Главная - Статьи

Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий

 

Данная статья в первую очередь будет интересна "упрощенцам", которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме. Возможно, она поможет решиться на ведение полноценного бухучета и тем, кто пользуется предоставленной возможностью его не вести.
Минфин решил облегчить жизнь малым предприятиям и упростить им правила ведения бухгалтерского учета. Конечно, многие бухгалтеры с подозрением отнесутся к словам об упрощении ведения бухучета, так как многие льготы и послабления на практике выливаются в неразрешимые проблемы. Попробуем разобраться, что же на самом деле предусмотрено новым Приказом Минфина и как он изменит жизнь "упрощенцев".

 

Общие положения нового Приказа

 

1 декабря 2010 г. в Минюсте был зарегистрирован Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее - Приказ N 144н).
Приказ N 144н вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.
Целью данного Приказа является упрощение системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (за исключением кредитных организаций), для чего в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету вносят следующие изменения.
Напомним, какие предприятия относятся к малым. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) для малых предприятий - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) для малых предприятий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, - 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
По второму и третьему пунктам все "упрощенцы" подходят под категорию малых предприятий - ограничение средней численности работников до 100 человек одинаково и в Федеральном законе N 209-ФЗ, и в гл. 26.2 НК РФ, а вот размер выручки 400 млн руб., определенный Постановлением Правительства РФ N 556, для "упрощенцев" - мечта пока несбыточная с установленным в гл. 26.2 НК РФ пределом в 60 млн руб.
Что касается первого пункта, то, на первый взгляд, цифра 25% кажется аналогичной положению гл. 26.2 НК РФ. Но согласно гл. 26.2 НК РФ не могут применять УСНО только организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. И данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно же Федеральному закону N 209-ФЗ ограничение в 25% уставного капитала распространяется еще на ряд лиц, например иностранных граждан, иностранных юридических лиц. Исходя из этого "упрощенцы", которые имеют такие категории учредителей, должны еще раз посмотреть, соответствуют ли они требованиям Федерального закона N 209-ФЗ при отнесении к малым предприятиям.

 

Доходы и расходы: новые правила учета

 

Согласно Приказу N 144н вносятся изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Пункт 12 ПБУ 9/99 дополняется абзацем следующего содержания: субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" настоящего пункта.
Напомним, что ПБУ 9/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Все доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы.
Прочие доходы - это доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности. При этом для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. Данные положения закрепляются в учетной политике организации.
Доходом от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 9/99, в котором определено, что не признается доходами организации, например суммы НДС, предварительной оплаты продукции и т.д.).
Условия признания выручки в бухгалтерском учете определены в п. 12 ПБУ 9/99. Итак, чтобы признать выручку, необходимо наличие следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность есть в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, должны быть одновременно соблюдены условия, определенные в пп. "а", "б" и "в" п. 12 ПБУ 9/99.
Согласно изменениям, внесенным Приказом N 144н, субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99.
Во-первых, следует обратить внимание на тот факт, что это положение является правом организации, а не ее обязанностью. Это означает, что если организация не считает нужным следовать данным правилам, она может не следовать и, соответственно, ничего не менять в бухгалтерском учете и вести его методом начисления.
Во-вторых, если принято решение о переходе на эти правила бухгалтерского учета, необходимо внести изменения в приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Изменения могут вноситься в качестве приложений или дополнений, утвержденных приказом. По общему правилу учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз "на века" и применяют последовательно из года в год. К случаям, когда можно внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, относятся изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. В этом случае изменения должны быть внесены только с начала отчетного года.
В-третьих, надо разобраться, какие преимущества есть у данного метода, стоит ли на него переходить.
Согласно новым правилам организация может признавать выручку при получении денежных средств в случае, если она имеет право на ее получение на основании договора, сумма выручки определена, при этом произойдет увеличение экономических выгод организации и можно определить расходы, связанные с операцией. Для малых предприятий исключается требование о переходе права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) от организации к покупателю или принятии работы заказчиком (оказания услуги) (пп. "г" п. 12 ПБУ 9/99). Фактически это означает кассовый метод учета доходов для целей бухгалтерского учета.
Что же касается учета расходов, изменения внесены и в Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. В п. 18 ПБУ 10/99, где сказано, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности), изменен абз. 2. Теперь он выглядит следующим образом: если организацией - субъектом малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Таким образом, разрешается вести учет расходов кассовым методом при выборе кассового метода учета доходов.
До этих изменений ПБУ 9/99 не давало права выбора способа учета доходов, а вот ПБУ 10/99 предоставляло такую возможность, но только в "разрешенных случаях". Что надо понимать под такими случаями - не определено, а согласно внесенным изменениям данное положение убрали совсем.
Надо отметить, что до выхода Приказа N 144н единственным документом, в котором говорится об особенностях бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов, является Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Он до сих пор не отменен, но в нем даны краткие рекомендации еще к старому Плану счетов, действовавшему до 2001 г. На практике в последнее время кассового метода ведения бухгалтерского учета не существовало. Финансисты также указывали на это в своих Письмах, отвечая на вопрос "упрощенца" о методе ведения бухгалтерского учета: организация, являющаяся обществом с ограниченной ответственностью, в целях определения чистой прибыли обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность с использованием метода начислений (Письмо Минфина России от 15.12.2005 N 03-11-04/2/154).
Итак, согласно внесенным изменениям субъекты малого предпринимательства имеют право вести бухгалтерский учет кассовым методом. Осталось понять, как это право реализовать.
На самом деле нам хотелось бы привести конкретные проводки для тех, кто решит перейти на кассовый метод для целей бухгалтерского учета. Но вопросов здесь больше, чем ответов, - о начислении заработной платы, амортизации по основным средствам, движении материально-производственных запасов, учете товаров. Возможно, примут решение о ведении учета в общем порядке (то есть в стоимостном выражении вне зависимости от факта оплаты), а при исчислении финансового результата станет применяться особый порядок в отношении неоплаченной части, которая будет сторнироваться со счета доходов или продаж в корреспонденции со счетом 97 "Расходы будущих периодов" и счетом 98 "Доходы будущих периодов". Это только предположения. Поскольку никаких документов по ведению бухгалтерского учета кассовым методом на сегодняшний день нет, то, по всей видимости, будут выпущены методические рекомендации либо другие нормативные документы для реализации изменений, внесенных Приказом N 144н.
Напомним, что целью изменений является упрощение ведения бухгалтерского учета, вероятно, разработчики хотели приблизить его к налоговому учету. Для "упрощенцев" данный вопрос наиболее актуален, так как налоговый учет они ведут кассовым методом учета доходов и расходов (ст. 346.17 НК РФ). Но полного совпадения достигнуть вряд ли удастся, так как отдельные виды расходов учитываются при УСНО для целей налогового учета в особом порядке, например материальные расходы на сырье и материалы, на основные средства, товары. А товары при УСНО - это отдельная головная боль "упрощенцев".
Согласно Приказу N 144н данные новшества можно применять уже с годовой отчетности за 2010 г. Вряд ли найдутся желающие пересчитать весь год по новым правилам, да и цель этого пересчета не очень понятна. Кроме этого, при принятии решения о переходе на новые правила бухгалтерского учета по кассовому методу надо не забыть о переходных положениях. О них в документе ничего не сказано.
Что касается перехода на кассовый метод с 2011 г., это пока неясно: уж слишком много вопросов без ответов, исправлять всегда сложнее, чем сделать правильно сразу.

 

Другие изменения в бухгалтерском учете

 

Кроме вышеприведенных новшеств Приказ N 144н предусматривает еще ряд изменений Положений по бухгалтерскому учету.
Приказом N 144н субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, разрешено не применять два ПБУ:
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
Это явное послабление для организаций, и многие бухгалтеры строительных фирм вздохнут с облегчением.
Внесены дополнения в п. 19 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, он дополнен следующим абзацем: субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном настоящим Положением для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Теперь субъектам малого предпринимательства разрешено в целях последующей оценки не делить финансовые вложения на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. Соответственно, не надо корректировать их стоимость с учетом рыночной оценки. Все финансовые вложения подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, дополнено п. 15.1, согласно которому субъекты малого предпринимательства кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Конечно, это положение может существенно облегчить последствия изменений учетной политики, так как ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики достаточно трудоемкий.
Существенные упрощения предусмотрены изменениями, внесенными в Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н. Согласно новшествам, внесенным в п. 7 данного ПБУ, субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами. Таким образом, теперь субъектам малого бизнеса не надо будет отслеживать, на какие цели берутся данные займы, так как не надо делить проценты и другие расходы по займам на те, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива, и на те, которые относятся на прочие расходы.
Изменения внесены и в новое ПБУ, которое вступает в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Пункт 9 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, дополнен абзацем следующего содержания: субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета. То есть теперь субъекты малого бизнеса имеют право исправлять существенную ошибку, выявленную в бухгалтерском учете, утвержденном в установленном порядке, за предшествующий период в порядке, аналогичном исправлению ошибки, не являющейся существенной. А именно ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Данное положение также облегчает исправление ошибок в бухгалтерском учете.
Таким образом, малым предприятиям дано право выбора в отношении вышеприведенных Положений, соответственно, необходимо внести изменения в приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
 





Статьи по теме: