Главная - Статьи

Формируем бухгалтерскую учетную политику

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает экономическим субъектам самостоятельно сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). При ее же формировании рекомендовано руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Как правило, в конце года каждый экономический субъект пересматривает учетную политику, которой пользовался в течение данного отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной политике или положение об учетной политике).

Изменение учетной политики субъекта требует внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется тем, что:

  • вносимые в учетную политику изменения будут действовать в течение всего отчетного года;
  • выбираемые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств экономического субъекта перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов;
  • с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами субъекта.

Требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, должны быть изложены в федеральном стандарте (пп. 4 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Приказом Минфина России от 23.05.2016 N 70н утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг. Данной Программой (п. 2.2) предусмотрено внесение изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Проект вносимых изменений, ответственным исполнителем которых является Минфин России, следовало направить в Совет по стандартам бухгалтерского учета в III квартале 2016 г., предполагаемая же дата вступления в силу вносимых изменений для обязательного применения - 2018 г.

До утверждения же федеральных стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Исходя из этого основным документом при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета является упомянутое ПБУ 1/2008. В этом документе дано расширенное определение учетной политикой организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. 2):

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки и
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п. п. 3, 4 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

Следовательно, выбор одного из предлагаемых нормативными документами по бухгалтерскому учету вариантов методики учета конкретного факта хозяйственной жизни, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учетную политику организации.

Момент внесения изменений

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). В то же время возможно и ее изменение. Условия, при которых может производиться такое изменение, приведены в п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ. Таковыми являются:

  • изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации.

Существенное же изменение условий деятельности экономического субъекта может быть связано с изменением видов ее деятельности, реорганизацией, сменой собственников и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности субъекта. Это означает, что организация может вносить дополнения в учетную политику по мере возникновения новых фактов хозяйственной жизни, не имевших места ранее, а не пытаться при формировании учетной политики предугадать все возможные операции, которые будут осуществляться ею в будущем.

Дополнения, внесенные в учетную политику, вводятся в действие с момента возникновения факта хозяйственной жизни, потребовавшего их внесения.

Изменения же можно ввести в учетную политику лишь с начала финансового года (п. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (п. 15 ПБУ 1/2008). Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Такое отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период.

Кроме корректировки показателя "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" также пересчитывают значения связанных статей бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период, представленный в отчетных формах. Эти показатели корректируются таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с начала возникновения соответствующих фактов хозяйственной деятельности.

Если же оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, то измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после его введения (перспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008).

Организации же, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - УСВБУ), могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008), то есть без корректировок показателей прошлых лет.

Субъекты, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Упрощенные же способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не вправе применять, в частности (п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ):

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным п. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства указанными экономическими субъектами должны выполняться следующие условия:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • от 101 до 250 человек - для средних предприятий;
    • до 100 человек - для малых предприятий;
    • среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности независимо от налогового режима их обложения, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Такие предельные значения дохода установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в следующих размерах:

  • 120 млн руб. - для микропредприятий;
  • 800 млн руб. - для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. - для средних предприятий.

Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, приведенным в п. п. 78 - 81.11 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (утв. Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428).

Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из нижеприведенных требований:

  • суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:
    • Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) не должна превышать 25%;
    • иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, - 49%;
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с упомянутым Законом N 244-ФЗ;
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. Ведение указанного реестра возложено на ФНС России. В информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте ФНС России, сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, были размещены 1 августа 2016 г. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, осуществляется ежемесячно начиная с 10 сентября 2016 г. (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (п. п. 3, 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • определяется в соответствии с наибольшим по значению условием среднесписочной численности или дохода;
  • изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений среднесписочной численности и (или) дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
  • Требования при формировании

    Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которого в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

    Напомним, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (п. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Ему в силу п. 3 указанной ст. 7 Закона N 402-ФЗ надлежит:

    • возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо
    • заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

    Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Законом N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - УСВБУ), а также руководитель субъекта среднего предпринимательства могут принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

    Организация, применяющая УСВБУ, имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо исходить из требования п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление:

    • о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
    • финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, -

    необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

    Учетная политика экономического субъекта должна основываться на допущениях (п. 5 ПБУ 1/2008):

    • имущественной обособленности;
    • непрерывности деятельности;
    • последовательности применения учетной политики, а также
    • временной определенности фактов хозяйственной жизни.

    Она должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости (п. 6 ПБУ 1/2008). Учетная политика при этом должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины субъекта.

    Пункт 4 ПБУ 1/2008 рекомендует экономическим субъектам с учетной политикой утверждать и рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

    Дополнительные возможности

    Для ведения бухгалтерского учета организации, применяющие УСВБУ, могут сократить количество синтетических счетов в принимаемом ими рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться (разд. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н) для учета:

    • производственных запасов - счет 10 "Материалы" вместо счетов 07 "Оборудование к установке", 10, 11 "Животные на выращивании и откорме";
    • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 "Основное производство" вместо счетов 20, 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу";
    • готовой продукции и товаров - счет 41 "Товары" вместо счетов 41 и 43 "Готовая продукция";
    • денежных средств в банках - счет 51 "Расчетные счета" вместо счетов 51, 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути";
    • дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76, 79 "Внутрихозяйственные расчеты";
    • капитала - счет 80 "Уставный капитал" вместо счетов 80, 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал";
    • финансовых результатов - счет 99 "Прибыли и убытки" вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99.

    Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета.

    Для систематизации и накопления информации организации, применяющие УСВБУ, могут принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

    Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

    Так, п. 6.1 ПБУ 1/2008 позволяет микропредприятиям и некоммерческим организациям, применяющим УСВБУ, при формировании учетной политики предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (разд. 4.1 Типовых рекомендаций).

    Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

    Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (разд. 4.2 Типовых рекомендаций).

    Формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, но это не означает невозможность их дальнейшего использования.

    Исходя из этого для ведения бухгалтерского учета могут использоваться:

    • формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно (каждый первичный учетный документ при этом должен содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), либо
    • формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

    Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

    Вариант форм первичных документов, используемых экономическим субъектом в бухгалтерском учете, закрепляется в его учетной политике.

    При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством РФ, федеральными стандартами.

    Напомним, что объектами бухгалтерского учета согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ являются:

    • факты хозяйственной жизни;
    • активы;
    • обязательства;
    • источники финансирования его деятельности;
    • доходы;
    • расходы;
    • иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

    Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) (п. 12), "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (п. 18) (утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N N 32н и 33н соответственно), "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (п. 19) позволяют организациям, применяющим УСВБУ, использовать кассовый метод учета доходов и расходов. Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) в этом случае признается после поступления денежных средств и иной формы оплаты, а расходы - после погашения соответствующей задолженности.

    Данные субъекты в силу п. 9 ПБУ 10/99 могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

    Упомянутые экономические субъекты могут не применять следующие Положения по бухгалтерскому учету:

    • "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н) (п. 2.1 ПБУ 2/2008);
    • "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) (п. 3 ПБУ 8/2010);
    • "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008) (утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н) (п. 3 ПБУ 11/2008);
    • "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) (п. 3.1 ПБУ 16/02);
    • "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) (п. 2 ПБУ 18/02).

    Неприменение упомянутыми организациями:

    • ПБУ 2/2008 - позволяет признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов;
    • ПБУ 8/2010 - не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.);
    • ПБУ 18/02 - предоставляет возможность:
      • отражать только суммы налога на прибыль отчетного периода, без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
      • не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты в бухгалтерской отчетности.

    Организации, применяющие УСВБУ, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (ПБУ 19/02) (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н) для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

    Напомним, что для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются (п. 19 ПБУ 19/02):

    • на финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном Положением порядке, и
    • финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

    Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02). Следовательно, все финансовые вложения указанные субъекты могут отражать по первоначальной стоимости.

    Упомянутые субъекты могут не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.

    Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008) позволяет все тем же упомянутым организациям признавать все расходы по займам прочими расходами (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Расходы по займам в общем случае признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (абз. 1 и 2 п. 7 ПБУ 15/2008).

    Инвестиционным же активом признается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, которые причитаются к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива.

    Как видим, рассматриваемые субъекты могут не включать расходы по займам в стоимость инвестиционного актива, а учитывать их в прочих расходах.

    Организации, применяющие УСВБУ, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (абз. 6 п. 9 ПБУ 22/2010). Указанный же п. 14 устанавливает порядок исправления несущественных ошибок предшествующего отчетного периода, которые выявлены после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год. Такие ошибки исправляются записями по счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором они выявлены. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления таких ошибок, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

    Таким образом, все ошибки, выявленные после даты утверждения бухгалтерской отчетности, данные организации могут исправлять в соответствии с правилами исправления несущественных ошибок.

    Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) позволяет организациям, применяющим УСВБУ:

    • принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика (п. 13.1);
    • признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3);
    • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25);
    • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, а также другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов (п. 13.2).

    Микропредприятия нормой упомянутого п. 13.2 ПБУ 5/01 могут воспользоваться без приведенного условия.

    Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) для организаций, применяющих УСВБУ, установлен ряд преференций. Среди них возможность:

    • определения первоначальной стоимости объекта основных средств (п. 8.1):
      • при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
      • при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств;
    • начисления амортизации (п. 19):
      • единовременно по всем основным средствам по состоянию на 31 декабря отчетного года в размере годовой суммы либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией;
      • единовременно по объектам производственного и хозяйственного инвентаря в размере первоначальной их стоимости при принятии их к бухгалтерскому учету;
    • не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (п. 15).

    Возможность непроведения переоценки нематериальных активов для целей бухгалтерского учета организациями, применяющими УСВБУ, установлена и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) (п. 17).

    Помимо этого, ПБУ 14/2007 позволяет данным организациям:

    • признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1);
    • не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 22).

    Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н) предоставляет возможность организациям, применяющим УСВБУ, списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14).

    Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет все тем же организациям составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 6). Требования же по составу бухгалтерской отчетности по упрощенной системе приведены в п. 6 Приказа Минфина России N 66н:

    • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств позволено включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств предлагается приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Организации, применяющие УСВБУ, самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности. При этом они могут использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, приведенные в Приложении 5 к Приказу N 66н.

    Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет данным организациям приводить в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11).

    Указанные организации могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций. Так:

    • Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н) предоставляет возможность не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2),
    • а Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) - не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 3.1).

    При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты организации, применяющей УСВБУ, следует исходить из требования рациональности.

    Выше говорилось:

    • о возможности нераскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, а также
    • о возможности отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

    Если организация, применяющая УСВБУ, сочтет нужным применять вышеприведенные положения, которые позволят ей облегчить ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности, то данному субъекту необходимо внести соответствующие положения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.

    Помимо выбора формы бухгалтерского учета, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, способов оценки активов и обязательств упомянутым п. 4 ПБУ 1/2008 предлагается совместно с учетной политикой утвердить:

    • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
    • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
    • порядок контроля за объектами бухгалтерского учета, -

    а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы свой деятельности и предусмотреть порядок их учета в учетной политике.

    Избранные же экономическим субъектом при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

    Декабрь 2016 г.





    Статьи по теме: