Главная - Документы

Укрупненные показатели в новой отчетности для малых организаций

Комментарий к Приказу Минфина России от 17.08.2012 N 113н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н"

С конца октября текущего года, а точнее с 28-го числа, начали действовать дополнения, внесенные комментируемым Приказом Минфина России от 17.08.2012 N 113н в другой документ этого же ведомства, которым утверждены формы бухгалтерской отчетности. Речь идет о Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
Полномочия по разработке и утверждению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, устанавливающих принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности, закреплены за Минфином России Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пп. "б" п. 2 ст. 5). В этой же статье (пп. "г" п. 2) сказано, что в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

Принципы упрощения способов ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства содержит и новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 3 ст. 20), положения которого начнут действовать с 1 января 2013 г.
Руководствуясь этими нормами и принципами, министерство разработало и утвердило для малого бизнеса:

  • бухгалтерский баланс (код формы по ОКУД 0710001);
  • отчет о прибылях и убытках (код формы по ОКУД 0710002).

Теперь эти формы содержатся в новом Приложении N 5 к Приказу N 66н.

Многие специалисты и бухгалтеры уже отметили, что "упрощение" не затронуло другие формы, входящие в состав годовой отчетности. Имеются в виду официально утвержденные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (Приложение N 2 к Приказу N 66). Это формы отчета об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств. Последняя форма входит в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Дело в том, что для малого бизнеса обязательным является представление отчетности в сокращенном объеме. В составе и промежуточной, и годовой отчетности достаточно представить две формы - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. А представлять или нет в годовой отчетности перечисленные выше приложения - это право самого "малыша" (п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2010). Если будет решено включать в состав отчетности дополнительно отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств или иные приложения, то в них можно привести только наиболее важные сведения (пп. "б" п. 6 Приказа N 66н).

При сокращении форм отчетности нужно следовать главному принципу: она (отчетность) должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъекта малого предпринимательства (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н)).

Отметим, что с началом действия нового Закона N 402-ФЗ (с 2013 г.) обязательной становится лишь годовая отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность будет составляться в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. При этом промежуточная бухгалтерская отчетность будет оформляться за отчетный период менее отчетного года.

Возможно, финансовое ведомство еще вернется к вопросу упрощения отчетности. С 2013 г. полномочия Минфина России, связанные с принятием федеральных стандартов бухгалтерского учета, в том числе стандартов, устанавливающих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства, дополнительно закреплены за министерством Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1083. Этим документом внесены изменения в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). Пункт 5 Положения дополнен, в частности, пп. 5.2.21(1), в котором и содержится приведенная норма.

Кто может применять новые формы?

Упрощенные формы отчетности предназначены для субъектов малого предпринимательства. Вкратце напомним, каким критериям должна соответствовать фирма (предприниматель), чтобы иметь статус "малыша".

Эти критерии содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Отметим, что упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности, упомянутая в п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ среди мер государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, предусматривается для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Субъекты малого предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными Законом N 209-ФЗ условиями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).

Фирмы (предприниматели) должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и должны соответствовать условиям по количественному составу работающих, по объему выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Средняя численность работников микропредприятия не должна превышать 15 человек, количество работников малого предприятия - от 16 до 100 человек.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета НДС) для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в следующих значениях:

  • 60 млн руб. - для микропредприятия;
  • 400 млн руб. - для малого предприятия.

Эти значения были установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556. Они должны меняться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Пятилетний срок истекает в июле следующего года, поэтому надо ожидать от Кабинета министров утверждения новых суммовых значений.

При определении ограничения по средней численности работников за календарный год нужно учитывать всех работников, в том числе тех, которые работают по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени. В среднюю численность включаются работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений "малышей".

При определении суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год нужно руководствоваться порядком, установленным ст. 249 НК РФ.

При определении балансовой стоимости учитывается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по правилам бухгалтерского учета.

Упрощенный бухгалтерский баланс

Если сравнивать действующую форму бухгалтерского баланса с новой формой для "малышей" (см. образец 1), то бросается в глаза сокращенное количество показателей.

Образец 1

Бухгалтерский баланс

Как в активе баланса, так и в пассиве нет разбивки по разделам.
Структура формы соответствует правилу, согласно которому и в активе, и в пассиве бухгалтерского баланса приводятся показатели:
- на 31 декабря отчетного периода (года, за который составляется отчетность);
- 31 декабря предыдущего года;
- 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
Актив баланса включает в себя лишь пять строк.
В примечаниях к форме даны рекомендации, что включать в ту или иную строку. А п. 5 Приказа содержит указание, согласно которому при включении в бухгалтерскую отчетность укрупненных показателей, в которые входит несколько показателей (без их детализации), код строки следует указывать по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
В строку "Материальные внеоборотные активы" актива баланса Минфин рекомендует включать:
- основные средства (по остаточной стоимости, т.е. дебетовый остаток по счету 01 "Основные средства", уменьшенный на суммы амортизации, начисленной по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств");
- незавершенные капитальные вложения в основные средства (сумма остатков по дебету счетов 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" (в части, приходящейся на имущество, стоимость которого отражена на счетах 07 и 08)).
К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
К категории основных средств относятся доходные вложения в материальные ценности, учитываемые на одноименном счете 03. Это, например, объекты, приобретенные для сдачи в лизинг, но только при условии, что они по условиям договора находятся на балансе лизингодателя. В противном случае это имущество учитывается на забалансовом счете.
Строке "Материальные внеоборотные активы" можно присвоить код 1150, соответствующий основным средствам.
Многие "малыши" перешли на упрощенную систему налогообложения и не платят налог на имущество организаций. Поэтому такое объединение показателей в одной строке баланса для них не имеет налоговых последствий. А вот те, кто остался на общем режиме налогообложения и является плательщиком налога на имущество, должны подойти к заполнению этой строки очень скрупулезно. Ведь объектом обложения этим налогом является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухучета. Чтобы у налоговых инспекторов не возникало вопросов, связанных с начислением налога на имущество, стоимость незавершенных капитальных вложений в основные средства лучше выделить в отдельную строку. Если этот показатель существенный, то он должен быть выделен отдельно и соответствующей строке может быть присвоен код 1151 (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
В строку "Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы" Минфин советует включать нематериальные активы (НМА), исследования и разработки, а также их результаты (это разница между дебетовым сальдо на счете 04 "Нематериальные активы" и кредитовым сальдо на счете 05 "Амортизация нематериальных активов" (если организация, согласно учетной политике, использует этот счет)).
Состав имущества, относящегося к НМА, и порядок его учета регулируются Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).
В эту же строку составители формы рекомендуют включить незавершенные вложения в нематериальные активы. Это затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА. Это могут быть и затраты на незаконченные НИОКР, учитываемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Состав этих затрат и порядок их учета регулируются Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н).
В примечании к рассматриваемой строке сказано, что в нее можно включать и отложенные налоговые активы. Они признаются в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н). Но субъекты малого предпринимательства могут это Положение не применять (п. 2 ПБУ 18/02).
Состав и порядок учета финансовых вложений регламентируются одноименным ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н). К финансовым вложениям относятся, в частности, ценные бумаги, депозитные вклады в банках, займы, предоставленные другим организациям.
Код рассматриваемой строке присваивается в зависимости от того, какой из включаемых в нее активов наиболее значим. Это могут быть, например, коды 1110 (нематериальные активы), 1112 (результаты исследований и разработок) или 1170 (финансовые вложения).
В строке "Финансовые и другие оборотные активы" следует отражать сведения о запасах (сырья, материалов, товаров, готовой продукции и др.), НДС по приобретенным ценностям, о долгосрочной и краткосрочной дебиторской задолженности, денежных средствах и о краткосрочных финансовых вложениях (со сроком погашения, не превышающим 12 месяцев).
Этой строке может быть присвоен (в зависимости от существенности показателя) один из кодов: 1210 (запасы), 1230 (дебиторская задолженность), 1240 (финансовые вложения), 1250 (денежные средства и денежные эквиваленты).
В пассив упрощенного баланса включено всего 5 строк (вместо 19 по обычной форме).
Никаких пояснений относительно содержания этих строк комментируемый Приказ не содержит.
Вкратце скажем, что в строке "Капитал и резервы" следует отражать величину собственного капитала организации (уставного, добавочного, резервного), а также нераспределенную прибыль и прочие капитализируемые резервы. В зависимости от существенности показателя этой строке может быть присвоен один из следующих кодов: 1310 (уставный капитал (складочный капитал, вклады товарищей)), 1350 (добавочный капитал (без переоценки)), 1360 (резервный капитал) или 1370 (нераспределенная прибыль).
В строке "Долгосрочные заемные средства" отражают остатки заемных средств, полученных от банков и других организаций, со сроком погашения свыше 12 месяцев. Строке может быть присвоен код 1410 или 1450 (прочие долгосрочные обязательства). Субъекты малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) могут признавать все расходы по займам прочими расходами.
В строке "Другие долгосрочные обязательства" (код 1450) могут числиться кредиторская задолженность и обязательства (со сроком погашения свыше 12 месяцев), учитываемые на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам" (например, по инвестиционному налоговому кредиту или в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов). Здесь же может быть отражена долгосрочная задолженность перед внебюджетными фондами в случае реструктуризации долга по страховым взносам (счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению").
В строке "Краткосрочные заемные средства" (код 1510) приводится информация о задолженности, срок погашения которой менее 12 месяцев (кредитовое сальдо по счету 66 плюс кредитовое сальдо по счету 67 (в той части, в которой на дату составления отчетности задолженность может быть переведена в разряд краткосрочной)).
В строке "Кредиторская задолженность" (код 1520) приводится информация о краткосрочной кредиторской задолженности, срок погашения которой не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Это задолженность, отражаемая, в частности, на счетах 60, 70, 71, 73, 76, а также на счетах 68, 69.
В строке "Другие краткосрочные обязательства" (код 1550) отражают остатки на отчетную дату средств целевого финансирования (кредитовое сальдо по счету 86 (в части прочих краткосрочных обязательств) и кредитовое сальдо по счету 76 (в части прочих краткосрочных обязательств)).
При заполнении формы нужно учитывать, что в случае отсутствия значения какого-либо числового показателя в соответствующей строке (графе) ставится прочерк (п. 11 ПБУ 4/99). Данные бухгалтерской отчетности должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчетные периоды. Поскольку за предшествующие годы "малыши" составляли баланс по другим формам, то отраженные в них сведения нужно будет скорректировать исходя из правил, установленных комментируемым Приказом.

Отчет о прибылях и убытках: упрощенный вариант

В обычной форме отчета о прибылях и убытках (Приложение N 1 к Приказу N 66н) информация о финансовых результатах хозяйственной деятельности отражается в основной таблице в 18 строках. Для отражения справочной информации предусмотрена еще одна таблица из пяти строк.
В рекомендованной министерством упрощенной форме отчета о прибылях и убытках (см. образец 2) для отражения аналогичной информации предусмотрено лишь 7 строк.

Образец 2

Отчет о прибылях и убытках

В упрощенном отчете, так же как и в отчете обычной формы, данные приводятся за отчетный и за предыдущий год. Доходы и прибыль отражаются обычной записью. Расходы и убытки указывают в круглых скобках.
Составляется отчет по данным счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки".
Пояснений к упрощенной форме отчета о прибылях и убытках в Приказе немного.
К строке "Выручка" (код 2110) дано уточнение, что в ней отражаются данные за минусом НДС и акцизов (нетто-результат). От себя добавим, что условия признания выручки в бухучете субъектами малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) определены в пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
К строке "Расходы по обычной деятельности" в примечании указано, что в нее следует включать себестоимость продаж (код 2120), коммерческие (код 2210) и управленческие расходы (код 2220). Код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.
Немного дополним. При определении себестоимости проданной продукции необходимо руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В составе коммерческих расходов учитывают затраты, связанные со сбытом продукции (производственные фирмы), или издержки обращения (торговые организации). Это могут быть затраты на рекламу, транспортировку готовой продукции (товаров), представительские и другие расходы. К управленческим расходам обычно относят общехозяйственные затраты.
К строкам "Проценты к уплате" (код 2330), "Прочие доходы" (код 2340) и "Прочие расходы" (код 2350) пояснения отсутствуют.
По строке "Проценты к уплате" отражают, в частности, расходы, подлежащие уплате по собственным векселям, полученным кредитам и займам (за исключением тех процентов, которые включаются по правилам бухучета в стоимость инвестиционного актива).
По строке "Прочие доходы" отражают виды доходов, перечисленных в п. 7 ПБУ 9/99. А по строке "Прочие расходы" - суммы, входящие в перечень, указанный в п. 11 ПБУ 10/99. Прочими доходами (расходами) также являются поступления (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.) (п. 13 ПБУ 10/99).
К строке "Налоги на прибыль (доходы)" в примечании указано, что в ней отражают текущий налог на прибыль (код 2410), изменение отложенных налоговых обязательств (код 2430) и отложенных налоговых активов (код 2450). Текущий налог на прибыль - это сумма налога, сформированная по данным налогового учета и отраженная на соответствующем субсчете счета 68. Эта сумма подлежит уплате в бюджет согласно декларации. Изменения отложенных налоговых обязательств (активов) отражают по правилам ПБУ 18/02 (п. п. 14, 15). Если субъект малого предпринимательства воспользовался правом не применять это положение, то этих показателей у него не будет.
По строке "Чистая прибыль (убыток)" (код 2400) указывают показатель, равный конечному сальдо по счету 99 "Прибыли и убытки". При закрытии годового баланса он списывается на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Упрощенные формы бухгалтерской отчетности "малыши" могут использовать на добровольной основе (п. 6 Приказа N 66н). При желании они могут сформировать бухгалтерскую отчетность в общем порядке.

Декабрь 2012 г.





Документы по теме: