Главная - Статьи

Составление бухгалтерской учетной политики управляющей организации

 

Общие требования к учетной политике

 

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Этим же приказом утверждаются следующие обязательные элементы учетной политики:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета (составляется на основе Плана счетов с учетом специфики деятельности компании, учитывает наличие необходимых синтетических и аналитических счетов, например для учета доходов и расходов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым НДС, а также отдельно по услугам и работам);

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности (традиционно документы составляются по унифицированным формам; если они не предусмотрены, следует заранее разработать необходимый бланк, ознакомить с ним лиц, ответственных за соответствующую хозяйственную операцию; при этом все первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете);

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (необходимо утвердить лишь порядок и сроки проведения инвентаризации, когда она не обязательна, поскольку в силу закона в определенных случаях инвентаризация проводится в обязательном порядке - п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете; например, может быть установлено, что внезапная инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в квартал);

- способы оценки активов и обязательств (например, следует сделать выбор: учитывать МПЗ по фактическим или учетным ценам при принятии к учету и по средней себестоимости, себестоимости каждой единицы или методом ФИФО - при отпуске в производство);

- правила документооборота и технология обработки учетной информации (от того, насколько четко прописаны правила документооборота (состав документов, перечень ответственных лиц, сроки передачи документов в бухгалтерию), во многом зависит достоверность показателей бухгалтерского учета и отчетности, поскольку Закон требует отражать операции в учете непосредственно в момент их совершения или сразу по окончании; также следует оговорить, кто и в каком виде хранит экземпляры первичных документов, кто и как их обрабатывает - например, при автоматизированной обработке информации данные могут как автоматически выгружаться из приложений в программный комплекс, так и вручную вноситься на основании письменных документов; в случае заключения договора о начислении и учете платы собственников помещений со специализированной организацией (расчетным центром) в учетной политике целесообразно оговорить также формы и сроки представления отчетов в бухгалтерию организации, согласованные в договоре об оказании услуг);

- порядок контроля за хозяйственными операциями (Законом предусмотрена необходимость визы руководителя и главного бухгалтера организации на всех документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, - п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете; приказом руководителя назначается состав инвентаризационной комиссии, комиссий, санкционирующих списание тех или иных активов и обязательств, и пр.);

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наряду с указанными сведениями в учетную политику, принимаемую для целей бухгалтерского учета, необходимо включать следующую информацию:

- выбранный способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Как правило, соответствующее указание содержится в том или ином бухгалтерском стандарте;

- способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, разработанный в отсутствие установленного бухгалтерскими стандартами способа организацией самостоятельно на основании положений по бухгалтерском учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Напомним, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов.

Заметим, что к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности (то есть имущества, обязательств и хозяйственных операций), погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

 

Отдельные положения учетной политики управляющей организации

 

В рамках данной статьи мы не будем перечислять все вопросы, по которым бухгалтерское законодательство предлагает несколько альтернативных способов ведения бухгалтерского учета. Остановимся лишь на некоторых моментах, являющихся специфическими для управляющей организации, большая часть из которых прямо не урегулирована бухгалтерскими стандартами и требует особого закрепления в учетной политике.

 

Учет доходов

 

Если управляющая организация позиционирует себя как посредника в части предоставления коммунальных услуг гражданам, в учетной политике имеет смысл указать следующее: "Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации услуг по управлению многоквартирным домом, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества".

Если же управляющая организация отражает в учете реализацию коммунальных услуг, соответствующий вид деятельности следует оговорить в учетной политике и конкретизировать порядок учета соответствующих доходов. Существенное влияние на способы ведения бухгалтерского учета оказывает порядок организации учета расчетов с потребителями - в подавляющем большинстве случаев они выносятся за рамки бухгалтерского учета (осуществляются абонентским отделом в отдельной программе с регулярной выгрузкой данных либо сторонней компанией по договору). Поэтому размер платы, начисленной собственникам помещений в том или ином отчетном периоде, не всегда влияет на размер доходов, признаваемых в бухгалтерском учете по причине проведения регулярных корректировок размера платы в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Помимо объемов потребления на размер выручки от реализации коммунальных услуг оказывают влияние и применяемые тарифы, цены. Так, в учетной политике целесообразно указать, что выручка признается исходя из регулируемых тарифов, установленных для потребителей с учетом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, предусмотренных в определенном законом порядке.

Немаловажно также оговорить порядок признания выручки при предоставлении коммунальных услуг, оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества льготным категориям граждан (в законодательстве нет норм, четко регулирующих данную ситуацию): в размере, предъявленном к оплате гражданину, или исходя из полной стоимости предоставленных услуг и выполненных работ (в соответствии с утвержденными тарифами или размером платы за содержание и ремонт, установленным договором управления).

 

Учет расходов

 

Следуя предписанию п. 20 ПБУ 10/99 "Расходы организации", организация должна раскрыть в учетной политике порядок признания коммерческих и управленческих расходов. Так, управленческие расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут включаться в себестоимость услуг и работ (списываться на счет 20) либо относиться напрямую на себестоимость продаж отчетного периода, в котором они возникли (ежемесячно списываться в дебет счета 90). При принятии решения о судьбе общехозяйственных затрат целесообразно исходить из задач, которые могут быть решены в рамках бухгалтерского учета. Так, чаще всего необходимость распределения общехозяйственных затрат обусловлена требованиями калькуляции (полной) себестоимости услуг, работ, например в целях ценообразования. Кроме того, при формировании полной себестоимости отдельных видов работ, услуг пользователю отчетности будет наглядно предоставлена информация о прибыльности (убыточности) того или иного вида деятельности. Важно, что распределение общехозяйственных затрат производится на основании одного критерия, установленного в учетной политике (методика распределения также прописывается). Иначе говоря, бухгалтер управляющей организации не вправе включить в учетную политику условие о том, что общехозяйственные затраты распределяются на все виды деятельности кроме реализации коммунальных услуг. Согласитесь, что в связи с деятельностью по управлению многоквартирным домом в целом и в частности в связи с реализацией коммунальных услуг управляющая организация осуществляет такие расходы, как, например, затраты на расчетно-кассовое обслуживание, начисление и взыскание платы с потребителей, ведение договорной и претензионной работы, содержание аварийно-диспетчерской службы. То есть объективно такой вид деятельности, как реализация коммунальных услуг, "оттягивает" на себя часть общехозяйственных затрат. Вместе с тем распределение таких затрат на основании универсального критерия (как правило, это прямые затраты по видам деятельности) вряд ли даст пользователям отчетности базу для принятия какого-либо управленческого решения. Дело в том, что управляющая организация не вправе изменять тарифы на коммунальные услуги, включая в них часть своих затрат. Все общехозяйственные затраты покрываются за счет доходов от реализации услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и (или) услуг по управлению многоквартирным домом. Предоставление коммунальных услуг в силу положений закона осуществляется либо с нулевой рентабельностью, либо с убытком (при приведении размера платы в соответствие предельным индексам и предоставлении услуг льготным категориям граждан при условии, что выручка отражается исходя из предъявленных потребителям сумм). Отнесение на данный вид деятельности части общехозяйственных затрат лишь сформирует (увеличит) убыток от реализации коммунальных услуг, который на самом деле должен быть профинансирован за счет доходов по другому виду деятельности - содержанию и ремонту общего имущества. Поэтому, вероятно, управляющей организации следует отказаться от распределения управленческих расходов и включить в учетную политику такое условие: "Общехозяйственные затраты, собранные на счете 26, в качестве условно-постоянных относятся в дебет счета 90 в том отчетном периоде, в котором они возникли".

 

Учет бюджетных субсидий

 

Говоря о бюджетных субсидиях, прежде всего следует упомянуть о субсидиях, право на получение которых возникает в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей. Субсидии, которые поступают управляющей организации по причине приведения платы потребителей за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами в бухгалтерском учете, следует квалифицировать как прочие доходы. Однако момент их признания в законодательстве не определен - руководствоваться ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" в данной ситуации нельзя, поскольку данный бухгалтерский стандарт не распространяется на экономическую выгоду, связанную с государственным регулированием цен. В то же время зачастую при принятии бухгалтерской учетной политики организации стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, поэтому определяющим фактором может стать порядок признания соответствующего дохода в налоговом учете, который в настоящее время остается дискуссионным (в момент получения денежных средств или в момент реализации услуг).

Если учетной политикой установлено, что управляющая организация отражает выручку от реализации коммунальных услуг без учета льготы, предоставляемой отдельным категориям граждан, вопрос признания дохода в виде бюджетной субсидии не стоит. В противном случае (выручка определяется в суммах, предъявленных к оплате потребителю) следует руководствоваться п. 10 ПБУ 13/2000 и признавать прочий доход в момент предоставления бюджетных средств.

Особого внимания требует разработка способа бухгалтерского учета, а именно порядка применения бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций, связанных с проведением ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Если управляющая организация расценивает бюджетные субсидии как один из источников оплаты реализованных ремонтных работ (наряду с платежами собственников помещений), в учетной политике (в разделе, посвященном учету доходов) следует прописать, что выручка от реализации работ по капитальному ремонту признается исходя из сметной стоимости ремонта. Если же управляющая организация считает участие в такой программе реализацией работ льготным категориям граждан (предоставляется льгота в виде оплаты только части ремонта - не менее 5%), порядок отражения доходов и бюджетных субсидий в учете аналогичен порядку отражения операций по предоставлению коммунальных услуг, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества льготным категориям граждан. Но здесь следует учитывать специальные положения п. п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 о том, что списание бюджетных средств, полученных на финансирование будущих расходов, осуществляется по мере признания соответствующих расходов. Бухгалтерский стандарт предусматривает одномоментное (при принятии расходов к учету) составление двух проводок: Дебет 86 Кредит 98, Дебет 98 Кредит 91. Возможны и другие трактовки деятельности по ремонту общего имущества за счет средств Фонда, обусловливающие иной порядок учета, что должно найти подробное описание и обоснование в учетной политике.

 

Изменение учетной политики

 

ПБУ 1/2008 называет только три причины изменения принятой учетной политики организации:

- изменение законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенное изменение условий хозяйствования.

Поподробнее хотелось бы рассмотреть вторую причину - разработку новых способов ведения бухгалтерского учета. Пункт 10 ПБУ 1/2008 гласит, что применение такого нового способа должно обеспечивать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В качестве примера можно привести изменение порядка отражения в учете хозяйственных операций, связанных с проведением капитального ремонта за счет средств Фонда. Допустим, что организация отражала в учете выручку в размере сметной стоимости ремонтных работ, но в дальнейшем решила, что данная операция тождественна реализации работ с учетом льгот отдельным категориям граждан. Организация представила в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС и в суде отстояла свое право на возмещение налога. В этой ситуации более достоверное представление хозяйственных операций будет обеспечивать иной порядок учета доходов от реализации - в размере платы, внесенной собственниками помещений. Поэтому вполне возможно изменение учетной политики в отношении данного конкретного вопроса. При этом п. 15 ПБУ 1/2008 обязывает ретроспективно отразить подобные изменения учетной политики, если последствия таких изменений оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств (критерий существенности устанавливается самостоятельно).

Разработку новых способов учета, которые обеспечивают более достоверное отражение операций в учете, следует отличать от ошибок, под которыми понимается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности, которое может быть обусловлено, в частности, неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"). В рассмотренной выше ситуации квалификация и оценка факта хозяйственной деятельности основана на профессиональном суждении специалистов, поскольку законодательство не содержит норм, однозначно регламентирующих соответствующий вопрос. Следовательно, нельзя считать, что ранее была допущена ошибка, а теперь организация должна ее исправить. Правильнее говорить, что исходя из сегодняшних обстоятельств стало очевидно, что новый способ ведения учета даст пользователям отчетности более достоверную информацию.





Статьи по теме: