Главная - Статьи

Регистрация ККТ: порядок регистрации, ответственность, причины отказа

Санкции при использовании незарегистрированной кассы

Прежде чем начать использовать ККТ, ее необходимо зарегистрировать. Эксплуатировать ККТ без регистрации нельзя. Нарушителям в этом случае грозит административная ответственность в виде штрафа ( ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об ад министративных правонарушениях). Его размер для юридических лиц составляет от 30 000 до 40 000 руб. Учтите: такой штраф не удастся оспорить даже в суде (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. № А19-14700/10, ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2010 г. № Ф03-3840/2010).

Порядок регистрации

Регистрация, а также перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он содержит перечень необходимых для этого документов, сроки регистрации и иные условия, которые необходимо соблюсти.

Итак, для регистрации кассы подается заявление. Его форма утверждена приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@. Оно направляется по почте, в электронном виде или представляется лично.

К заявлению прилагаются (подп. «б» и «в» п. 25 Регламента):

  • паспорт контрольно-кассовой техники (он выдается поставщиком ККТ и содержит сведения о ней);
  • договор о технической поддержке контрольно-кассовой техники, заключенный с поставщиком кассы или центром технического обслуживания.

И это исчерпывающий перечень документов. Требовать иные бумаги, информацию нельзя (п. 28 Регламента). Такая позиция поддерживается и Минфином России ( письмо от 10 февраля 2010 г. № 01-02-03/03-41).

В частности, налоговики не вправе требовать при регистрации ККТ представления договора аренды помещения, в котором она будет использоваться, или свидетельства о праве собственности на такое помещение (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406 и №  03-01-15/8-407).

Более того, инспекция не вправе требовать от заявителя документы и информацию, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении самих налоговых органов, иных госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении госуслуг ( п. 28 Регламента).

При отсутствии оснований для отказа в регистрации ККТ после проверки представленных документов и устранения выявленных недостатков с пользователем согласовывается место и время осмотра кассы (п. 61 Регламента). После осмотра ККТ осуществляется ее опломбирование маркой-пломбой установленного образца, а также фискализация (то есть включение фискального режима контрольно-кассовой техники) и активация накопителя фискальной памяти ( п. 66 Регламента).

В итоге не позднее пяти рабочих дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов контрольно-кассовая техника регистрируется (абз. 1 п. 23 Регламента).

При этом датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговом органе (абз. 2 п. 23 Регламента).

Примечание. Не принять документы для регистрации налоговики не вправе (п. 30 Регламента).

Регистрация ККТ производится путем внесения специалистом налоговой инспекции сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники, которая ведется в территориальном налоговом органе ( п. 70 Регламента). При этом специалист налогового органа делает отметки в паспорте и учетном талоне контрольно-кссовой техники, которые подписываются им с указанием расшифровки подписи и заверяются печатью налогового органа (п. 70 Регламента).

По завершении указанных действий пользователю ККТ возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению, и выдается карточка регистрации контрольно-кассовой техники (п. 72 Регламента) по утвержденной форме, заверенная подписью руководителя (его заместителя) налогового органа и печатью инспекции.

Также пользователю выдаются учетный талон (п. 73 Регламента) и заверенный подписью специалиста налогового органа журнал кассира-операциониста (п. 72 Регламента).

Причины отказа в регистрации

Пункт 31 Регламента содержит закрытый перечень оснований для отказа в регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники. При этом здесь нет такого основания, как, например, кто является производителем ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной).

Исходя из этого специалисты ФНС России в письме от 5 ноября 2013 г. № АС-4-2/19831 сделали вывод о неправомерности отказа в регистрации контрольно-кассовой техники в зависимости от производителя ЭКЛЗ.

По мнению фискалов, высказанному в письме от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537@, неправомерными являются отказы при наличии идентификационного знака, содержащего количество знаков – более 12, обозначающих серию и учетный номер, а также в случае отсутствия идентификационного знака.

Основания для отказа следующие:

1) заявление и документы представлены в ненадлежащий налоговый орган. Регистрация контрольно-кассовой техники производится по местонахождению фирмы (согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, это место государственной регистрации).

Или по местонахождению ее обособленного подразделения (если контрольно-кассовая техника используется этим подразделением). При наличии нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым инспекциям, возможна регистрация всех ККТ по местонахождению одного из этих подразделений.

Точнее, в том налоговом органе, в котором организация поставлена на учет по местонахождению обособленных подразделений (абз. 2 п. 21 Регламента, письмо Минфина России от 18 августа 2010 г. № 03-01-15/7-183, п. 5 письма ФНС России от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303@);

2) представлены неверно оформленные документы, если выявленные налоговым органом недостатки не были устранены;

3) представлен неполный комплект документов;

4) в заявлении указаны недостоверные сведения;

5) предъявлены для регистрации модели ККТ, не включенные в Государственный реестр контрольно-кассовой техники или исключенные из него. Из этого правила есть ряд исключений. Так, ККТ зарегистрируют в следующих ситуациях:

  • изменение наименования организации;
  • изменение местонахождения организации;
  • реорганизация организации;
  • внесение ККТ в уставный капитал (уставный фонд) организации.

Кроме того, по данному основанию инспекторы откажут в регистрации и при отсутствии на распечатанных ККТ кассовых чеках обязательных реквизитов ( письмо ФНС России от 6 марта 2013 г. № АС-4-2/3777).

Проверку наличия на распечатанных кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах соответствующих реквизитов должны проводить налоговые органы по завершении фискализации ККТ, подлежащей регистрации. Если факт отсутствия на кассовых чеках обязательных реквизитов выявлен в ходе проведения контрольных мероприятий за применением ККТ, налогоплательщик может предъявить претензии налоговикам, которые провели регистрацию ККТ, не удовлетворяющую всем требованиям законодательства;

6) истек нормативный срок амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра.

Согласно действующему законодательству, допускается эксплуатация ККТ, исключенной из Госреестра, до истечения нормативного срока амортизации. Данный срок составляет до семи лет включительно с момента ввода контрольно-кассовой техники в эксплуатацию (письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-01-15/4-124). В таких случаях налоговые органы обязаны перерегистрировать ККТ. Подтверждается такая позиция и судебной практикой.

К примеру, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 3 мая 2006 г. № А38-3844-12/207-2005. В иных ситуациях в перерегистрации контрольно-кассовой машиы может быть отказано (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. № А33-13959/07-Ф02-2351/08, ФАС Московского округа от 24 мая 2006 г. № КА-А40/4359-06);

7) предъявлена ККТ, находящаяся в розыске;

8) обнаружены неисправности ККТ, отсутствуют марки-пломбы, идентификационный знак.

Требование о наличии на контрольно-кассовой технике знака «Государственный реестр» в настоящее время неактуально (постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1319, письмо ФНС России от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696@). Если данный знак отсутствует на ККТ, то в регистрации кассы не может быть отказано;

9) не обеспечен доступ к контрольно-кассовой технике, в том числе к кассе, в составе платежного терминала (банкомата);

10) заявитель не явился в согласованное время к месту проведения осмотра ККТ (в случае отказа от регистрации налоговики вышлют уведомление).

Декабрь 2013 г.





Статьи по теме: