Главная - Статьи

Регистры бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.: Регистры бухгалтерского учета

 

1. В комментируемом положении Закона сформулировано назначение регистров бухгалтерского учета:
систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах;
отражение на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Далее в Законе определены основные виды носителей регистров бухгалтерского учета:
специальные книги (журналы);
отдельные листы и карточки;
машинограммы, полученные при использовании вычислительной техники;
магнитные ленты, диски, дискеты и иные машинные носители.
Согласно п. 3.1 Положения о документах и документообороте содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Для консолидации и обобщения информации, содержащейся в первичных документах, используются различные регистры бухгалтерского учета: журналы регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, шахматные ведомости, оборотно-сальдовые ведомости и др.
Состав регистров бухгалтерского учета Законом не конкретизирован. Встречаются разногласия при отнесении книги покупок, книги продаж и главной книги к регистрам бухгалтерского учета.
По одному из споров суд указал, что книги покупок и продаж, главная книга в соответствии со ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете" не являются регистрами бухгалтерского учета (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 по делу N А79-15564/2005).

При разрешении другого дела окружной арбитражный суд обосновал свою позицию тем, что главная книга организации на основании ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете" является одной из форм ведения регистров бухгалтерского учета (Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 по делу N А06-2783У/3-18/04).

Иногда возникает вопрос об отнесении журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского учета. Выводы судов противоречивы. По мнению одного из федеральных арбитражных судов округа, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета и налогоплательщик обязан представлять их по требованию налоговой инспекции при проведении камеральной налоговой проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 по делу N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1).

Аргументация другого суда кассационной инстанции приводит к тому, что указанный журнал не является регистром бухгалтерского учета, следовательно, его отсутствие не может повлиять на расчет пропорции сумм НДС, осуществляемый по ст. 170 НК РФ; согласно ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете" в регистрах бухгалтерского учета отражаются хозяйственные операции в их хронологической последовательности, результаты хозяйственной операции; они включают информацию о хозяйственной операции, отраженную в первичных документах. Вместе с тем журнал учета полученных счетов-фактур этим требованиям не отвечает, поскольку, во-первых, отражает не хозяйственную операцию, а факт поступления документа (счета-фактуры), относящегося к этой операции, а во-вторых, не содержит данных о хозяйственной операции (цене реализации и пр.) (Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2006 по делу N КА-А40/12463-06-П).

Вопрос об отнесении тех или иных форм систематизации документов к регистрам бухгалтерского учета в судах разрешается неоднозначно.
Тем не менее не все способы систематизации и накопления информации о совершенных организацией хозяйственных операциях могут считаться регистрами бухгалтерского учета. Так, по одному из споров суд установил, что изъятый в ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом при проведении осмотра системного блока распечатанный реестр документов по всем клиентам при отпуске товаров из складских помещений за весь 2006 г. был положен в основу определения дохода, полученного от реализации товаров. Однако данный реестр не является регистром бухгалтерского учета, поскольку его содержание не соответствует требованиям ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете": он не содержит ссылок на первичные документы, в результате систематизации которых он был определен, и, следовательно, он не может быть положен в основу определения дохода, полученного от реализации товаров. В связи с этим суд признал незаконным доначисление налогов исходя из суммы дохода, установленной указанным путем (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.02.2009 по делу N Ф04-742/2009(245-А45-27)).

Кроме того, не следует смешивать регистры и первичные учетные документы. В практике правоприменения существуют различные подходы.
В судебной практике встречаются споры, при разрешении которых суд обосновал свое решение тем, что согласно ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета не являются первичными учетными документами, подтверждающими наряду со счетами-фактурами правомерность применения налоговых вычетов, поэтому налоговый орган не вправе запрашивать их у налогоплательщика при проведении камеральной проверки. Поэтому привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление регистров бухгалтерского учета неправомерно (Постановления ФАС Уральского округа от 25.03.2004 по делу N Ф09-1141/04-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2006 по делу N Ф04-414/2006(19386-А46-26); ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2006 по делу N А26-6775/2005-216; ФАС Уральского округа от 19.08.2009 N Ф09-5930/09-С2 по делу N А47-7756/2008).

По иным делам окружные арбитражные суды не считают отказ налогоплательщика предоставить регистры бухгалтерского учета основанием для освобождения его от ответственности по ст. 126 НК РФ (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 по делу N Ф04-2963/2006(22784-А27-35); ФАС Московского округа от 12.10.2009 по делу N КА-А40/10665-09).

Не вносит в указанный вопрос ясности и Постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2006 г. N 14766/05, согласно которому налоговый орган при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе первичные документы, нужные для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов. Очевидно, единообразная практика применения ст. 126 НК РФ пока еще не сформировалась.

Следует отметить, что существующая формулировка комментируемого Закона уже устарела. Использование машинограмм, магнитных лент и иных машинных носителей для ведения регистров бухгалтерского учета практически не встречается.
2. В пункте 2 комментируемой статьи указаны требования к ведению регистров: хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке. Группировка хозяйственных операций осуществляется по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Исходя из положений абз. 2 п. 2 ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 при утверждении учетной политики организации утверждаются в том числе регистры бухгалтерского учета.
Согласно абз. 3 п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином России, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.
В настоящее время наиболее распространенными вариантами форм ведения бухгалтерского учета являются:
мемориально-ордерная форма - обычно используется в бюджетных организациях;
журнально-ордерная форма, утв. письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 (применяется с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях");

упрощенная форма, утв. Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
автоматизированная форма, применяющаяся во всех организациях, ведущих учет с помощью программных средств обеспечения.
Обеспечение правильности отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета возложено на лиц, составивших и подписавших эти регистры.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи при хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита. Цель осуществления защиты регистров бухгалтерского учета - обеспечение сохранности и исключение случаев внесения в них несанкционированных исправлений. Однако указанное не означает невозможность внесения корректировок в данные регистров бухгалтерского учета. Поскольку хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, на этом этапе возможны ошибки и неточности, которые требуют исключения. При этом исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно. Подтверждением обоснованности внесения исправления ошибки в регистре бухгалтерского учета выступает подпись лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
Порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, установлен:
п. 11 указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н;
п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета.
В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность.
В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.
Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
Правила, аналогичные указанным в комментируемой статье, изложены также в Положении о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 26 марта 2007 г. N 302-П, с небольшими уточнениями. В случае если законодательством РФ или договором предусмотрено предоставление регистра бухгалтерского учета, хранение которого осуществляется в электронном виде, лицу, в том числе органу государственной власти, на бумажном носителе, кредитная организация обязана по требованию указанного лица, в том числе органа государственной власти, распечатать на бумажном носителе регистр бухгалтерского учета (за исключением выписок из лицевых счетов, предоставляемых клиенту) по форме и содержанию, действовавшим на момент его создания и помещения на хранение в электронном виде. Копия регистра бухгалтерского учета на бумажном носителе удостоверяется подписью уполномоченного лица кредитной организации и заверяется ее печатью (штампом).
Согласно п. 3.4 Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, исправление ошибочных записей в зависимости от времени их выявления и бухгалтерских регистров производится в определенном порядке.
Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей, до заключения баланса, проверке лицевых счетов, исправляются в документах, составленных на бумажном носителе, путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись "Не считать", заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.
Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для проводки составляются текущим днем два ордера - сторнированный и правильный. Ордера подписываются кроме бухгалтерского работника контролирующим работником.
Ошибочные записи, выявленные после составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Порядок оформления исправления в указанном случае детализирован в п. 3.4.2 Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
Следует учитывать, что в настоящее время в Министерстве финансов России в стадии разработки находится проект Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2009). В случае его принятия, порядок исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета может быть уточнен.

4. Согласно комментируемому положению Закона режим коммерческой тайны распространяется на сведения, составляющие содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности.
Комментируемая норма возлагает на лиц, получивших доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязанность сохранять коммерческую тайну. В случае ее разглашения они несут ответственность, установленную законодательством РФ.
На самом деле тайны как самостоятельного объекта права не существует.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяет ее руководитель с учетом требований Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. Тайна - это режим закрытости к тем или иным сведениям.

Для признания информации коммерческой тайной она должна отвечать определенным признакам:
а) действительная или потенциальная ценность;
б) неизвестность третьим лицам;
в) недоступность;
г) охраняемость.
По мнению некоторых авторов, режим коммерческой тайны распространяется также и на первичные учетные документы бухгалтерского учета. Однако в силу прямого указания Закона под режим коммерческой тайны подпадают информация регистров бухгалтерского учета и сведения внутренней бухгалтерской отчетности. В свою очередь, нормативно понятие внутренней бухгалтерской отчетности не раскрывается. При системном толковании указанной нормы следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 6 ФЗ "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Таким образом, в Законе первичные учетные документы отграничены от документов внутренней бухгалтерской отчетности.

В судебной практике по одному из споров суд решил, что отнесение квартальной отчетности к внутренней бухгалтерской отчетности и, как следствие, к документам бухгалтерского учета неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2007 по делу N А56-60502/2005).

Положениями п. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, включены в сферу правового регулирования Федерального закона "Об информации". Указанный нормативный акт регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (п. 1 ст. 1).
В пункте 1 ст. 9 названного Закона сформулированы цели допустимого ограничения доступа к информации, а в соответствии с п. 4 федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 17 Закона "Об информации" нарушение требований названного Закона может повлечь (в соответствии с законодательством РФ) не только гражданско-правовую, но и дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
В гражданском праве универсальной формой гражданско-правовой ответственности выступает возмещение причиненных убытков. Убытки, причиненные организации разглашением сведений, составляющих коммерческую тайну, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 12 ГК РФ возмещение убытка является одним из способов защиты гражданских прав. Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Одной из мер дисциплинарной ответственности может явиться мера воздействия, предусмотренная подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК РФ, при однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей. В соответствии с указанной нормой основанием для расторжения трудового договора работодателем является разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника. За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения возможно применение к работнику и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).
Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ. Согласно названой норме разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
За разглашение коммерческой тайны предусмотрена уголовная ответственность. В частности, согласно п. 2 ст. 183 УК РФ незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ).

В практике федеральных арбитражных судов встречаются споры, связанные с отказами хозяйственных обществ предоставить запрашиваемые участниками (акционерами) бухгалтерские документы со ссылкой на комментируемое положение Закона. По одному из споров суд удовлетворил кассационную жалобу участника общества с ограниченной ответственностью об обязании исполнительного органа общества представить участнику бухгалтерские документы по перечню (в том числе регистры бухгалтерского учета) и указал, что возможность разглашения участником общества предоставленной ему конфиденциальной информации о деятельности общества третьим лицам в нарушение п. 4 ст. 10 ФЗ "О бухгалтерском учете" не может служить основанием для отказа в удовлетворении законных требований (Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2006 по делу N КГ-А40/6280-05).





Статьи по теме: