Главная - Статьи

Резерв по сомнительным долгам

 

Резерв по сомнительным долгам позволяет организациям равномерно учитывать расходы, которые возникают с необходимостью списания не погашенной вовремя "дебиторки". Правила его формирования установлены ст. 266 Налогового кодекса. По большому счету, из положений данной нормы не следует, что создание "сомнительного" резерва нужно отражать в учетной политике организации. Вместе с тем представители Минфина России настаивают на обратном (Письмо от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594). Более того, они отмечают, что в соответствии со ст. 313 Налогового кодекса изменения в учетную политику при смене применяемых методов учета могут быть внесены только с начала налогового периода. Тем самым накладывается запрет на создание резерва по сомнительным долгам внутри налогового периода, разве что этому не поспособствует вступление в силу каких-либо поправок в налоговое законодательство.
Утверждение чиновников представляется довольно спорным, поскольку, как было отмечено, подобных ограничений Налоговый кодекс в отношении данного вида резерва не предусматривает. На это обращают внимание и судьи (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. по делу N А56-12980/2007, от 15 октября 2007 г. по делу N А56-26468/2006, ФАС Уральского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф09-5913/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2008 г. по делу N А79-3573/2007).
Вместе с тем есть компромиссный вариант решения проблемы, который позволяет учесть пожелание представителей Минфина без ущерба интересам предприятия. Он заключается в том, что организация закрепляет в своей учетной политике решение о создании резерва по сомнительным долгам, отдельно прописав, что он формируется в случае, если на конец отчетного (налогового) периода размер неоплаченной "дебиторки" превысит определенную величину. Тогда при наступлении "страхового случая" сформировать резерв можно будет, не дожидаясь начала нового налогового периода.
Отметим, что периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль (I квартал, полугодие, 9 месяцев или месяц, два месяца и т.д.).

 

Три признака сомнительного долга

 

Из названия резерва следует, что он позволяет накапливать расходы лишь в отношении сомнительных долгов. А таковые должны одновременно отвечать трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Во-первых, сомнительной признается лишь задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг). На этом основании в резерв нельзя включить долги по договору займа или уступки прав требования (Письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. N 03-03-06/1/318). Кроме того, финансовое ведомство не раз указывало на то, что этому признаку не отвечают суммы штрафных санкций за нарушение условий договора. Обоснование в данном случае довольно простое - такого рода поступления относятся к внереализационным доходам (Письма Минфина России от 5 мая 2006 г. N 03-03-04/2/129, от 23 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/612). К сомнительной не относится и задолженность по предоплате в счет поставки товаров, которую продавец так и не произвел. Такого мнения придерживаются как чиновники (Письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. N 03-03-06/1/398), так и судьи (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. N Ф04-5218/2007(36844-А67-37), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 24 октября 2007 г. N 13279/07). Что касается "дебиторки" по арендным или лизинговым платежам, то ее можно отнести к разряду "сомнительной", только если данные поступления организация учитывает как доходы от реализации, а сдача имущества в аренду (лизинг) является одним из основных видов ее деятельности согласно учредительным документам (Письма Минфина России от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594, N 03-03-06/2/145).
Во-вторых, в резерве есть место только для задолженности, которая не оплачена в сроки, установленные договором. Иными словами, если согласно контракту покупатель должен перечислить денежные средства за поставленный ему товар 13 декабря, то его долг становится сомнительным начиная с 14 декабря. Здесь нельзя не отметить, что договор может и не содержать конкретный срок исполнения обязательств. Однако данное обстоятельство не мешает признать долг перед организацией сомнительным. В частности, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 8 мая 2008 г. по делу N А12-10217/07 и Северо-Кавказского округа от 4 мая 2009 г. по делу N А32-15410/2008-59/155 сказано, что момент переквалификации "дебиторки" в таких ситуациях можно определить на основании закона, иных правовых актов, обычаев делового оборота, других условий или существа обязательства. При этом судьи ссылались на положения п. 2 ст. 314 и п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса.
В-третьих, к сомнительной нельзя отнести задолженность, если она обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
Прежде чем вплотную заняться формированием резерва по сомнительным долгам, необходимо провести инвентаризацию имеющейся задолженности. Пункт 4 ст. 266 Налогового кодекса требует сделать это на последнее число отчетного (налогового) периода.

Внимание! Размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (Письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/517, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2005 г. N 6602/05).

 

Расчет размера отчислений в резерв

 

Переходим к следующему этапу. Всю сомнительную "дебиторку" по итогам инвентаризации нужно поделить на три группы в зависимости от того, насколько затянулась оплата товара (работ, услуг). Соответственно по каждой из них определяется процент отчислений в резерв:
1) сомнительная задолженность, с момента возникновения которой прошло менее 45 календарных дней, при определении суммы резерва не учитывается (нулевой процент отчислений);
2) если с даты, установленной в договоре для оплаты товаров, прошло от 45 до 90 дней, резервируется 50 процентов долга;
3) в полном объеме в резерв включается "дебиторка", о погашении которой покупатель "забыл" более чем на 90 календарных дней.
Далее требуется рассчитать предельную сумму отчислений в резерв. Она не может превышать 10 процентов от выручки компании за отчетный (налоговый) период, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса. Причем выручка в данном случае берется без НДС. Кроме того, налогоплательщикам ничто не мешает уменьшить данный лимит. В частности, в Письме Минфина России от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/745 чиновники отметили, что Налоговым кодексом закреплен только максимальный порог в 10 процентов.
Полученный результат осталось сравнить с расчетной суммой отчислений.

Пример. По состоянию на 31 декабря 2010 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за 2010 г. ООО "Ромашка" выявило следующие сомнительные долги:
- задолженность заказчика за выполнение работ в размере 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб., срок платежа по договору - 9 августа 2010 г. (долг N 1);
- задолженность покупателя N 1 за поставленные товары в размере 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб., срок платежа по договору - 15 октября 2010 г. (долг N 2);
- задолженность покупателя N 2 за поставленные товары в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб., срок платежа по договору - 27 декабря 2010 г. (долг N 3).
Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 2010 г. составила 2 345 000 руб. (без НДС).
Рассчитаем сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам в указанном выше порядке.
Определим сумму отчислений в резерв в разрезе по каждому долгу.

Рассчитаем предельную сумму отчислений в резерв:
2 345 000 руб. x 10% = 234 500 руб.
Сравниваем расчетную и предельную сумму отчислений. Поскольку 234 500 руб. превышает 206 500 руб., то есть мы не вышли за лимиты, то в резерв включаем 206 500 руб.

Окончательная сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Отдельно следует упомянуть о долгах контрагентов, перед которыми у организации имеется кредиторская задолженность. При таких обстоятельствах "дебиторка" может учитываться в составе резерва лишь в той части, которая превышает имеющуюся кредиторскую задолженность (Письмо Минфина России от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/1/528). Дело в том, что обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК РФ). Причем для зачета достаточно заявления лишь одной стороны. Иными словами, налогоплательщик вправе в одностороннем порядке зачесть дебиторскую и кредиторскую задолженность перед одним и тем же контрагентом. На этом основании чиновники и решили, что просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной "кредиторки" перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом. То есть в резерв можно включить лишь "излишек".
Вместе с тем зачет взаимных требований возможен только в том случае, если эти требования однородны (ст. 410 ГК РФ). Иногда законодательство и вовсе запрещает его осуществлять (например, в делах о банкротстве). Из этого следует вывод: в случае, когда провести зачет в соответствии с законодательством не представляется возможным, "дебиторку" можно включить в состав резерва, не уменьшая ее на сумму имеющейся кредиторской задолженности.

 

Порядок использования резерва

 

За счет резерва по сомнительным долгам организация списывает "дебиторку", которая признается безнадежной (нереальной к взысканию). Условия, при соблюдении которых долг переходит в категорию безнадежного, прописаны в п. 2 ст. 266 Налогового кодекса:
1) истек срок исковой давности;
2) обязательство должника прекращено:
- из-за невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- в связи с ликвидацией организации.
Если имеются сразу несколько из перечисленных оснований (например, имеют место истечение срока давности и ликвидация должника), долг признается безнадежным в том налоговом (отчетном) периоде, в котором возникло первое из них. Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 28 марта 2008 г. N 03-03-06/4/18.
Общий срок исковой давности составляет три года, в этом ключе становится понятен смысл создания резерва по сомнительным долгам. Организация, которая его не формирует, сможет списать задолженность своих контрагентов, лишь когда она в установленном порядке будет признана безнадежной. Очевидно, что наличие "сомнительного" резерва позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль гораздо быстрее. А когда долг перейдет в разряд безнадежных, то его сумма будет списана за счет "зарезервированных" средств.
Правда, тут тоже не все так гладко. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы резерва (п. 5 ст. 266 НК РФ). И только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы. Вместе с тем Минфин России считает, что списывать за счет резерва можно только те безнадежные долги, суммы которых непосредственно участвовали в его формировании (Письма от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/283, от 5 марта 2010 г. N 03-03-06/1/117).
Важен также и момент признания долга безнадежным. Согласно правовой позиции, представленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1574/10, просроченная "дебиторка" относится к расходам того периода, в котором истек срок исковой давности. То есть у налогоплательщика нет права перенести данный момент на более поздний период.
Учтите, что срок исковой давности в ряде случаев может приостанавливаться. Это произойдет, если предъявлен иск в суд или должник каким-либо образом признает долг (ст. 203 ГК РФ). Кстати говоря, в Письме от 6 декабря 2010 г. N ШС-37-3/16955 представители ФНС России указали, что факт подписания должником акта сверки стоит рассматривать не иначе как признание им долга. А значит, с момента подписания такого документа срок исковой давности в отношении обозначенной в нем задолженности начинают отсчитывать заново.
В любом случае, прежде чем подать иск в суд или же подписать тот или иной документ, нужно подумать, а стоит ли? Ведь безнадежный долг можно списывать независимо от того, были предприняты какие-либо меры по его взысканию или нет (Письмо Минфина России от 13 января 2009 г. N 03-03-06/1/3, Постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2010 г. N КА-А40/6181-10).

 

Минус "дебиторка"

 

По итогам каждого отчетного (налогового) периода величину резерва необходимо корректировать с учетом размера безнадежных долгов, которые списываются за его счет. В данном случае возможны две ситуации:
1) суммы резерва не хватило для покрытия всей нереальной к взысканию задолженности. В этом случае разница включается в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса;
2) по итогам отчетного (налогового) периода сумма резерва израсходована не полностью. Если организация примет решение больше не связываться с данным видом резервирования, то весь остаток придется отнести на доходы. Однако у компании есть право перенести его на следующий отчетный (налоговый) период.

 

Перенос суммы резерва

 

Перенос суммы резерва на следующий отчетный (налоговый) период производится по следующим правилам. Бухгалтеру нужно сначала "забыть" про имеющийся остаток и рассчитать сумму резерва на текущий отчетный период с нуля. То есть на последнее число отчетного периода проводится инвентаризация "дебиторки". Из нее выделяются сомнительные долги и рассчитывается предельный размер отчислений в резерв с учетом лимита, который составляет 10 процентов от выручки отчетного периода.
Затем сумму вновь создаваемого резерва необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Соответствующая разница подлежит включению во внереализационные доходы либо расходы текущего отчетного периода (п. 5 ст. 266 НК РФ).

 

Сомнительные долги в бухучете

 

Порядок создания резерва в бухгалтерском учете установлен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. В настоящее время на сайте Минфина России опубликован проект приказа, согласно которому формирование резерва в случае признания дебиторской задолженности сомнительной будет обязательным. Мы следим за всеми изменениями и обязательно расскажем о них, как только закон примут.
Правила создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете схожи с налоговыми. Однако есть и отличия, причем довольно существенные.
Так, в бухучете резерв может быть сформирован и с учетом задолженности, не связанной напрямую с реализацией товаров, работ, услуг. Кроме того, величина резерва в бухгалтерских целях в 2010 г. признавалась оценочным понятием. Она определялась отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. То есть если компания уверена, что контрагент платежеспособен и перечислит средства за поставку, то его задолженность в состав сомнительных долгов не включается. Нет никаких ограничений и по предельной сумме отчислений в резерв в зависимости от срока возникновения долга и размера выручки. Обратите внимание: с 2011 г. на смену ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" планируется новый бухгалтерский стандарт - ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
В бухгалтерском учете на конец каждого отчетного года неизрасходованная сумма резерва, созданного в год, предшествующий отчетному, относится на финансовый результат. Иными словами, резерв в бухучете не переносится на следующий год, а на основании проведенной инвентаризации просто создается новый.
Операции по созданию резерва отражаются в учете следующими проводками:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 63 "Резервы по сомнительным долгам"
- создан резерв по результатам инвентаризации;
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- списана за счет созданного резерва сумма дебиторской задолженности;
Дебет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"
- учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.
Отметим, что эта "дебиторка" должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания.
Если должник вернет уже списанный долг, то делается запись:
Дебет 51 "Расчетные счета", 50 "Касса" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы"
- отражена в составе прочих доходов сумма списанного долга, возвращенного должником;
Кредит 007
- списана с забалансового счета сумма возвращенного долга.
Списание остатка резерва на конец года оформляется проводкой:
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".
Отметим, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета на практике организации в бухгалтерской учетной политике закрепляют правила создания резерва, предусмотренные Налоговым кодексом для целей исчисления налога на прибыль.





Статьи по теме: