Главная - Статьи

Регулирование бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 5 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.: Регулирование бухгалтерского учета

 

1. Правовой статус Правительства Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
К полномочиям Правительства Российской Федерации Законом отнесены, в частности: осуществление регулирования в социально-экономической сфере; осуществление в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирования экономических процессов; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Одним из таких актов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Среди бюджетных полномочий Минфина России согласно ст. 165 БК РФ выделяется осуществление методологического руководства по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Пункт 14 ст. 4 ФЗ "О ЦБ РФ" предусматривает обязанность ЦБ РФ устанавливать правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. Во исполнении этой нормы разработано Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

2. В пункте 2 комментируемой статьи перечислены основные виды подзаконных актов в сфере бухгалтерского учета: планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета; положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
Приказом Минюста России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее - организации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Этим же Приказом утверждено и Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008). Данное Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений, информации об изменениях оценочных значений.
Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
Оценочным значением являются величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Положение распространяется также на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по восстановлению зданий, сооружений, судов, по ликвидации (разборке) их, включая связанное с ней восстановление окружающей среды, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность" (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98", которое устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.

Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Условным фактом хозяйственной деятельности является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
К условным фактам относятся:
не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;
не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили;
учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчетной даты;
какие-либо осуществленные до отчетной даты действия других организаций или лиц, в результате которых организация должна получить компенсацию, величина которой является предметом судебного разбирательства;
выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
обязательства в отношении охраны окружающей среды;
продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион и др.;
другие аналогичные факты.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 9/99. Положение "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждены Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008) устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций.

Юридическими и (или) физическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние (связанными сторонами), могут являться:
а) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством РФ;
б) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;
в) организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.
Операцией между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления) между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной.
Операциями со связанной стороной могут быть:
приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
приобретение и продажа основных средств и других активов;
аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
финансовые операции, включая предоставление займов;
передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;
предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;
другие операции.
Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000) применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) установлены в ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений, предусмотрены Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008).

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций устанавливает правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов этих инвестиций на предприятиях и в организациях.

Приказами Минфина России также утверждены следующие положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"; ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"; ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"; ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"; ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности".

Среди методических указаний и рекомендаций можно отметить следующие: Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утв. Приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. N 29н; Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н; Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н; Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н; Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н; Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н; Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утв. Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н.

3. В указанном пункте комментируемой статьи предусмотрено, что организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В качестве примера можно привести ряд актов федеральных структур.
Так, Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 19 ноября 2009 г. N 493 утверждена учетная политика Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Приказом Федерального агентства по образованию от 13 августа 2009 г. N 1063 - учетная политика Федерального агентства по образованию.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 июня 2009 г. N НЛ-644фс - учетная политика Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2009 г.
Приказом Госкомрыболовства России от 12 мая 2008 г. N 425 - учетная политика Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 декабря 2008 г. N 1044 - учетная политика Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Минсвязи России от 17 марта 2003 г. N 27 - учетная политика Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.





Статьи по теме: