, что по общим правилам МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Таковой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. При этом к фактическим затратам на приобретение МПЗ, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • плата за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;
  • вознаграждения, уплачиваемые посредникам, через которых приобретаются эти объекты;
  • затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

По "упрощенным" же правилам предполагается, что если расходы не формируют первоначальную стоимость МПЗ, то они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором были понесены.

Во-вторых, речь идет о списании расходов на МПЗ. Согласно изменениям такие затраты можно списывать единовременно, если характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ или же если эти запасы используются в управленческих нуждах. При этом существенными остатками считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухотчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

В этой части отдельно выделены микропредприятия - им дана возможность списывать любые МПЗ без ограничений, то есть для этих целей им не нужно учитывать информацию о существенности остатков МПЗ с точки зрения ее способности повлиять на решения пользователей бухотчетности.

В-третьих, опять же организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, благодаря Приказу N 64н могут не формировать резерв под снижение стоимости МПЗ (п. 25 ПБУ 5/01).

Учет НМА и расходы на НИОКР

Приказом N 64н также дополнены "упрощенные" положения ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н) и ПБУ 17/02 (утв. Приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н). Их суть сводится к тому, что организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, дается право не формировать в бухучете стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на НИОКР. То есть расходы на НИОКР и на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухучету в качестве нематериальных активов, могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Непростые проблемы применения новшеств

Надо сказать, что названные нововведения носят разрешительный характер. Соответственно, по умолчанию они не применяются - при желании воспользоваться упрощенными правилами организации должны внести изменения в свою учетную политику. При этом за компаниями закреплено право самостоятельно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов. То есть какие-либо из них можно "внедрить" в практику, а от каких-то следует отказаться.

Но на самом деле это не так просто. Как минимум нужно провести определенную аналитическую работу и тщательно взвесить последствия принимаемых решений. К примеру, если говорить о последствиях невключения в первоначальную стоимость ОС иных расходов, связанных с их приобретением (сооружением), то их несколько. С одной стороны, уменьшается база по налогу на имущество, с другой - это же ведет и к снижению стоимости чистых активов...

Если же говорить об упрощенных способах начисления амортизации, то, упростив бухучет и списывая амортизационные отчисления раз в год, тем самым "внутри" года как раз завышается база по налогу на имущество. Правда, с такой проблемой не столкнутся компании, применяющие тот или иной спецрежим.

Июль 2016 г.




Статьи по теме: