Главная - Статьи

Страховой стаж для пособий

Примечание. Практически невозможно найти работодателя, у которого сотрудники за время его предпринимательской деятельности хотя бы раз не болели. А это, в свою очередь, обязывает его выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. Расчет же такого пособия необходимо осуществить в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и принятыми в развитие их нормативными правовыми актами.

Размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности находится в непосредственной зависимости от страхового стажа работника. Так, согласно ч. 1 и 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 лет и более, данное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. Работнику, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, полагается 80% среднего заработка. Сотруднику же, страховой стаж которого не достиг 5 лет, причитается всего лишь 60% среднего заработка. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Напомним, что с 1 января текущего года МРОТ установлен в размере 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
При расчете же пособия по беременности и родам установлена лишь одна градация по стажу - 6 месяцев. Данное пособие застрахованным лицам, страховой стаж у которых:

  • не достиг 6 месяцев, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ;
  • превысил 6 месяцев, - в размере 100% среднего заработка (ч. 1 ст. 11 упомянутого Закона N 255-ФЗ).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, при выплате указанных пособий в размере, не превышающем МРОТ, их сумма увеличивается на эти коэффициенты (ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, для определения размера пособий как по временной нетрудоспособности, так и по беременности и родам работодателю необходим цифровой показатель страхового стажа застрахованного лица. Страховым же стажем в целях социального страхования признается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Учитываемые периоды

Основные положения исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам изложены в ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Так, в страховой стаж для определения размеров указанных пособий включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Законодатель при этом дал поручение федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, разработать и утвердить правила подсчета и подтверждения страхового стажа. На тот момент таковым являлось Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321). Ведомством в связи с этим был выпущен Приказ от 06.02.2007 N 91, которым утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно п. 2 Правил в страховой стаж застрахованного лица включаются периоды:

  • его работы по трудовому договору;
  • когда это лицо находилось на государственной гражданской или муниципальной службе;
  • иной его деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

К иным периодам деятельности застрахованного лица, которые учитываются при определении страхового стажа, относятся:

  • периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.2001 и после 01.01.2003, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
  • периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 г., а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после приведенной даты;
  • периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

Если застрахованное лицо определенное время осуществляло:

  • адвокатскую деятельность - до 1 января 2001 г. (без каких-либо условий) и после 1 января 2003 г. при уплате в этот период платежей на социальное страхование;
  • деятельность в качестве священнослужителя, за которую уплачены платежи на социальное страхование, -

то периоды такой деятельности включаются в страховой стаж (п. 2 Правил).

Примечание. В страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Под платежами на социальное страхование в целях указанных Правил понимаются:

  • взносы на государственное социальное страхование - за период до 1 января 1991 г.;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования РФ - за период с 1 января 1991 г. по 31 декабря 2000 г.;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании" - за период после 1 января 2010 г.;
  • налоги, зачисляемые в ФСС РФ:

единый социальный налог - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г.;

единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2010 г.;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2010 г.;

единый сельскохозяйственный налог - за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2010 г.

Зачисляемая же в бюджет Фонда социального страхования РФ часть единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями при использовании "упрощенки", ЕНВД и ЕСХН, не признается уплатой платежей на социальное страхование за этот период деятельности (п. 3 Правил).

К платежам на социальное страхование относятся также и страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, добровольно уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, в соответствии с:

  • Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" - за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2009 г.;
  • упомянутым Законом N 255-ФЗ - за период после 1 января 2010 г.

Напомним, что Закон N 190-ФЗ устанавливал порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей. Отнесенные законодателем в "другую категорию страхователей" адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера имели право добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этом случае они осуществляли уплату за себя страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 части второй НК РФ для соответствующих категорий плательщиков (ст. 3 Закона N 190-ФЗ).

С 1 января 2010 г. Закон N 190-ФЗ утратил силу (п. 16 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

Пунктом же 14 ст. 34 Закона N 213-ФЗ в Закон N 255-ФЗ была введена гл. 1.2 "Особенности уплаты страховых взносов", ст. 4.5 которой установлен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поэтому лица, воспользовавшиеся таким правом, могут включить в свой страховой стаж периоды деятельности, за которые ими были добровольно уплачены страховые взносы в ФСС РФ.

Примечание. Учитываются в страховом стаже и периоды привлечения к оплачиваемому труду после 1 ноября 2001 г. лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы.

Подтверждающие документы

Подтвердить страховой стаж по месту назначения и выплаты пособия могут документы, которые удостоверяют, что в определенные периоды работы физическое лицо было застраховано в системе государственного социального страхования и с его доходов в бюджет Фонда социального страхования РФ поступали платежи. Собрать же такие документы должно само застрахованное лицо (п. 20 Правил) и представить их по месту назначения и выплаты пособия. Для работников таковым является работодатель, для адвокатов, индивидуальных предпринимателей, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию, - территориальный орган ФСС РФ (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Напомним, что с 1 января 2004 г. при оформлении трудовой книжки используется форма, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, до этого же использовалась форма трудовой книжки, которая была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656.

Сами трудовые книжки и записи, произведенные в них, должны быть оформлены в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. тем же Постановлением Правительства РФ N 225) или трудовым законодательством, действующим на день внесения записей в них (п. 24 Правил).

Периоды, которые подтверждаются в трудовой книжке записями, осуществленными с нарушением указанных нормативных документов, специалисты ФСС РФ могут исключить из страхового стажа. Не исключена вероятность, что это может привести и к уменьшению размера начисленного пособия. Последнее же проверяющими будет признано как нарушение в расходовании соцстраховских средств и повлечет за собой непринятие к зачету части суммы пособия, выплаченной работнику, в счет исчисленной суммы страховых взносов в ФСС РФ.

Примечание. Проблем с подтверждением страхового стажа застрахованного лица не возникает, если сотрудник до найма его работодателем все время работал по трудовому договору (трудовым договорам) в организации (организациях) или проходил государственную гражданскую или муниципальную службу. Данные о такой работе, а следовательно, и о страховом стаже подтверждаются записями в его трудовой книжке (п. 8 Правил).

До 6 октября 2006 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации") работодатели - индивидуальные предприниматели при найме сотрудников не имели права вести их трудовые книжки. Действующей до этой даты Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162) не предусматривалась возможность ведения ими трудовых книжек. Поэтому трудовой стаж работающих у индивидуальных предпринимателей лиц до этого момента может подтверждаться письменным трудовым договором, зарегистрированным в органе местного самоуправления по месту регистрации предпринимателя, и документами работодателя, подтверждающими уплату указанных выше платежей в ФСС РФ.

Если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо нет записей об отдельных периодах работы сотрудника, то в подтверждение этих периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 8 Правил).

Документы, свидетельствующие о периодах работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, которые представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия, должны содержать:

  • номер и дату выдачи;
  • Ф.И.О. застрахованного лица, которому выдается документ;
  • месяц и год его рождения;
  • место и период работы, профессию (должность) с указанием оснований - приказов, лицевых счетов и др.

При этом документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься для подтверждения страхового стажа и в случае, если не содержат основания для их выдачи.

Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадают с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, то факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о регистрации (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (п. 26 Правил).

Деятельность:

  • индивидуального предпринимателя;
  • члена крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера;
  • физического лица, занимающегося частной практикой нотариуса, частного детектива, частного охранника, иного лица, занимающегося в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, -

за периоды до 1 января 2001 г. и после 1 января 2003 г. подтверждается документом территориального органа Фонда социального страхования РФ об уплате платежей на социальное страхование (п. п. 12 - 14 Правил).

Отметим, что у перечисленных выше лиц ни при каких обстоятельствах два года - 2001-й и 2002-й - целиком не входят в страховой стаж, поскольку в этот период они в принципе не могли уплачивать социальные платежи в ФСС РФ.

Застрахованные лица периоды работы у отдельных граждан по договорам (в качестве домашней работницы, няни, секретаря, машинистки и др.) могут подтвердить договором между работодателем и работником, зарегистрированным в органах местного самоуправления, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование (п. 10 Правил).

Алгоритм расчета

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Данное положение не столь уж четко установило алгоритм расчета. Расчет можно осуществлять двумя способами.

Первый вариант заключается в следующем. Вначале подсчитывается количество календарных дней:

  • по трудовой книжке - с даты приема на работу:

по дату увольнения - по предыдущим местам работы;

по день наступления временной нетрудоспособности - по последнему месту работы, а также

  • по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж.

Полученные значения суммируются, и тем самым определяется общее количество дней страхового стажа во всех периодах работы.

Затем эта сумма делится на 30 дней, поскольку каждые 30 дней в целях указанных Правил признаются полным месяцем. Полученное целое число указывает на количество полных месяцев страхового стажа. Оставшаяся же дробная часть в дальнейшем расчете не участвует.

Последним же действием становится определение количества полных лет страхового стажа. Для этого полученное количество полных месяцев страхового стажа делится на 12 месяцев.

При втором же варианте расчета по каждому месту работы, указанному в трудовой книжке, а также по каждому представленному документу, подтверждающему страховой стаж, определяется количество полных лет, полных месяцев и дней работы в неполных месяцах. После чего находятся совокупности по каждой такой составляющей. А затем составляющая по дням переводится в полные месяцы, а совокупность по месяцам с учетом полученных месяцев из совокупности дней переводится в полные годы.

Разница при определении страхового стажа при использовании первого и второго вариантов вроде бы небольшая - 5 (или 6) дней за год (365 дн. (366 дн.) - 30 дн/мес. x 12 мес.). Но она может стать критичной в моментах, когда стаж меняет порядок исчисления пособий, то есть когда он близок к 6 месяцам, 5 и 8 годам.

Пример. 19 июня 2013 г. в организацию на работу был принят М.Т. Сухой. Данная работа является для него первой. 25 декабря им представлен листок нетрудоспособности о его болезни с 16 по 24 декабря.
Страховой стаж на момент наступления временной нетрудоспособности (16 декабря) при использовании первого варианта расчета составит 6 месяцев и 1 день, поскольку сотрудник проработал в организации 181 день ((12 + 31 + 31 + 30 + 31 + 30 + 16), где 12 и 16 - число проработанных дней в июне и декабре, 6 мес. (181 дн. : 30 дн/мес.)). Исходя из этого пособие по временной нетрудоспособности работнику следует выплатить в размере 60% среднего заработка.
По второму же варианту расчета страховой стаж работника - 5 месяцев и 28 дней (5 полных месяцев - с июля по ноябрь включительно, 28 дней складываются из 12 дней в неполном июне и 16 дней в неполном декабре). Следовательно, работнику полагается пособие в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Подобный случай и рассматривался судьями ФАС Уральского округа. Организация при определении страхового стажа работника воспользовалась первым вариантом расчета и определяла страховой стаж исходя из общего количества взятых календарных дней как с предыдущих мест работы, так и со своего и деления общего количества календарных дней на 30 дней. Страховой стаж двух работников для определения размера пособия составил чуть более 5 лет (5 лет 9 дней и 5 лет 3 дня). В связи с чем пособие по временной нетрудоспособности указанным застрахованным лицам было выплачено страхователем исходя из 80% среднего заработка.

Суд первой инстанции и апелляционный суд установили, что в рассматриваемом случае исчисление страхового стажа работникам произведено организацией в противоречие принципу, закрепленному в п. 21 Правил. Судьи при этом пришли к выводу о правомерности определения отделением ФСС РФ страхового стажа как менее 5 лет и, соответственно, исчисления застрахованным лицам организации пособия по временной нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка.

Кассация решение суда первой инстанции и Постановление апелляционного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения (Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2012 N Ф09-11441/12, Определением ВАС РФ от 26.03.2013 N ВАС-3541/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).

Как видим, необходимость перевода каждых 30 дней в полные месяцы действует только для не полностью отработанных застрахованным лицом месяцев. В Письме ФСС РФ от 30.10.2012 N 15-03-09/12-3065П подчеркнуто, что при расчете страхового стажа перевод каждых 30 дней указанных периодов в полные месяцы, а каждых 12 месяцев этих периодов - в полные годы предусматривается только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет.

В случае если календарный месяц или календарный год отработан работником полностью, то делить количество отработанных дней на 30 дней и соответственно 12 месяцев нет необходимости.

С учетом приведенного работнику в приводимом выше примере пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ.

Окончание примера. Расчетным периодом при страховом случае, произошедшем в 2013 г., являются 2011 и 2012 гг. У Сухого работа в организации первая, поэтому в расчетном периоде у него не было заработка. Средний дневной заработок в таком случае рассчитывается исходя из МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Величина среднего дневного заработка равна 171,12 руб/дн. (5205 руб/мес. x 24 мес. : 730 дн.).
Сумма дневного пособия составит 102,67 руб/дн. (171,12 руб/дн. x 60%), размер же пособия по временной нетрудоспособности - 924,03 руб. (102,67 руб/дн. x 9 дн.).
Дневное пособие было исчислено исходя из МРОТ, поэтому осуществлять проверку на ограничение, установленное ч. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ, нет смысла. Пособие (60% среднего заработка, определенного из МРОТ) и так не превысит МРОТ в пересчете на полный календарный месяц.
Первые три дня болезни 308,01 руб. (102,67 руб/дн. x 3 дн.) оплачиваются за счет работодателя, остальные шесть дней 616,02 руб. (924,03 - 308,01) - за счет средств ФСС РФ.

Если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, то за дату принимается 1 июля соответствующего года. Если же в документе не указано число месяца, то таковым является 15-е число соответствующего месяца (п. 27 Правил).
Определять страховой стаж сотрудников работодателю желательно коллегиально. Для этого логично создать специальную комиссию, результаты заседаний которой будут оформляться протоколом. Вариант такого протокола приведен в образце.

Образец

протокол комиссии по установлению страхового стажа

Как было сказано выше, документы, подтверждающие страховой стаж, должно собрать само застрахованное лицо. Но не исключена вероятность, что в момент представления листка нетрудоспособности сотрудник необходимых дополнительных документов работодателю не представит.

Работодателю для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам законодатель предоставил 10 календарных дней, исчисляемых со дня обращения застрахованного лица за его получением. Выплату же пособия работодателю надлежит осуществить в ближайший после назначения пособия день выдачи заработной платы (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Поэтому если работник принес больничный лист, а дополнительные документы еще не готовы, то работодателю необходимо определить страховой стаж исходя из имеющихся на тот момент данных, осуществить расчет размера пособия и выплатить работнику причитающуюся сумму. После же представления дополнительных документов уточняется продолжительность страхового стажа работника (при этом оформляется новый протокол об определении страхового стажа) и производится перерасчет пособия. Но такой перерасчет можно осуществить лишь до истечения шести месяцев, отсчитываемых со дня выхода сотрудника на работу по окончании болезни. И связано это с существующим ограничением по времени назначения пособия по временной нетрудоспособности. Оно может назначаться, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (ч. 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).

Выше было указано, что для получения пособия в размере 100% среднего заработка страховой стаж работника должен составлять 8 лет и более. Если такое количество лет работодателем определяется из записей трудовой книжки, то представлять работнику дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж при осуществлении им иной деятельности, нет необходимости.

Ноябрь 2013 г.





Статьи по теме: