Главная - Статьи

Стоимость бухгалтерского обслуживания в Москве

Характеристика предоставляемых бухгалтерских услуг на аутсорсинг

На московском рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг действует несколько десятков крупных игроков и сотни небольших компаний. Ассортимент предоставляемых ими услуг зависит от возможностей провайдера. В целом рынок Москвы предлагает следующие услуги:

  • обслуживание предприятий и индивидуальных предпринимателей с созданием первичных учетных документов или без него;
  • обслуживание по готовым регистрам без использования платформы 1с и других бухгалтерских программ;
  • обслуживание с постоянным присутствием представителя провайдера в офисе заказчика; предоставляется услуга исполнения обязанностей главного бухгалтера;
  • подготовка и обработка первичных документов и ввод данных в базу;
  • ведение налогового учета, расчет и оптимизация налогов, составление и передача налоговой отчетности в ИФНС;
  • подготовка ежемесячной, квартальной и годовой бухгалтерской, статистической и других видов отчетности по РСБУ и МСФО, сдача ее в уполномоченные органы (в том числе нулевая отчетность), проведение сверок;
  • защита интересов клиента при сопровождении налоговых и аудиторских проверок;
  • консалтинговые услуги по вопросам бухучета и налогообложения, информирование клиентов об изменениях в законодательстве;
  • анализ и оптимизация методологии бухучета;
  • ведение бухгалтерского и налогового учета всего предприятия «под ключ»;
  • ведение отдельных участков бухгалтерии и налогового учета – это может быть учет основных средств, кассовые операции, расчет заработной платы и амортизационных начислений, расчеты с поставщиками и т.п.;
  • аудит, восстановление и постановка бухучета с нуля.

Факторы, формирующие стоимость бухгалтерского обслуживания

Разрыв заявленной в коммерческих предложениях провайдеров стоимости бухгалтерских услуг в Москве велик – от 10 до 650 тысяч рублей в месяц. Некоторые аутсорсеры исчисляют стоимость своих услуг в расчете на человеко-час – свыше 1600 рублей. Такой диапазон цен объясняется большим количеством мелких игроков рынка, которые имеют немного клиентов и в своем сегменте монополизируют ценообразование.
Заказчик аутсорсинга, выбирая недорогого провайдера, значительно рискует. Учитывая затраты аутсорсера на содержание офиса и персонала, цена услуг специалистов высокой квалификации не может быть низкой. Риск заключается в разном понимании услуги у клиента и провайдера, а также в ненадлежащем выполнении работ по договору, оценить которое клиент сможет только по результатам.
Расчет себестоимости услуг мелких провайдеров довольно часто проводится некомпетентно. Между тем существует ряд совершенно определенных факторов, влияющих на ценообразование в данном сегменте рынка.

  • Сфера деятельности клиента. Торговля, интернет-магазины, строительство и другие – все области имеют свои особенности ведения учета. Трудозатраты провайдера здесь определяются изменениями номенклатурной базы, объемом отгрузок и т.п.
  • Система налогообложения, принятая на предприятии клиента. Использование ОСН предполагает большую сложность ведения бухгалтерского учета и значительно больший объем отчетности. Трудозатраты аутсорсера здесь гораздо выше, чем при упрощенной системе налогообложения или применяемом режиме ЕНВД.
  • Количество работников на предприятии заказчика. Начисление заработной платы при большом количестве персонала – трудоемкий процесс, поэтому также увеличивает стоимость услуг провайдера.
  • Наличие филиалов, обособленных подразделений и иностранных партнеров у клиента. Для них требуется отдельная отчетность, что поднимает цену услуги.
  • Внешнеэкономическая деятельность заказчика предполагает увеличение объема документов и наличие специальных знаний, что также ведет к наценкам.
  • Общее количество хозяйственных операций клиента и объем документооборота по ним.
  • Степень участия клиента в работе провайдера, то есть передача на аутсорсинг всей бухгалтерии либо ее некоторых участков.

Основные игроки московского рынка, вошедшие в Топ-10 по результатам на конец 2012 года: ЗАО «Интеркомп», «Финэкспертиза», «Фемида Аудит», БДО, «Михайлов и партнеры», ЭКФИ, «Делополис», «2К Аудит-Деловые консультации/Морисон интернешнл» и ООО «Финансовый и налоговый аудит», работающие с крупными российскими и иностранными компаниями. Ни одна из этих фирм не публикует на своих сайтах прайс-листы на свои услуги. Лидеры рынка считают эту информацию конфиденциальной, а примерный расчет стоимости услуг на некоторых сайтах проводится в режиме онлайн при заполнении заказчиком информационной анкеты.

Рыночные цены Москвы

По очень приблизительным данным, среднерыночная стоимость бухгалтерского аутсорсинга в Москве находится в диапазоне от 3 000 рублей (нулевой баланс, выполненный частным бухгалтером) до нескольких тысяч долларов (стоимость услуг крупных провайдеров).

Несмотря на стихийность ценообразования на рынке Москвы и России в целом, многие компании и организации уже перешли на аутсорсинг или осознают необходимость применения этой технологии управления бизнес-процессами. Особенно охотно к ней прибегают малые предприятия и индивидуальные предприниматели в начале своей деятельности, компании, ведущие несколько видов бизнеса, фирмы, желающие привлечь инвестиции, и иностранные компании, работающие в Москве.

Преимущества передачи бухгалтерии на аутсорсинг становятся все более понятными:

  • снижение оплаты труда собственной бухгалтерии;
  • уменьшение рисков в неправильном отражении хозяйственных операций и ошибок в отчетности; как следствие, уменьшение риска неправильного исчисления налогов и последующих санкций со стороны контролирующих органов;
  • отсутствие необходимости затрат на оборудование рабочих мест, повышение информированности бухгалтеров в области изменений законодательства, отсутствие затрат на обучение персонала;
  • отсутствие затрат на приобретение специального программного обеспечения;
  • высвобождение рабочего времени для осуществления основной деятельности;
  • уменьшение обычных финансовых рисков, так как ответственность за их возникновение по договору возлагается на провайдера;
  • возможность компенсации убытков, вызванных ненадлежащей работой фирмы-аутсорсера;
  • непрерывность процесса работы: провайдеры обеспечивают замену сотрудника в случае болезни, отпуска и т.д.;
  • соблюдение режима конфиденциальности, прописываемое в договоре.

Можно рассмотреть на примере предприятия оптовой торговли реальную экономию средств при передаче бухгалтерии на аутсорсинг (цены 2010 года, минимальные в целом по стране).

 

Статьи расходов на бухгалтерию

Расход на штатного бухгалтера

Расход по договору аутсорсинга бухгалтерских услуг

Тип расхода

Оснащение рабочего места

от 60 000 руб.

0 руб.

разовый

Содержание рабочего места

2 500 руб.

0 руб.

разовый

Покупка бухгалтерского программного обеспечения

от 12 000 руб.

0 руб.

разовый

Покупка правовой базы

от 30 000 руб.

0 руб.

разовый

Обновления программного обеспечения

от 2 000 руб.

0 руб.

ежемесячно

Минимальная зарплата / стоимость услуг

от 20 000 руб.

от 10 000 руб.

ежемесячно

Повышение квалификации

от 4 500 руб.

0 руб.

2 раза в год

Налоги и сборы

от 5 200 руб.

0 руб.

Ежемесячно

Прочие условия и критерии

Конфиденциальность

нет гарантии

есть гарантия

 

Ответственность за проделанную работу

на руководителе

по договору

 

Уверенность в квалификации персонала

не всегда

есть

 

Данная таблица свидетельствует, что экономия первого года работы составила 580 тысяч рублей, а в дальнейшем – от 240 тысяч рублей в год.

Не располагая точными данными о ценах на московском рынке, можно с уверенностью сказать, что принцип реальной экономии работает и в столице. Об этом говорит тот факт, что в конце 2012 года 40% московских компаний и предприятий передали свою бухгалтерию на аутсорсинг. Многие государственные бюджетные учреждения запустили пилотные проекты внедрения аутсорсинга в сфере бюджета. Результаты первых проектов оказались настолько успешными, что технология начинает распространяться и в этой области.

Весомые преимущества аутсорсинга бухгалтерских услуг очевидны, однако не обходятся без некоторых оговорок. Как показала десятилетняя практика существования технологии в столице, крупным предприятиям выгоднее осуществлять внутреннюю отчетность собственными силами, а на аутсорсинг отдавать отчетность по международным стандартам для иностранных партнеров или акционеров. При этом прибыль, входящая в тариф провайдера, останется у заказчика.

Аутсорсинг в компаниях, чьи ценные бумаги обращаются на бирже, создает опасность утечки инсайдерской информации. Поэтому в договоре с провайдером должны быть четко сформулированы все риски и застрахована ответственность аутсорсера.

Июнь 2013 г.




Статьи по теме: