Главная - Статьи

Проверяет Пенсионный фонд

 

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законодатель возложил:
- на Пенсионный фонд РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и
- Фонд социального страхования РФ и его территориальные отделения в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ
(п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). В связи с этим расширены и права указанных органов, в том числе и возможность проведения проверок в порядке, установленном законодательством РФ (пп. 2 п. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
Территориальные отделения ПФР и ФСС РФ вправе проводить камеральную и выездную проверки плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по своим направлениям. Целью как камеральной, так и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) указанных страховых взносов (п. п. 1 и 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
ПФР и ФСС РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). О том, что плановые выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся ПФР и ФСС РФ только совместно, Минздравсоцразвития России напомнил в Письме от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748. При этом чиновники констатировали неправомерность проведения отдельных выездных проверок указанных плательщиков. Независимо друг от друга могут проводиться только внеплановые выездные проверки.
Порядок взаимодействия территориальных отделений ПФР и ФСС РФ при проведении совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов закреплен в Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС РФ от 28.10.2009 N АД-30-33/10сог/02-43/07-2205П (Письмо ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150).

 

Наставления руководства

 

В начале текущего года Правление ПФР выпустило Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. Распоряжением от 03.02.2011 N 34р, далее - Методические рекомендации). В связи с этим признаны утратившими силу Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (введены были Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р).
В Методических рекомендациях рассматриваются вопросы планирования и проведения выездных проверок территориальными отделениями ПФР только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Их действие применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.
Напомним, что при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в ПФР одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 7 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

 

Выбор проверяемых

 

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
- имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
- по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
- уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
- наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
- резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
- применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
- неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае - местным отделением фонда, во втором - отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

 

Проведение проверки

 

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев, если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ):
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н).
На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций):
- страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки;
- проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.

 

Документы для проверки

 

В Методических рекомендациях содержится конкретный перечень документов, подлежащих истребованию у страхователя для проведения выездной проверки. В него входят (п. 7.4 Методических рекомендаций):
- приказы об учетной политике;
- лицензии, допуски СРО, действующие в проверяемом периоде, и пр.;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование;
- бухгалтерская отчетность (годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
- главные книги, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовые книги и пр.;
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. Если в проверяемом периоде страхователь осуществлял выплаты в натуральной форме либо безвозмездную передачу материальных ценностей, то дополнительно затребуют регистры по счетам 41, 10, 43, 45, 91;
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и страховых взносов (рекомендуемая форма приведена в совместном Письме ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08-56П);
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к ним (приказы, коллективные и трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
- банковские и кассовые документы;
- первичные документы бухгалтерского учета, касающиеся выплат в пользу физических лиц (ведомости по начисленным доходам, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц). В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Кроме того, в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.
Проверка может проводиться сплошным либо выборочным методом. В первом случае изучению подвергаются все документы и сведения, относящиеся к начислению страховых взносов. Во втором - выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, которые позволяют сформировать общие выводы.
В ходе выездной проверки устанавливается:
- полнота и правильность определения:
- базы для начисления страховых взносов;
- сумм, не включаемых в базу для начисления страховых взносов;
- правильность применения тарифов страховых взносов и арифметических подсчетов, а также обоснованность применения пониженных тарифов;
- своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений;
- полнота и своевременность перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Вначале же проверяющим предложено проверить правильность оформления первичных учетных документов. Их будет интересовать, соответствует ли дата записи хозяйственной операции по начислению выплат в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для расчета страховых взносов, а также правильность подсчета соответствующих итогов в документах (п. 7.3 Методических рекомендаций).
Для оценки своевременности и полноты представления отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету пенсионщики ревизуют расчеты РСВ-1 ПФР и формы индивидуальных сведений, поданные страхователем в отделение ПФР в проверяемый период, на предмет даты их представления.
Изучению и отражению в акте подлежат также сведения о представленных уточненных расчетах: за какой период, дата представления и сроки (до начала проверки, в процессе или по окончании). По уточненным расчетам, сданным страхователем до ознакомления с решением о назначении проверки, страхователь освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, предусмотренной ст. 47 Закона N 212-ФЗ, при условии, что им до представления уточненного расчета были уплачены недостающая сумма страховых взносов и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 17 Закона N 212-ФЗ).
При принятии решения по результатам проверки территориальным отделением ПФР учитываются также показатели уточненного расчета, представленного в ходе контрольного мероприятия. Однако в этом случае организация не освобождается от ответственности за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов, поскольку ею не выполнены приведенные выше требования, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 17 рассматриваемого Закона.
Методическими рекомендациями при проверке правильности определения объекта налогообложения и базы для начисления предписано:
- по объекту - сравнить виды выплат и иных вознаграждений, на которые страхователем фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые они должны быть начислены в соответствии с действующим законодательством;
- по базе - исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные в расчетах по страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета по всем суммам, начисленным в пользу физических лиц.
В любом случае основным объектом для сравнения послужат обороты по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и строки 200, 210, 220, 221, 230 расчетов РСВ-1 ПФР. При проверке данных строк 200 и 300 инспекторам рекомендуется также посмотреть данные по счетам 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется страхователями с применением программ подготовки отчетности. В таком случае Методическими рекомендациями предлагается проверяющим уделить особое внимание операциям, введенным "вручную", которые отражены в соответствующих регистрах бухучета и в других документах, так как среди них могут оказаться разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы.
Помимо проверки соответствия данных расчетов по страховым взносам тем, что содержатся в регистрах бухгалтерского учета, инспекторам предложено рассчитать и сравнить суммы, отраженные в главной книге по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 84, с суммами, указанными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета. Суммовые данные регистров бухгалтерского учета необходимо сравнить с первичными документами, на основе которых они составлены.
Проверяющим рекомендуется обращать особое внимание на нетипичность корреспонденции счетов или ее несоответствие содержанию хозяйственной операции, связанной с определением базы по страховым взносам (п. 7.5.3 Методических рекомендаций).
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Найдя выплаты, на которые работодателем не были начислены страховые взносы, инспекторы вначале проверят обоснованность их отнесения к суммам, не подлежащим обложению платежами во внебюджетные фонды. После же проверки их соответствия критериям, установленным п. п. 1, 2 и 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пенсионщикам предложено проследить документальное их подтверждение и размер выплаты.
Проверяющим надлежит отследить также и момент, когда размер базы для начисления страховых взносов превысит ее предельное значение: 415 000 руб. в 2010 г., 463 000 руб. в текущем (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) (п. 7.5.4 Методических рекомендаций). С суммы превышения страховые взносы во внебюджетные фонды не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов осуществляется на основе индивидуальных карточек учета выплат в пользу физических лиц и страховых взносов.
Данные карточек инспекторы должны сопоставить с регистрами бухгалтерского учета по счету 69. При этом проверяются субсчета счета 69 "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС", "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС".
На основе данных по указанным субсчетам счета 69 проверяется также достоверность сумм начислений страховых взносов в расчетах РСВ-1 ПФР по строкам 110 - 114, 241 - 244, 341 - 344, 391 - 394 и сумм перечисленных платежей по строкам 140 - 144, 520.
Кроме того, проверяющим предложено сравнить данные индивидуальных карточек учета со сведениями, отраженными в справках 2-НДФЛ о доходах соответствующих физических лиц. Если в последней доходы сотрудника окажутся больше, нежели выплаты в пользу его согласно индивидуальной карточке, то инспекторам предложено выяснить причины такого расхождения (п. п. 7.5.5.2 и 7.5.5.3 Методических рекомендаций).
При проверке правильности применения тарифов и арифметических подсчетов пенсионщиков прежде всего будут интересовать основания для применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов. При этом в ряде случаев в этих целях инспекторы могут привлечь и налоговиков - либо в виде предоставления ими необходимой информации, либо непосредственно в форме участия в проведении проверки (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ) (п. 7.5.5.4 Методических рекомендаций).
Отдельный раздел (разд. VIII) Методических рекомендаций посвящен формам возможных выплат в пользу физических лиц:
- наличными денежными средствами через кассу организации;
- безналичным путем (путем списания денежных средств со счетов организации и перечисления их на лицевые счета работников (физических лиц));
- в виде натуральной оплаты.
По каждой из форм приводятся проводки по бухгалтерскому учету. При этом обращается внимание на те, которые, как правило, используются для "сокрытия объекта обложения страховыми взносами". В число таковых, к примеру, попали:
Дебет 41 (44, 86, 91, 96 и др.)
Кредит 50.
Особенности проведения выездной проверки в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица приведены в п. 6.2 Методических рекомендаций.

 

Акт проверки

 

В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации.
В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н.
В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н).
Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных:
- занижении базы для начисления страховых взносов;
- сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, -
а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
- выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений;
- предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений;
- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки.
Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).

 

Решение по проверке

 

Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления организацией письменных возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых. Для этого руководителю (заместителю руководителя) территориального отделения ПФР следует вынести решение об истребовании необходимых документов по форме 18 (Приложение N 29 к Приказу N 957н). На основании этого решения выставляется требование о представлении документов по форме 14, которые впоследствии приобщаются к материалам выездной проверки.
Дату рассмотрения материалов проверки руководству территориальных отделений ПФР рекомендовано назначать не ранее шестого рабочего дня из установленного срока для принятия решения, поскольку организация вправе направить возражения по почте в последний день срока, предусмотренного для их подачи.
Руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР письменно извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Для этого в адрес страхователя может быть направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н).
Организация может участвовать при рассмотрении материалов проверки. Однако неявка представителей страхователя не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального отделения ПФР обязательным.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) отделения ПФР выносит:
- решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 19-ПФР либо
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения по форме 20-ПФР (Приложения N N 30, 32 к Приказу N 957н соответственно).
Дата решения о привлечении к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также указываются размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней (п. п. 9 и 10 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности в течение пяти дней после дня его вынесения вручается страхователю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если названными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В решении отражаются:
- срок, в течение которого организация вправе обжаловать данное решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его страхователю. На основании вступившего в силу решения организации направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа (п. п. 11, 12, 13 и 14 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Материалы выездной проверки приобщаются к наблюдательному делу плательщика страховых взносов (п. 9.3 Методических рекомендаций).





Статьи по теме: