Главная - Статьи

Представительства и филиалы иностранных компаний: регистрация, бухгалтерская и налоговая отчетность

 

Развитие рыночных отношений в России, интеграция в мировой экономический процесс обусловливают необходимость масштабного привлечения в экономику страны иностранного капитала. На современном этапе Россия по мере преодоления последствий кризиса активизирует свою внешнеэкономическую деятельность. Одним из условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний рынок.
Расширение масштабов внешнеэкономической деятельности, сложность правового регулирования и налогообложения иностранных компаний на территории Российской Федерации предопределили появление многочисленных вопросов у бухгалтеров филиалов и представительств иностранных компаний.
Деятельность иностранных компаний в РФ может осуществляться в двух направлениях: пассивное инвестирование в российские компании и активное самостоятельное ведение бизнеса в России. Выбирая первое направление, иностранные фирмы не создают представительства в России. В этом случае российская организация - источник выплаты дохода - выступает налоговым агентом и удерживает налог из доходов, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, в соответствии со ст. ст. 309, 310 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В настоящее время иностранные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений (представительств, филиалов и др.) иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Подразделение иностранной компании должно быть аккредитовано и поставлено на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности в РФ с целью исчисления и уплаты налогов.
Филиалы и представительства иностранных организаций не являются юридическими лицами, а значит, не имеют правоспособности, их правовой статус регулируется правом страны, где зарегистрирована головная организация. Это означает, что процесс создания, объем прав и обязанностей, порядок функционирования и прекращения деятельности, порядок назначения руководителя и порядок наделения его полномочиями регулируются головной организацией по законодательству страны инкорпорации. Например, создание филиала или представительства турецкой компании происходит в соответствии с законодательством Турецкой Республики. На территории РФ представительства и филиалы обязательно проходят аккредитацию, т.е. получают разрешение на осуществление деятельности на ее территории.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Как правило, основными задачами деятельности представительства являются проведение маркетинговых исследований, проработка деловых контактов и поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы на территории России, подготовка соглашений с российскими клиентами в интересах головной фирмы.
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы иностранных компаний имеют ряд общих характеристик, а именно:
- создаются как обособленные подразделения вне места нахождения иностранной организации и действуют на основании положений;
- наделяются частью имущества иностранной организации, которое учитывается ими обособленно;
- не имеют правоспособности, отдельной от организации, создавшей обособленное подразделение, не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют от имени юридического лица;
- руководители филиалов и представительств назначаются иностранной организацией и действуют в рамках полномочий, перечисленных в доверенности, выданной уполномоченным лицом иностранной организации;
- ответственность за действия филиалов или представительств несет головная иностранная организация.
Следует отметить и отличия:
- филиал выполняет более широкий перечень функций, чем представительство, так как кроме представления интересов и их защиты филиал может осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания за рубежом;
- филиал или представительство иностранной организации создается и ликвидируется в соответствии с решением иностранного юридического лица - головной организации.
Аккредитация филиала или представительства иностранной компании на территории РФ осуществляется с целью государственного контроля за их созданием, деятельностью и ликвидацией в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ) филиалу иностранной компании разрешается осуществлять деятельность со дня его аккредитации. Филиал иностранной организации согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Закона N 160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории РФ и не противоречащие законодательству РФ.
Филиал иностранной организации, созданный на территории РФ, может выполнять часть или все функции головной организации. Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 160-ФЗ головная организация обязана нести непосредственную материальную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с функционированием всех ее подразделений на территории РФ.
Аккредитация представляет собой официальное признание, подтверждение правового статуса обособленного подразделения (филиала, представительства) иностранной организации.
В настоящее время отсутствует единый орган по проведению процедур аккредитации представительств иностранных юридических лиц.
В зависимости от сферы деятельности иностранной организации аккредитацию осуществляют следующие органы:
1. Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также проводит аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (ст. 52 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Приказ ЦБ РФ от 07.10.1997 N 02-437 "О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций").
2. Министерство иностранных дел РФ выдает разрешения на открытие представительств зарубежных средств массовой информации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией (ст. 55 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
3. Министерство юстиции РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных религиозных организаций (ст. 13 Закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Приказ Минюста России от 03.03.2009 N 62 "Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций").
4. Федеральная авиационная служба РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории РФ (Приказ ФАС России от 05.08.1997 N 166 "О введении в действие "Инструкции о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории Российской Федерации").
5. Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат (ст. 15 Закона от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
6. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (далее - ГРП) аккредитует представительства иностранных компаний на территории РФ (п. 9 Устава федерального государственного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации").
Аккредитация филиалов иностранных компаний производится ГРП в соответствии с Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом России 31.12.1999) и Регламентом исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации" (утв. Приказом ФГУ "Государственная регистрационная палата при Минюсте России" от 10.10.2007 N 60/об). В указанных документах, в частности, содержится перечень необходимых документов для прохождения процедуры аккредитации филиалами и представительствами.
Все иностранные документы должны быть апостилированы или иметь подлинные отметки о консульской легализации. Они представляются с переводом на русский язык, который должен быть заверен нотариально либо в консульском загранучреждении за исключением случаев, когда международным соглашением РФ и страны инкорпорации предусмотрено освобождение от данной процедуры.
ГРП проводит аккредитацию филиалов и осуществляет ведение Государственного реестра представительств зарубежных юридических лиц, аккредитованных в РФ. Когда аккредитация представительства или филиала осуществляется в ГРП, то включение в реестр производится одновременно с аккредитацией. Однако включение в реестр необходимо для всех представительств и филиалов независимо от того, в какой период и каким органом производилась аккредитация. Свидетельство о включении в Сводный государственный реестр аккредитованных в РФ представительств и филиалов зарубежных компаний является подтверждением официального статуса компании на федеральном уровне. Свидетельство об аккредитации также требуется при открытии банковских счетов, проведении процедур на таможне и получении российских виз. Таким образом, аккредитация имеет большое значение для развития бизнеса иностранной организации на территории РФ.
Все иностранные организации могут быть разделены на две группы:
- вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. получившие ИНН и соответствующее свидетельство;
- не вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. не имеющие ИНН.
Если иностранная компания планирует проводить свою деятельность в Российской Федерации через филиалы или представительства больше 30 календарных дней непрерывно или же в совокупности, то она обязана встать на налоговый учет по месту деятельности своего обособленного подразделения (филиала или представительства) не позднее 30-дневного срока с момента начала своей деятельности.
Независимо от факта аккредитации обособленного подразделения иностранной компании на территории РФ уже его наличие является основанием для постановки иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения).
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов или представительств, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения) производится на основании Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, далее - Положение). В соответствии с этим документом иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах не только при создании подразделений в России, но и в большинстве других случаев, когда их деятельность связана с территорией РФ, в том числе при приобретении в России имущества, транспортных средств, открытии счетов, получении доходов от источников в РФ и т.п.
В ряде случаев постановка на учет происходит с присвоением иностранной организации ИНН и КПП (разд. 2 Положения). В некоторых ситуациях организации ИНН не присваивают, а в свидетельстве указывают КИО (код иностранной организации) и КПП (п. 1.3 разд. 1, разд. 3 и 4 Положения).
Согласно п. 2.1.1.2 Положения иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
При постановке иностранной организации на учет налоговых органов требуются следующие документы (п. 2.1.1.1 Положения):
- Заявление о постановке на учет, которое должно быть составлено по форме 2001И (Приложение N 2 к Положению);
- легализованные сертификат об инкорпорации либо выписка из торгового реестра. При отсутствии этих документов может быть предоставлен какой-либо другой документ подобного характера, содержащий информацию об органе, который зарегистрировал иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Данные сведения могут быть представлены в виде копий перечисленных документов, заверенных в установленном порядке;
- справка, выданная в налоговом органе иностранного государства в произвольной форме, о том, что иностранная организация зарегистрирована в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации. В справке должен быть указан код налогоплательщика или какой-либо аналог, заменяющий его;
- решение уполномоченного органа иностранной компании о создании обособленного подразделения в РФ. В случае же отсутствия такого решения должна быть представлена копия договора, на основании которого совершается деятельность на территории Российской Федерации;
- доверенность, выданная иностранной компанией на руководителя филиала или представительства.
Согласно п. 1.7 Положения налоговый орган не вправе истребовать дополнительные документы для постановки на учет иностранной организации. В течение пяти дней с момента подачи заявления и представления требуемых документов налоговый орган должен поставить иностранную организацию на налоговый учет. Постановка иностранной организации на налоговый учет завершается выдачей иностранной организации свидетельства, соответствующего форме 2401ИМД, в котором указаны ИНН и КПП.
НК РФ не связывает возникновение постоянного представительства с определенной корпоративной формой подразделения. Постоянное представительство в налоговых целях может возникать в форме филиала, представительства, а также в результате деятельности любых юридических или физических лиц, ведущих коммерческую деятельность в России от имени и/или в интересах иностранного лица.
Согласно п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этим Положением можно воспользоваться исключительно при наличии у РФ действующего международного договора с соответствующим иностранным государством (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) установлено, что названные организации могут выбирать, формировать учетную политику в соответствии с данным ПБУ либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО.
Следует отметить, что практически все ПБУ, утвержденные Приказами Минфина России, устанавливают правила ведения бухгалтерского учета для юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством. Только некоторые ПБУ касаются вопросов ведения учета представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Так, Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) необходимо применять в силу требований, установленных п. 2 ст. 374 НК РФ для исчисления налога на имущество; Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) также относится к деятельности представительств и филиалов иностранных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не предусматривают обязанность составления бухгалтерской отчетности филиалами и представительствами иностранных организаций.
Что касается обязанности составления налоговой отчетности, то ст. 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст. 7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.
Особенности налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль изложены в ст. ст. 306 - 312 НК РФ. Иностранная организация должна уплачивать налог на прибыль на территории РФ в случае, если ее деятельность образует постоянное представительство (ст. 306 НК РФ). При решении вопроса о наличии или отсутствии постоянного представительства для целей налога на прибыль необходимо учитывать положения международных соглашений. В соглашениях об избежании двойного налогообложения приводятся критерии постоянного представительства для целей налогообложения. Например, в ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.) установлено, что "строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев". Таким образом, строительная площадка турецкой компании, существующая менее 18 месяцев, не платит налог на прибыль на территории Российской Федерации, а обязана уплачивать его на территории страны инкорпорации. Тем не менее этот факт не отменяет обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на прибыль по деятельности этой строительной площадки в каждом отчетном периоде в течение 18 месяцев. Если срок работ на строительной площадке превысил 18 месяцев, то декларация по налогу на прибыль подается в первом отчетном периоде, наступившем после такого превышения срока, с расчетом налоговых обязательств исходя из всех доходов и расходов, возникших с начала существования строительной площадки.
В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 и заполняется на основании Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (утв. Приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118). По окончании отчетного года иностранные организации также обязаны представить Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). При этом каждое подразделение иностранной компании на территории РФ является самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль и финансовый результат деятельности подразделений одной иностранной организации на территории РФ в общем случае не сальдируется.
Иностранная организация, осуществляющая на территории РФ через свои филиалы и представительства деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость (НДС), и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления такой деятельности, является плательщиком НДС. В соответствии с п. 7 ст. 174 НК РФ иностранная организация выбирает подразделение, по месту налоговой регистрации которого она будет представлять консолидированную налоговую декларацию и уплачивать НДС в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории РФ.
О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ. Форма и сроки представления письменного уведомления НК РФ не установлены. Очевидно, что уведомление должно быть составлено в произвольной форме и представлено в налоговый орган не позднее наступления первого отчетного периода по НДС по каждому филиалу или представительству.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010).
Иностранные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций в случаях (п. 1 ст. 373, п. п. 2, 3 ст. 374 НК РФ), если они:
- осуществляют деятельность в России через постоянное представительство;
- если постоянного представительства у них нет, но они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ или получили его по концессионному соглашению.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также Порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Кроме того, иностранные организации, зарегистрированные в налоговых органах РФ, в частности, обязаны представлять:
- налоговую декларацию по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) и налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н);
- налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и налоговую декларацию по акцизам на табачные изделия (утв. Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н).
Таким образом, иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги РФ в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и международными соглашениями.





Статьи по теме: