Главная - Статьи

Путевки в оздоровительные лагеря: бухгалтерский учет, налоги, страховые взносы

Приближается лето - пора отпусков и школьных каникул. Перед многими родителями возникает вопрос о предстоящем отдыхе их чада. Летний оздоровительный лагерь - один из возможных вариантов такого решения. Но для этого необходимо приобрести путевку. И практически все принявшие решение о направлении ребенка в лагерь по привычке обращаются за этим к своему работодателю.

Возможное возмещение расходов

Действительно, до 2010 г. все работодатели могли оказывать посильную помощь в приобретении путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников. Для этого работодатель-страхователь обращался в территориальное отделение ФСС РФ по месту учета, которое выделяло такие путевки. При этом как минимум часть ее стоимости возмещалась за счет средств фонда. Начиная же с указанной даты из п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в котором приведен перечень видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, был исключен пп. 14 (пп. "б" п. 7 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). И это означало, что возможность оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств ФСС РФ канула в Лету.
Вопросы же организации детского отдыха законодатель возложил на региональные власти, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в силу введенного с 1 января 2010 г. пп. 24.3 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета региона (за исключением субвенций из федерального бюджета) (п. 1 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Примечание. Организация отдыха детей в каникулярное время с момента вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с 1 января 2009 г. (п. 1 ст. 83 Закона N 131-ФЗ)) отнесена к вопросам местного значения муниципального района (пп. 11 п. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ).

Вопросы организации отдыха и оздоровления детей решаются региональными властями самостоятельно, поскольку единого положения для всех субъектов РФ не существует. Исходя из этого исполнительные органы сами решают, какие службы будут курировать этот вопрос, кому, как, в каком размере и на основании каких документов будут возмещаться расходы на путевки, приобретенные для детей в санаторно-курортные организации, санаторные оздоровительные лагеря и в организации отдыха.
В отдельных регионах родителям для получения льготной путевки в оздоровительный лагерь необходимо самим обратиться в уполномоченный орган. Такой порядок установлен, к примеру, в Астраханской области, Забайкальском крае, Москве. Так, согласно п. п. 2.3 и 2.4 Порядка организации отдыха и оздоровления детей города Москвы (Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 15.02.2011 N 29-ПП) социальная поддержка граждан при организации отдыха и оздоровления детей реализуется на заявительной основе. Заявления о предоставлении путевок на выездной отдых и оздоровление детей от родителей (законных представителей) принимают и рассматривают районные комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков.
В некоторых регионах льготируемые путевки в оздоровительный лагерь можно получить, только купив их через работодателя. Такое положение установлено, например, в Нижегородской, Смоленской и Московской областях. Частичная компенсация стоимости путевок для отдыха и (или) оздоровления детей за счет бюджета Московской области предоставляется организациям, индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах по Московской области и закупившим путевки для отдыха и (или) оздоровления детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством) своих сотрудников (п. 1 Порядка предоставления частичной компенсации стоимости путевок для отдыха и оздоровления детей в Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2010 N 1244/61).
Работникам в таком случае необходимо обращаться к своему работодателю, чтобы хоть как-то уменьшить свои расходы. Ведь стоимость путевок, купленных ими самостоятельно, никто возмещать не будет.
Существует и третий вариант частичной компенсации, который объединил в себе два предыдущих: за счет бюджета субъекта РФ возмещается часть стоимости путевки на оздоровление ребенка, если она приобретается либо работником непосредственно, либо работодателем для него. Такие правила установлены, к примеру, в Краснодарском крае, Архангельской области, Вологодской области. При таком порядке возмещения работодателю, конечно, проще сразу направить работника в уполномоченный орган по проведению детской оздоровительной кампании, а самому данным вопросом не заниматься.

Примечание. Во многих регионах вне зависимости от того, кому будут возмещаться расходы на путевки, компенсация из бюджета не покроет 100% затрат на путевку. Она будет определяться не по фактическим затратам, а в размере процентной доли от средней стоимости путевки или в размере фиксированной суммы, установленной в конкретном регионе.

В большинстве своем объем компенсации зависит от вида оздоровительного учреждения и длительности самой путевки. Так, п. 2 указанного Постановления N 1244/61 установлена величина стоимости путевки, применяемая в Московской области для расчета размера частичной компенсации ее стоимости:
- в санаторно-курортных организациях, в том числе санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, за 21 день пребывания - 12 600 руб.;
- в организациях отдыха за 21 день пребывания - 11 445 руб.
Согласно указанному Порядку Московской области (п. 4) полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению детей наделено Министерство социальной защиты населения Московской области.
Работодатели, закупившие путевки для оздоровления детей своих работников, вправе компенсировать часть своих расходов за счет средств бюджета области. Частичная компенсация стоимости путевок в детские оздоровительные учреждения осуществляется за фактически приобретенные путевки в размере 50% от их стоимости, но не более величины, установленной Правительством Московской области, исходя из количества дней пребывания в оздоровительных организациях, в пределах средств, предусмотренных территориальным структурным подразделением Минсоцзащиты населения Московской области.
Для получения частичной компенсации стоимости путевок работодателями направляются заявки в территориальные подразделения Минсоцзащиты с просьбой о выделении средств бюджета области на частичную компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей (форма заявки приведена в Приложении N 1 к Порядку). Причем такие заявки подаются ежеквартально до 20-го числа первого месяца текущего квартала. Вместе с заявками предлагается представлять также:
- копии платежных поручений, подтверждающих оплату путевок, с отметкой банка;
- копии договоров на приобретение путевок;
- копии отрывных талонов к путевкам или иной документ, подтверждающий пребывание ребенка в оздоровительной организации;
- выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения за частичной компенсацией;
- информацию для получения средств на частичную компенсацию стоимости путевок в оздоровительные организации по форме, приведенной в Приложении N 2 к Порядку;
- списки детей, направленных на оздоровление, по форме, приведенной в Приложении N 3 к Порядку.
При подаче указанных документов предъявляются для сверки также и подлинники документов, копии которых входят в представляемый пакет. Копии при этом заверяются работником территориального структурного подразделения.

Примечание. Для принятия решения о назначении частичной компенсации либо об отказе в ее назначении территориальному подразделению отведено 10 рабочих дней. Еще пять рабочих дней ему дается на то, чтобы направить работодателю уведомление о назначении частичной компенсации либо об отказе в ее назначении. В последнем случае в направляемом уведомлении указываются причины отказа.

Отражение в бухгалтерском учете

Если работодатель пошел навстречу сотрудникам, купив для них путевки с частичным возмещением их стоимости из бюджета региона, то такую покупку нужно правильно отразить в учете.
При приобретении организацией путевок информация об их наличии и движении отражается на субсчете 3 "Денежные документы" счета 50 "Касса" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Дебет 76 Кредит 51
- перечислены денежные средства за путевки в оздоровительный лагерь;
Дебет 50-3 Кредит 76
- получены путевки в оздоровительный лагерь для детей сотрудников.
Если организацией получено уведомление о частичной компенсации стоимости путевок за счет средств бюджета региона, то это означает получение государственных средств. Ведь согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Поэтому при получении указанных средств необходимо учитывать требования Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н).
Как говорилось выше, компенсация из регионального бюджета обычно выделяется после того, как работодатель понес расходы на приобретение путевок. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (п. 10 ПБУ 13/2000).
Исходя из этого в данном случае поступление, принятое к бухгалтерскому учету, не отражается как возникновение целевого финансирования и счет 86 "Целевое финансирование" не задействуется.
Следовательно, на дату принятия решения о выделении заявителю частичной компенсации стоимости приобретенных путевок на оздоровление детей сотрудников в бухгалтерском учете осуществляется следующая проводка:
Дебет 76 Кредит 91-1
- отражена сумма компенсации, указанная в решении уполномоченного органа.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств (п. 7 ПБУ 13/2000):
Дебет 51 Кредит 76
- получена сумма компенсации.
Если оставшуюся часть стоимости путевки в оздоровительный лагерь оплачивает сотрудник, то при начислении суммы его задолженности используется счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям":
Дебет 73 Кредит 50-3
- начислена задолженность сотрудника по оплате части стоимости путевки.
Вполне возможно, что и работодатель посодействует сотруднику, взяв на себя оплату части стоимости путевки. Расходы на отдых, согласно Положению по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99). Поэтому в данном случае производится запись:
Дебет 91-2 Кредит 50-3
- отражена часть стоимости путевки, оплачиваемая работодателем.

Пример. Организация приобрела 12 путевок в оздоровительный лагерь на первую смену для детей работников на 21 день пребывания стоимостью 16 500 руб. каждая. Предоплата за них была осуществлена в мае, путевки получены в июне и в этом месяце переданы родителям. Коллективным договором предусмотрена частичная компенсация стоимости путевок, приобретаемых для оздоровления детей сотрудников, организацией в размере 35% их стоимости. Остальную часть стоимости путевок оплачивают сотрудники.
По решению региональных властей путевки в оздоровительные лагеря для детей работающих граждан могут быть оплачены за счет средств областного бюджета в размере 50% фактической стоимости путевки, но не выше установленной величины стоимости путевки в организациях отдыха за 21 день пребывания - 14 000 руб. В начале июля организацией представлена в соответствующий орган исполнительной власти заявка на получение компенсации в сумме 84 000 руб. с необходимыми документами, подтверждающими понесенные расходы и нахождение детей в оздоровительном заведении. В этом же месяце получено уведомление с решением о назначении частичной компенсации в размере заявки, денежные средства из областного бюджета поступили в августе.
Областным бюджетом может быть компенсировано 84 000 руб. (14 000 руб/пут. x 50% x 12 пут.). Согласно коллективному договору организацией оплачивается 35% стоимости путевок по оздоровлению детей сотрудников. Следовательно, за счет работодателя будет оплачено 69 300 руб. (198 000 руб. x 35%), оставшуюся же часть стоимости путевок, 44 700 руб. (198 000 - 84 000 - 69 300), оплачивают сотрудники организации, дети которых направляются на отдых.
В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом.
В мае:
Дебет 60, субсчет "Авансы выданные", Кредит 51
- 198 000 руб. (16 500 руб/пут. x 12 пут.) - перечислена предоплата за путевки в оздоровительный лагерь.
В июне:
Дебет 50-3 Кредит 60
- 198 000 руб. - отражена задолженность за путевки в оздоровительный лагерь;
Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Авансы выданные",
- 198 000 руб. - погашена задолженность за путевки в оздоровительный лагерь за счет предоплаты;
Дебет 91-2 Кредит 50-3
- 69 300 руб. (198 000 руб. x 35%) - отражена часть стоимости путевок, оплачиваемая работодателем;
Дебет 73 Кредит 50-3
- 44 700 руб. - начислена задолженность сотрудников по оплате части стоимости путевок;
Дебет 50 Кредит 73
- 44 700 руб. - внесены сотрудниками денежные средства за путевки;
Дебет 91-2 Кредит 50-3
- 84 000 руб. (198 000 - 69 300 - 44 700) - путевки переданы сотрудникам организации.
В июле:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 84 000 руб. - отражена задолженность органа местного самоуправления по возмещению части расходов организации на приобретение путевок в оздоровительный лагерь за счет средств областного бюджета.
В августе:
Дебет 51 Кредит 76
- 84 000 руб. - поступили денежные средства из областного бюджета в счет возмещения расходов на приобретение путевок.

Примечание. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета предписывает использовать этот счет для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и т.д. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 и кредиту счетов затрат.

Обязательства по налогам и взносам

При передаче сотрудникам путевок для их детей в оздоровительные лагеря необходимо понять, возникают ли какие-либо налоговые обязательства и обязательства в части страховых взносов.

Налогообложение

Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время не подлежат обложению НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Примечание. Услуги российских санаторно-курортных и оздоровительных организаций, включенные в стоимость путевок, оформленных по соответствующей форме и оплаченных организациями, на взгляд финансистов, НДС не облагаются. На основании этого они констатируют, что при передаче сотрудникам организации на безвозмездной основе путевок, оплаченных данной организацией, НДС не уплачивается (Письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-05-01-04/68, от 25.07.2005 N 03-04-11/174).

Из буквального толкования упомянутого пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, по мнению судей ФАС Западно-Сибирского округа, следует, что освобождена от налогообложения НДС именно услуга оздоровительной организации, включенная в стоимость путевок, оформленных по соответствующей форме. Таким образом, от НДС освобождаются не сами санаторно-курортные и оздоровительные услуги, оказываемые соответствующей организацией, а именно стоимость соответствующей путевки, которая включает в себя комплекс предоставляемых оздоровительных услуг. Поэтому реализация путевок не облагается НДС независимо от того, кто выступает их продавцом (при условии, что организация, не являющаяся оздоровительной, не включает в цену реализации стоимость услуг по приобретению и продаже этих путевок) (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.06.2006 N Ф04-3386/2006(23325-А27-31)).
Президиум ВАС РФ же посчитал, что передача организацией своим работникам путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации независимо от оплаты ею их полностью или частично в интересах получающих такие услуги работников не создает объекта обложения НДС, поскольку общество не оказывало и не получало услуг санаторно-курортных организаций. Непосредственными получателями данных услуг, оформленных путевками установленного образца, были работники организации.
При этом высшие судьи констатировали, что положения пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ в рассматриваемом случае неприменимы (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 15664/05).
На первый взгляд приобретение организацией путевок не должно как-то повлиять на величину облагаемой базы по налогу на прибыль. Причем вне зависимости от того, полностью организация оплатила путевку либо затраты на нее были частично возмещены из регионального бюджета или частично оплачены работником.
Затраты на оплату путевок на лечение или отдых работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, отнесены к расходам, не учитываемым в целях налогообложения (п. 29 ст. 270 НК РФ). Это положение действует и в том случае, если такие путевки (или денежная компенсация их стоимости) предоставляются работникам как часть социального пакета на основании коллективного договора или трудовых договоров.
Стоимость же безвозмездно передаваемого имущества не учитывается в целях налогообложения на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.
Расходы организации, которые носят социальный характер и произведены в пользу работника, в том числе расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение или на оплату лекарственных средств для работника, по их мнению, не учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от того, предусмотрены ли они трудовым или коллективным договором (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2010 по делу N А19-15653/08). Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2008 по делу N А29-6239/2007, ФАС Уральского округа от 12.02.2008 N Ф09-234/08-С2, ФАС Центрального округа от 06.09.2004 N А64-1072/04-16.

Примечание. Московские налоговики подчеркнули, что расходы организации, которые носят социальный характер и произведены в пользу работника или иных лиц (включая оплату туристических путевок), не учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от того, предусмотрены ли они трудовыми договорами или нет (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016779).

Суммы, возмещаемые работником и региональным бюджетом, по логике, не должны относиться к доходам. Напомним, что согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в том числе в соответствии с гл. 25 НК РФ. Доходы организации, согласно ст. 248 НК РФ, определяются в порядке, установленном ст. ст. 249 и 250 НК РФ.
Из системного применения положений ст. ст. 41, 249 и 250 НК РФ, казалось бы, не вытекает возможность предоставления компенсации, поступившей из областного бюджета, в качестве дохода от реализации или внереализационного дохода организации.
Однако в финансовом ведомстве считают по-другому. Полученные из областного бюджета организацией в качестве возмещения понесенных расходов на приобретение путевок в оздоровительный лагерь для детей сотрудников средства чиновники настоятельно рекомендуют относить к доходам, увеличивающим облагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку такие выплаты не поименованы в составе доходов, исключаемых из налоговой базы на основании ст. 251 НК РФ.
Напомним, что целевые поступления упомянуты в этой статье дважды - в пп. 14 п. 1 и п. 2. Норма п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать целевое финансирование только некоммерческим организациям, которое поступает на их содержание и ведение ими уставной деятельности.
Круг налогоплательщиков, которые могут воспользоваться нормой пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, несколько больше, но распространяется действие этой нормы только на полученное имущество, которое поименовано в этом подпункте. Средств же, поступающих из бюджета субъекта РФ, среди поименованных нет.
Следование таким рекомендациям обяжет налогоплательщика начислить с полученной суммы налог на прибыль. Поэтому если организация не желает возникновения трений с налоговиками, то на дату возмещения расходов из бюджета по путевкам в налоговом учете необходимо отразить доход.
Не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями стоимости приобретаемых путевок (за исключением туристических), на основании которых сотрудникам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ (п. 9 ст. 217 НК РФ). Указанная льгота предоставляется и при оплате путевки самим работодателем (Постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2009 N Ф09-483/09-С2).
Данное положение по льготированию доходов работников распространяется также при приобретении работодателем путевок для членов семей работников.
Освобождение от НДФЛ осуществляется при условии, что источником финансирования являются средства:
- организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате), в соответствии с НК РФ, не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
- бюджетов бюджетной системы РФ. Минфин России в Письме от 01.06.2010 N 03-04-06/9-107 подтвердил, что суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для детей, предоставляемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, если работодатель производит оплату за счет перечисленных средств, то НДФЛ со стоимости путевки не исчисляется.
Воспользоваться указанной льготой могут и организации, применяющие ЕНВД, УСН, ЕСХН, если источником финансирования у них являются средства, получаемые от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Упомянутые выплаты и вознаграждения признаются также и объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Дети сотрудников не состоят в трудовых отношениях с работодателем их родителей. Поэтому на стоимость путевок в оздоровительные лагеря указанные страховые взносы, по логике, начислять не следует в силу упомянутых норм п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Об отсутствии необходимости начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды со стоимости путевок, приобретаемых работодателем для членов семей сотрудников, в том числе и детей, Минздравсоцразвития России в свое время пояснил и в Письмах от 12.03.2010 N 559-19, от 01.03.2010 N 426-19. Но на тот момент объектом обложения признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями-страхователями в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В настоящее же время, как было сказано выше, страховые взносы исчисляются с доходов, начисляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Поэтому в случае закрепления обязанности работодателя по оплате (полностью или частично) путевок для детей сотрудников в оздоровительные лагеря в коллективном договоре и (или) в трудовом договоре с сотрудником либо в иных локальных нормативных актах, по нашему мнению, существует риск признания данных выплат как выплат в рамках трудовых отношений. А это, в свою очередь, приводит к возникновению объекта для обложения страховыми взносами.

Окончание примера. Понесенные в июне затраты на приобретение путевок для детей сотрудников в оздоровительные лагеря, 153 300 руб. (198 000 - 44 700), организация не включает в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль за I полугодие 2012 г.
В бухгалтерском учете данная сумма отнесена к прочим расходам. Как видим, возникла разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода. Данная разница признается постоянной, поскольку рассматриваемые затраты не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. А это, в свою очередь, обязывает организацию начислить постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н):
Дебет 99, субсчет "Постоянные налоговые обязательства (активы)", Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль",
- 30 660 руб. (153 300 руб. x 20%) - начислено постоянное налоговое обязательство.
Поступившая в августе сумма компенсации из областного бюджета, 84 000 руб., учитывается организацией в доходах при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2012 г. В бухгалтерском учете данная сумма в этом периоде также включается в прочие расходы.
Стоимость путевки в оздоровительный лагерь, 14 550 руб. (16 500 - 4950), оплаченная работодателем, у сотрудников - родителей детей, находившихся на отдыхе, не увеличивает облагаемый НДФЛ доход за январь - июнь, поскольку данные затраты не принимаются к учету в расходах, уменьшающих полученные доходы, при исчислении налога на прибыль.
Поступившая в августе компенсация из областного бюджета в размере, приходящемся на одну путевку, 7000 руб. (84 000 руб. : 12), также не увеличивает доход указанных сотрудников, облагаемый НДФЛ.
Обязанность по частичной оплате путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников прописана в коллективном договоре. Руководство организации посчитало нецелесообразным возможное возникновение осложнений с государственными внебюджетными фондами, в связи с чем принято решение о начислении страховых взносов с части стоимости путевок, которая оплачена работодателем. Поэтому в базу по начислению страховых взносов за январь - июнь каждого сотрудника-родителя, ребенок которого отдыхал в оздоровительном лагере, дополнительно было включено 5775 руб. (69 300 руб. : 12).

Учредители организации могут принять решение о направлении части прибыли прошлых лет на приобретение путевок для сотрудников и членов их семей. В этом случае в бухгалтерском учете для отражения операции по приобретению путевок в оздоровительный лагерь используется счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":
Дебет 84 Кредит 50-3
- отражена часть стоимости путевок, оплачиваемая работодателем.
При таком варианте:
- не возникает разницы между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода;
- приведенные в примере порядки исчисления страховых взносов и неначисления НДФЛ не меняются.

Май 2012 г.





Статьи по теме: