Главная - Статьи

Проведение аудита, обязательный аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг

 

Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2010 N 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Странно, но почему-то создается впечатление, что Минфин России и наши законодатели отчего-то невзлюбили отечественных аудиторов. Сначала было принято решение о всеобщей переаттестации аудиторов (юридически это, конечно, не совсем так, но фактически иначе это воспринимать нельзя), причем в самой жесткой форме.

С 1 января 2010 г. деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг вправе осуществлять исключительно аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Индивидуальный аудитор - индивидуальный предприниматель, получивший квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
С 1 января 2010 г. не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов коммерческие организации и индивидуальные предприниматели не являются соответственно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и, следовательно, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Согласно Информационному сообщению Минфина России от 28 января 2010 г. для того чтобы установить, является ли коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и, следовательно, имеет ли эта организация (индивидуальный предприниматель) право осуществлять аудиторскую деятельность, необходимо обратиться к реестру аудиторов и аудиторских организаций.
Такой реестр ведут саморегулируемые организации (СРО) аудиторов в отношении своих членов. Сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций размещены в Интернете, в частности на официальных сайтах СРО, таких как Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Российская коллегия аудиторов и др.
Кроме того, сводный перечень аудиторов и аудиторских организаций размещен на официальном сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов".
С 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) вправе исключительно лицо, являющееся членом одной СРО аудиторов. Такое лицо должно иметь действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином России до 1 января 2011 г. либо выданный в соответствии с п. п. 1 - 8 ст. 11 и п. 4 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2011 г.
Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 г., не подлежат обмену после 1 января 2011 г. Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.
Лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов и имеющее действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г., вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность):
- с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г. - в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора;
- с 1 января 2012 г. - в соответствии с типом имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (аудит отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, кредитных, страховых организаций и негосударственных внебюджетных фондов).
Аудиторы, желающие с 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, должны до 1 января 2013 г. сдать квалификационный экзамен в упрощенном порядке (утв. Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 118н) либо с 1 января 2011 г. сдать квалификационный экзамен в общем порядке, установленном ст. 11 Закона N 307-ФЗ.
Сдача такого экзамена позволит аудитору с 2012 г. участвовать и в аудиторской деятельности, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Согласно Информационному сообщению Минфина России N 5 "В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2011 г. лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью, вправе проходить профессиональное обучение по собственному выбору (в том числе в порядке самоподготовки к сдаче квалификационного экзамена).

А теперь законодатели наконец-то дали жизнь и давно анонсируемым изменениям в составе клиентов аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов, чья деятельность подлежит обязательному аудиту. Речь идет о поправках, которые внесены Федеральным законом от 28.12.2010 N 400-ФЗ в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 

Обязательный аудит отменяется, но... не для всех

 

Самое главное изменение в ст. 5 Закона N 307-ФЗ - это, конечно, изменения в пункте, где говорится об объемах выручки и сумме активов бухгалтерского баланса.
С 1 января 2011 г. обязательный аудит остается для тех организаций, у которых:
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 000 000 руб. или
- сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 000 000 руб.
Напомним, что до этого показатели выручки и активов составляли 50 000 000 и 20 000 000 руб. соответственно. Как видим, размер выручки увеличен в 8 раз, а вот размер активов - только в три раза. Можно сказать, что это почти льгота: ведь если бы коэффициент увеличения был бы одинаковым, то размер активов бухгалтерского баланса, минимальный для обязательного аудита, составил бы 160 000 000 руб.
Кроме того, из-под требований для обязательного аудита теперь выведены не только сельскохозяйственные кооперативы, но и органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Кстати, комментируемый Закон отменяет обязательный аудит и в отношении государственных внебюджетных фондов.
Отметим, что положения п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г. (п. 2 ст. 2 Закона N 400-ФЗ).

 

Кому не удастся избежать аудита?

 

Вне зависимости от числовых показателей выручки и активов баланса обязательный аудит теперь прямо прописан:
- для компаний, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
- организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- клиринговых организаций;
- валютных бирж;
- негосударственных пенсионных или иных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компаний АИФ, ПИФ или НПФ.
Обязательный аудит прописан также в случае, если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую или финансовую отчетность.
В принципе, и раньше обязательный аудит требовался для фондов, источником образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и юридических лиц, но теперь это расписано более детально.

 

Итоги

 

По мнению автора, внесенные поправки, конечно, уменьшат число клиентов аудиторских компаний, но не катастрофически.
Ведь одним обязательным аудитом дело не ограничивается. Если даже не считать услуги по ведению, восстановлению бухгалтерского учета для клиентов, их налогового консультирования, то нередко аудит заказывается добровольно - для того, чтобы подготовиться к налоговой проверке.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать услуги, поименованные в пп. 1 - 10 п. 7 ст. 1 упомянутого Закона, а также другие услуги. Правда, при условии, что эти другие услуги связаны с аудиторской деятельностью и оказание их не влечет возникновение конфликта интересов и не создает угрозу возникновения такого конфликта.
В перечень оказываемых услуг входят:
- постановка, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий;
- оценочная деятельность;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Этот перечень не является исчерпывающим.

Нынешнее ужесточение наказаний за нарушение налогового законодательства, увеличение налогового пресса, на наш взгляд, увеличат и запросы организаций и предпринимателей на помощь со стороны аудиторов. А обязательный аудит как раз таки имеет к этому слабое отношение.





Статьи по теме: