Главная - Статьи

Учетная политика для вновь созданной строительной организации - подрядчика

Начнем с "политики" бухгалтерского учета

Известно, что в бухгалтерском учете, в отличие от налогового, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены некоторые послабления. В связи с этим весьма актуальным является вопрос, вправе ли вновь созданная организация закрепить в своей учетной политике положение о применении норм, установленных для малых предприятий.
В соответствии с законодательством вновь созданное предприятие может быть отнесено к малым. Так, в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" указано: вновь созданные организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. п. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи. Итак, ключевым является положение, что отнести организацию в разряд малых предприятий можно в течение первого года после ее создания. Главное, чтобы по итогам этого года средняя численность работников не превысила 100 человек, а выручка от реализации без учета НДС - 400 млн руб. (Еще имеется ограничение по доле участия в уставном капитале организации. Однако, полагаем, для большинства оно не является актуальным).

Примечание. Принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, заложен как в действующем Законе о бухгалтерском учете, так и в новом, который вступит в силу 01.01.2013.

К сведению. Вновь созданная организация оформляет учетную политику в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. При этом учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Если у вас на дату подготовки и утверждения учетной политики есть уверенность в том, что по результатам первого года работы названные критерии будут соблюдены, вы вправе ожидать, что годовая отчетность может составляться по правилам, установленным для малых предприятий. Следовательно, и в течение этого года организация вправе пользоваться предусмотренными для малых предприятий учетными преференциями.

Обратите внимание! Сделанный нами вывод полностью соответствует положениям п. 6 ПБУ 1/2008, в котором сказано, что учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

С учетом вышеизложенного полагаем, что в учетную политику вновь созданного предприятия может быть внесено положение о том, что, руководствуясь принципом рациональности, организация применяет упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с уточнением по итогам работы за год своего статуса и правил ведения учета и составления отчетности.

Суть "упрощений"...

...подробно раскрыта в документе, который называется Информация Минфина России N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация N ПЗ-3/2010). В нем, в частности, указано, что субъект малого предпринимательства  может:
- признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации", не применяя ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) (п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы");
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99);
- считать все расходы по займам прочими расходами, то есть не включать их в стоимость инвестиционных активов (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам") (Использование этого права приведет к уменьшению первоначальной стоимости объекта основных средств, что позволит малому предприятию сэкономить на уплачиваемом в бюджет налоге на имущество);
- не применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 2 этого документа);
- не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов (п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств");
- не проводить переоценку нематериальных активов и не отражать их обесценение (п. п. 17, 22 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов");
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"), и не отражать обесценение финансовых вложений в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 6 ПБУ 1/2008).

Таким образом, закрепив все вышеперечисленные положения в учетной политике организации, бухгалтер действительно снизит объем учетной работы.
Кроме того, имеются значительные послабления и в отношении составления бухгалтерской отчетности. Однако эти положения нельзя просто переписать в учетную политику, поскольку они требуют осмысления.
Например, в п. 85 Положения N 34н (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) сказано, что субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку. Однако пп. "б" п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организации" установлено, что малыми предприятиями в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Аналогичный принцип закреплен в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации": содержание бухгалтерской отчетности должно позволять заинтересованным пользователям оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Таким образом, бухгалтер не вправе вносить в учетную политику положение о том, что организация не представляет приложения и пояснения к бухгалтерскому балансу. Этот вывод Минфин подтвердил в свежем Письме от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

Примечание. В учетной политике организации должен быть установлен критерий существенности для целей составления отчетности (например, 5% и более от данных по соответствующей группе статей в балансе).

В соответствии с пп. "а" п. 6 Приказа N 66н малым предприятиям разрешается включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации по статьям. В то же время в п. 11 ПБУ 4/99 указано, что показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Следовательно, и между этими нормами должен быть найден компромисс. Иначе говоря, существенные показатели отдельных видов активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций должны быть либо выделены в балансе и отчете о прибылях и убытках из состава соответствующей группы статей в отдельные статьи (строки), либо раскрыты в пояснениях.

К сведению. Минфин в Информации N ПЗ-3/2010 обратил внимание на то, что субъект малого предпринимательства в бухгалтерской отчетности может не раскрывать информацию о связанных сторонах и по прекращаемой деятельности, не представлять информацию по сегментам, исходить из требования рациональности при отражении событий после отчетной даты. Кроме того, малым предприятиям предоставлено право отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно и исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Но эти положения для вновь созданной фирмы станут актуальны позднее, если она не утратит статус малого предприятия.

В Информации N ПЗ-3/2010 указано, что малое предприятие может сократить количество синтетических счетов в применяемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Например, организация вправе отказаться от использования счета 07 и отражать оборудование к установке на счете 10 "Материалы", вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" применять только счет 20, на счете 41 отражать не только товары, но и готовую продукцию. Сократить количество используемых синтетических счетов Минфин разрешает и в других разделах.
По мнению автора, делать это вряд ли целесообразно, поскольку урезание количества синтетических счетов неминуемо обернется увеличением числа субсчетов, иначе бухгалтеру будет трудно правильно заполнить отчетные формы.

Обратите внимание! Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов. Однако такой способ ведения учета методологически не проработан, поэтому на данный момент, как считает автор, неприемлем. На наш взгляд, кассовый метод не упростит, а напротив, усложнит учет, причем даже в том случае, если организация применяет "упрощенку". (Если совпадений с налоговым учетом добиться все равно невозможно, зачем переходить на непривычный кассовый метод в бухучете?)

Что еще предусмотреть в "политике" бухучета?

1. Выбрать способ начисления амортизации по основным средствам, в том числе определиться с применением к норме амортизации специальных коэффициентов.
2. Указать, что активы, в отношении которых выполняются условия их признания в качестве основных средств, а стоимость не превышает 40 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. При этом первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) такого имущества оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.
3. Выбрать вариант учета транспортно-заготовительных расходов (на специальном счете 15, на отдельном субсчете к счету 10 или путем непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала) - п. 83 Методических указаний по учету МПЗ).

4. Установить метод оценки МПЗ при их списании и ином выбытии - п. 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".

5. Определить порядок создания резерва под снижение стоимости МПЗ на счете 14 (п. 83 Методических указаний по учету МПЗ).
6. Указать порядок учета и погашения стоимости специальной одежды и специальной оснастки (руководствуемся Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды).

7. Определить перечни прямых и косвенных расходов, а также метод распределения последних (например, пропорционально прямым расходам). Организация вправе закрепить положение о том, что расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в конце каждого месяца в качестве условно-постоянных в дебет счета 90 "Продажи".
8. Установить порядок признания доходов: после приемки работ заказчиком (при наступлении условий, предусмотренных п. 12 ПБУ 9/99) или по мере готовности работ (п. 13 ПБУ 9/99).
9. Определиться с порядком учета расходов будущих периодов (далее - РБП). В частности, в учетной политике может быть указано, что РБП подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся. При этом сроки списания организация устанавливает самостоятельно (приказом руководителя), если иное не следует из законодательных или иных нормативных актов, относящихся к данному объекту учета.

К сведению. В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России расходы признаются в качестве активов, если они принесут в будущем экономические выгоды организации, то есть когда этот актив может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации.

С учетом изложенного нет оснований для отражения в составе РБП сумм, начисленных по переходящим отпускам, расходов на подписку, на страхование объектов основных средств на срок более одного месяца, на уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО. Расходы в виде членских взносов могут учитываться в составе РБП (в данном случае организация должна принять решение самостоятельно, в том числе исходя из существенности сумм, перечисляемых за несколько месяцев вперед). Расходами будущих периодов признаются затраты на приобретение неисключительных прав на использование программных продуктов (п. 39 ПБУ 14/2007), а также расходы, понесенные в связи с предстоящими работами по договору подряда (п. 16 ПБУ 2/2008) (Однако в данном случае мы исходим из того, что вновь созданная организация отказалась от применения ПБУ 2/2008).

10. Закрепить порядок формирования резерва сомнительных долгов (обязанность создания этого резерва установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета N 34н).

11. Установить способ списания расходов по выполненным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам (п. п. 11 - 14 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы").

12. Указать, что при оформлении хозяйственных операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов, а также документы, содержащие обязательные реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, и самостоятельно разработанные формы по учету специальной одежды и специальной оснастки, путевых листов (Обязательные реквизиты приведены в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152) и т.д.

В заключение напомним, что в силу п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие документы, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Налоговая "политика" подрядчика

Налоговым кодексом, в отличие от правил бухгалтерского учета, не предусмотрено упрощений для подрядчиков - субъектов малого предпринимательства в отношении расчетов с бюджетом по НДС и налогу на прибыль. На общих основаниях такая организация пользуется льготами по НДС, ведет раздельный учет и осуществляет восстановление ранее принятых к вычету сумм налога.

Налог на добавленную стоимость

Подрядчики часто осуществляют деятельность через обособленные подразделения. Поэтому в разделе учетной политики по НДС необходимо установить конкретный порядок нумерации счетов-фактур (в том числе корректировочных), если их составляет обособленное подразделение (обособленные подразделения). Напомним, в пп. "а" п. 1 разд. II Правил заполнения счета-фактуры указано: в случае если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения (Аналогичное требование установлено в отношении нумерации корректировочных счетов-фактур). В связи с этим считаем возможным внести в учетную политику, например, следующее положение: "При составлении счетов-фактур обособленными подразделениями порядковый номер документа через разделительную черту "/" дополняется цифровым индексом данного обособленного подразделения. Соответствующие индексы утверждаются в качестве приложения к учетной политике". Заметим, что при открытии каждого следующего подразделения необходимо оформить новую версию указанного приложения.

Постановление N 1137 допускает ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж и книги покупок как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Следовательно, организация должна выбрать и закрепить в учетной политике один из названных вариантов.

Примечание. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 гл. 21 "НДС" НК РФ).

Также необходимо утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры, в том числе выставляемые обособленными подразделениями (можно сделать это в форме приложения к учетной политике). В целях исчисления НДС в учетной политике целесообразно:
- акцентировать внимание на том, что по договорам, предусматривающим обязанность подрядчика ежемесячно составлять и представлять заказчику формы КС-2 и КС-3, данные документы не подтверждают факт приемки-сдачи результатов работ (Подобная фраза должна присутствовать и в заключаемых с заказчиками договорах) (Письма Минфина России от 07.11.2011 N 03-07-11/299, ФНС России от 25.01.2011 N КЕ-4-3/860@);
- закрепить определение этапа работ, которым признается законченный отдельный комплекс, вид работ или конструктивный элемент, риски случайной гибели или повреждения по которым могут перейти к заказчику (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

Налог на прибыль

Подрядчикам нередко приходится выполнять работы по договорам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом. Как указано в п. 2 ст. 271 НК РФ, если условиями таких договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ, доход от их реализации должен распределяться налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Значит, в учетной политике подрядной организации необходимо предусмотреть порядок признания в налоговом учете дохода по договорам, заключенным на срок более одного года, или если сроки начала и окончания выполнения работ приходятся на разные годы. Как следует из Писем Минфина России от 21.09.2011 N 03-03-06/1/581 и от 13.10.2006 N 03-03-04/4/160, цена договора может быть распределена между отчетными периодами, в которых исполняется договор, равномерно (В этом случае целесообразно распределять доход исходя из фактического количества дней выполнения СМР в каждом отчетном периоде. Например, если к выполнению работ по длительному договору подрядчик приступил 27 марта, то для целей признания виртуального дохода в отчетном периоде учитывается шесть календарных дней), пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов и т.д. На наш взгляд, организация также вправе закрепить в учетной политике специфичный для строительства способ признания доходов, а именно: исходя из сумм, указанных в подписанных сторонами актах по форме КС-2. Такой вариант не только вполне удовлетворяет требованию выбирать экономически обоснованный способ распределения доходов, но и позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет при условии, что в первом используется метод "по мере готовности".

В целях признания расходов подрядчик должен руководствоваться ст. ст. 318 и 319 НК РФ. Это означает, что в учетной политике должны быть утверждены:
- перечень прямых расходов;
- методика оценки незавершенного строительного производства.
К числу первых исходя из специфики выполнения СМР (а именно от характера деятельности организации зависит содержание перечня прямых расходов (Такой позиции придерживаются не только чиновники Минфина и ФНС, но и арбитражные судьи (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10, Определение ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5306/10))) подрядчик должен относить:
- затраты на материалы;
- оплату труда работников, участвующих в строительных работах, включая начисленные с этих сумм страховые взносы во внебюджетные фонды;
- расходы на оплату субподрядных работ;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при выполнении работ.

Обратите внимание! Налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности. Такие установки дала ФНС нижестоящим налоговым органам в Письме от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@.

К "незавершенке" относятся не только затраты по незаконченным работам, но и расходы по завершенным, но не сданным заказчику результатам СМР (п. 1 ст. 319 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/807). Цель оценки НЗП - распределение прямых расходов между незавершенным производством и закрытыми заказами. Методика расчетов была предложена Минфином в Письме от 04.02.2005 N 03-03-01-04/1/52 и сводится к следующему.
Прямые расходы должны распределяться пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец месяца) заказов в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).
Прямые расходы по выполненным работам включаются в состав НЗП только в случае наличия на конец месяца невыполненных заказов.
Прямые расходы по выполнению работ распределяются только на НЗП и реализованные работы. Прямые расходы текущего месяца за минусом расходов, приходящихся на НЗП, полностью признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде.
Для расчета суммы прямых расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем месяце, нужно определить долю незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ в общем объеме осуществленных в течение месяца заказов (получится дробь, где в числителе указываются данные о заказах, которые начали выполняться в отчетном периоде (текущем месяце) и не были закончены, в знаменателе - данные обо всех заказах (как законченных, так и не законченных в текущем месяце), которые начали выполняться в текущем месяце или ранее и не были закончены в предыдущих месяцах). Эта доля может выражаться как в стоимостном выражении, так и в натуральном (абз. 4 п. 1 ст. 319 НК РФ это не конкретизировано, но должно быть зафиксировано в учетной политике организации для целей налогообложения) (1).
Далее определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток незавершенных (либо завершенных, но не принятых заказчиком) расходов на начало месяца (2). Исчисляется сумма прямых расходов за месяц (3). Затем рассчитывается сумма прямых расходов на остатки НЗП на конец месяца (4) (4 = 1 x (2 + 3)).
Также определяется стоимость работ, завершенных в текущем месяце, но переданных в другие подразделения (учитывается в составе косвенных расходов текущего месяца), оказанных безвозмездно (не учитывается для целей налогообложения). Вышеназванная стоимость работ рассчитывается также исходя из доли незавершенных заказов (аналогично расчету в п. 4) (5).
В результате определяется сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные работы и признаваемая для целей налогообложения в текущем месяце (6) (6 = 2 + 3 - 4 - 5).
Добавим, что до распределения прямых расходов между закрытыми и незавершенными заказами необходимо оценить месячный объем каждого заказа, по которому в отчетном периоде были выполнены работы (оказаны услуги). Оценить объем заказов можно:
- по договорной стоимости (без учета НДС);
- по сметной стоимости (без учета нормы прибыли);
- по прямым расходам (без учета прямых распределяемых затрат);
- по натуральным показателям или исходя из их нормативной стоимости (при условии, что работы или услуги могут быть измерены в натуральных показателях);
- любым иным экономически обоснованным способом.
Показатель, выбранный из перечисленных, и непосредственно методику расчетов необходимо закрепить в учетной политике подрядчика.

К сведению. Установленный в учетной политике порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) должен применяться в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ).

В целях реализации положений ст. 313 НК РФ необходимо определиться с тем, как будет организована система налогового учета. Иными словами, в учетной политике следует закрепить, что станет основой исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль:
- сведения, отраженные только в бухгалтерском учете;
- данные одновременно бухгалтерского и налогового учета;
- сведения только налогового учета.
Кроме того, в качестве приложений к учетной политике утверждаются формы аналитических регистров налогового учета.

Примечание. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Дополнительно в учетной политике должны быть отражены следующие нюансы:
1. Показатель (среднесписочная численность работников или расходы на оплату труда), используемый для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение. Заметим, что выбранный показатель должен оставаться неизменным в течение налогового периода, его замену следует согласовать с налоговым органом.
2. Способ расчета предельной величины процентов, подлежащей списанию на расходы: исходя из ставки рефинансирования или по сопоставимым долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ). В последнем случае нужно закрепить порядок определения сопоставимости в отношении сроков, объемов и обеспечения долговых обязательств.
3. Метод начисления амортизации (включая возможность применения коэффициентов) и использование (указать конкретный размер в процентах) либо отказ от права на амортизационную премию.
4. Метод оценки материалов при их списании (п. 8 ст. 254 НК РФ).
5. Создание резервов (на ремонт объектов основных средств (ст. ст. 260 и 324 НК РФ), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ)) либо отказ от этого права.
6. Порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль (ст. 286 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Пункт 1 ст. 230 НК РФ обязывает организацию вести в регистрах налогового учета в течение года учет:
- доходов, полученных от них физическими лицами;
- вычетов, предоставленных физическим лицам;
- сумм исчисленных и удержанных налогов.
При этом установлено, что формы таких регистров и порядок отражения в них данных (налогового учета, первичных учетных документов) разрабатываются предприятием самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать физическое лицо - налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов (согласно утверждаемым ФНС кодам), суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджет, реквизиты соответствующего платежного документа.
Таким образом, во исполнение перечисленных требований организация в качестве приложения к учетной политике должна утвердить форму (формы) налоговых регистров по НДФЛ и порядок ее (их) заполнения.

* * *

Учетная политика - объемный документ, но не потому, что в него нужно переписывать выдержки из нормативных документов по бухгалтерскому и налоговому учету. Напротив, в нем необходимо закрепить (причем как можно более подробно) те нюансы, которые законодательством не урегулированы. Это позволит либо свести к минимуму основания для споров с налоговиками, аудиторами и прочими контролерами, либо убедить арбитров в правомерности своих действий. Надеемся, представленные в статье рекомендации помогут вам создать учетную политику своей вновь созданной фирмы, которая, как мы считаем, может пользоваться бухгалтерскими упрощениями, предусмотренными для малого бизнеса.

Май 2012 г.





Статьи по теме: