Главная - Статьи

Учет списания основных средств

 

Осуществление деятельности любой организации неминуемо связано с использованием основных средств (ОС). В процессе эксплуатации объекты основных средств изнашиваются и со временем становятся непригодными к эксплуатации (например, в связи с моральным или физическим износом либо чрезвычайным происшествием). В таких случаях организация вынуждена списывать (ликвидировать) имущество. Как же правильно оформить и отразить в бухгалтерском учете ликвидацию объекта ОС?
Документальное оформление. Согласно п. п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н; далее - Методические указания) для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
Комиссия осматривает объекты ОС, изучает их технические паспорта, инструкции по эксплуатации, бухгалтерские документы, свидетельствующие о постановке таких средств на учет и начисленной по ним амортизации.
По результатам осмотра комиссия устанавливает наличие морального или физического износа объекта ОС, его причины (нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта и др.). Выявляются лица, виновные в преждевременном выбытии объекта, и выносится предложение о привлечении их к ответственности.
К компетенции комиссии также относятся установление возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости. Если в составе списываемого основного средства имеются драгоценные металлы, комиссия контролирует процесс их изъятия, определения количества и веса и сдачи на склад.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных средств. Унифицированные формы по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7). В частности, применяются следующие формы:
- N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)";
- N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств";
- N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)".
В акте указываются данные, характеризующие объект основных средств (год изготовления (постройки), даты его принятия к бухгалтерскому учету и ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации), а также проведенные переоценки, ремонты, причина выбытия, ее обоснование и состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Кроме того, в акте обязательно отражаются отсутствие или наличие виновных лиц, решение о привлечении виновных к ответственности или освобождении от нее.
Порядок составления акта о списании основных средств и сведения, которые он должен содержать, перечислены в Письме Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, поэтому следует тщательно проверить акт на предмет соответствия всем предъявляемым требованиям.
Акт, составленный в двух экземплярах, заверяется подписями членов комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, и является основанием для сдачи на склад или реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. Второй экземпляр передается в бухгалтерию, где на его основании ставится отметка о выбытии объекта ОС в одном из следующих документов (утв. Постановлением N 7):
- инвентарной карточке учета объекта основных средств (форма N ОС-6);
- инвентарной карточке группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а);
- инвентарной книге учета объектов основных средств (форма N ОС-6б), предназначенной для учета объектов основных средств малых предприятий.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.
В случае принятия решения о ликвидации объекта недвижимости по причине невозможности его дальнейшего использования необходимо представить документы в органы Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) для регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости. При этом нужно соблюдать установленные требования к перечню представляемых документов.
Бухгалтерский учет ликвидации основного средства. Стоимость объектов основных средств, которые выбывают или не способны приносить организации экономических выгод (дохода) в будущем, по нормам бухгалтерского законодательства подлежит списанию.
Выбытие объектов основных средств согласно п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; далее - ПБУ 6/01) и п. 76 Методических указаний имеет место в случаях:
- продажи;
- прекращения использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;
- передачи по договору мены, дарения;
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
- выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- в иных случаях.
В процессе списания основного средства у организации возникают расходы в виде:
- остаточной стоимости ликвидируемого имущества;
- затрат по демонтажу.
Документом, подтверждающим начало выбытия объекта, может быть распоряжение о ликвидации объекта. Списание стоимости основного средства рекомендуется отражать на отдельном субсчете, открываемом к счету учета основных средств. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения наличия и движения основных средств предназначен счет 01 "Основные средства". Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств".
Это обусловлено следующим:
- объекты, находящиеся в стадии выбытия, уже не удовлетворяют критериям признания ОС. Поэтому они должны быть обособлены от остальных основных средств в учете. В случае существенности этой информации данные о таких ОС должны быть раскрыты не только в пояснительной записке к отчетности, но и выделены отдельной строкой в балансе (форма N 1) (п. 32 ПБУ 6/01; п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н);
- если выбывающие объекты не перенести на счет выбытия, то не будет оснований для прекращения начисления по ним амортизации. Ведь в течение срока полезного использования объекта ОС начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода их на консервацию или восстановления продолжительностью более 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01). Понятно, что ни законсервировать, ни перевести в режим восстановления выбывающий объект невозможно. Однако его списание на счет выбытия можно приравнять к списанию с бухгалтерского учета и прекратить в связи с этим начисление амортизационных отчислений (п. 22 ПБУ 6/01).
Например, если организация для учета основных средств использует к счету 01 субсчет 1 "Основные средства в организации", то для учета операций выбытия можно открыть субсчет 2 "Выбытие основных средств".
В дебет счета 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств", списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, в нашем случае это субсчет 1 счета 01. В кредит счета 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств" относится сумма начисленной амортизации за весь срок полезного использования основного средства в корреспонденции с дебетом счета 02 "Амортизация основных средств". Такой порядок установлен п. 84 Методических указаний.
По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основного средства списывается с кредита счета 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств", в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Можно ли списывать расходы на демонтаж, если само ОС еще не ликвидировано?
Да, так как расходы, связанные с продажей основных средств, в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее - ПБУ 10/99) являются прочими расходами организации. Величина данных расходов определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. п. 6, 14.1 ПБУ 10/99, т.е. расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).
На основании п. 11 ПБУ 10/99 остаточная стоимость и затраты, связанные с выбытием, отражаются в том периоде, к которому они относятся, и учитываются в составе прочих расходов.
В бухгалтерском учете списание основного средства согласно п. 84 Методических указаний фиксируется следующими записями:
Дебет 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств", Кредит 01 - отражена первоначальная стоимость списываемого основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств", - отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;
Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 01, субсчет 2 "Выбытие основных средств", - списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).
Если ликвидацию основного средства осуществляет, например, ремонтная служба организации, то расходы необходимо учесть таким образом:
Дебет 23 "Вспомогательные производства", Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д.) - отражены расходы на ликвидацию основного средства;
Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 23 - списаны расходы на ликвидацию основного средства.
Если же ликвидацию основного средства осуществляет сторонняя организация, то связанные с подрядной деятельностью затраты отражаются записью:
Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом.





Статьи по теме: