Главная - Статьи

Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии

 

Комментарий к статье 12 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии

 

Согласно положению рассматриваемой статьи, отдельные категории граждан, которые не осуществляют трудовой деятельности или работ по гражданско-правовому договору, но занимаются иной деятельностью, засчитываемой в страховой (трудовой) стаж на основании Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", могут обращаться в территориальные подразделения ПФ РФ за получением свидетельства обязательного пенсионного страхования и включении периодов такой деятельности в их индивидуальный лицевой счет.
В комментарии к ст. 6 рассматриваемого Закона уже отмечались те виды деятельности, которые засчитываются в трудовой (страховой) стаж. Согласно ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", это:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Данные периоды занятости засчитываются в страховой (трудовой) стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (иной деятельности), при условии, что за таких граждан РФ уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. Если граждане РФ работали за пределами территории РФ, то они должны были добровольно и самостоятельно подавать сведения в ПФ РФ, исчислять и уплачивать свои страховые взносы. Такой вывод следует исходя из положений ст. 10 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 10.07.2007 N 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признал не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Такое положение Постановления Конституционного Суда РФ гарантирует застрахованным лицам при назначении пенсии учет всех периодов их официальной работы, когда за них отчитывался страхователь, даже если впоследствии страхователь не уплатил часть (или полностью) страховых взносов.
Комментируемая статья предоставляет рассматриваемой категории граждан право на самостоятельное обращение в территориальные органы ПФ РФ для получения свидетельства обязательного пенсионного страхования и включения рассмотренных периодов деятельности в страховой стаж. При самостоятельном обращении в орган ПФ РФ за получением свидетельства данная категории лиц будет проходить практически ту же процедуру оформления свидетельства, которая проводится и при обычном его оформлении на застрахованного лица через страхователя (работодателя, заказчика работ, услуг).
Необходимо будет также заполнить и подать анкету застрахованного лица (форма АДВ-1), однако делаться это будет не через работодателя, а непосредственно самим лицом в территориальном органе ПФ РФ. Поскольку одновременно с подачей формы АДВ-1 проходит регистрация гражданина в территориальном органе ПФ РФ в качестве застрахованного лица, то на него будет открыт индивидуальный лицевой счет. Происходит это на основании того, что определенные периоды деятельности могут засчитываться в страховой стаж, вне зависимости от того, уплачивались или нет за данное лицо страховые взносы в ПФ РФ. В таком случае данные лица должны одновременно с подачей формы АДВ-1 подавать в территориальный орган ПФ РФ и документы, которые подтверждают определенные периоды деятельности, подлежащие включению в страховой стаж.
Каждый период занятости, деятельности можно подтвердить определенными документами. Период прохождения военной службы, другой приравненной к ней службы подтверждается военным билетом и другими документами (например, служебным удостоверением). Периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию, пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах можно подтвердить соответствующими справками из службы Центра занятости населения. Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет одним из родителей также легко подтверждается. Для этого, как правило, мать ребенка встает на учет в местном органе социальной защиты населения, соответственно справкой из данного органа можно проверить данный период деятельности.
Незаконно осужденные и отбывшие полностью или частично наказание граждане, получившие впоследствии реабилитацию, могут подтвердить период своего отбывания наказания актом о реабилитации. Реабилитация представляет собой порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Статья 135 УПК РФ предусматривает право на возмещение вреда для реабилитированных лиц, в том числе и возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лишилось лицо в результате уголовного преследования.
Если лицо работало до осуждения, то ему должны быть возмещены суммы страховых взносов, которые могли быть ему начислены за период отбывания наказания или прохождения лицом принудительного уголовного преследования (расследования дела).
Период ухода за ребенком-инвалидом, лицом, достигшим возраста 80 лет, инвалидом I-й группы вне зависимости от его возраста оформляется в территориальном органе ПФ РФ по месту регистрации в качестве застрахованного лица того же ребенка-инвалида, лица, достигшего 80 лет, инвалида I-й группы. Следовательно, обратившись в территориальный орган ПФ РФ за оформлением свидетельства обязательного пенсионного страхования лицо обратиться в то же подразделение ПФ РФ, в котором зарегистрировано и лицо, за которым ухаживают.

 

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"





Статьи по теме: