Главная - Статьи

Изменения в правила представления сведений в ПФР

Комментарий к Постановлению Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

Высший Арбитражный Суд РФ напомнил нижестоящим судам, что не только "2 x 2 = 4", но и "4 = 2 x 2". Полномочия у ВАС РФ есть. Они прописаны в ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
А причиной судебных разбирательств послужили изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ (далее - Закон N 379-ФЗ), изменившим правила представления сведений в ПФР отдельными категориями плательщиков страховых взносов.

Суть дела

Вспомним, что было раньше.

До 1 января 2012 г. в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в п. п. 5 и 6 ст. 11 были установлены правила для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Из этих правил следовало, что указанная категория страхователей один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, должно представлять в ПФР следующие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

И эти сведения следовало представлять вместе с копией платежного документа.

В п. 5 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) также было предусмотрено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Статья 17 Закона N 27-ФЗ устанавливала ответственность за невыполнение указанной выше обязанности.
Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления достоверных и в полном объеме упомянутых сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР.

Аналогичная норма предусмотрена и в ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа. Его размер составляет 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Что же стало после внесения изменений в законодательство?

Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 379-ФЗ с 1 января 2012 г. утратили силу п. п. 5 и 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.

В свою очередь, пп. "а" п. 6 ст. 6 Закона N 379-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ. В этом пункте "плательщики страховых взносов" заменены "главами крестьянских (фермерских) хозяйств".

Это значит, что физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, подавать сведения в ПФР больше не нужно.

Сведения подавать не нужно, а вот ответственность за их непредставление осталась.

Амнистия

В общем-то, можно сообразить, что с 1 января 2012 г. нельзя наказывать за обязанность, которой больше не существует. Это понятно.

А вот далее следует неочевидное.

Как гласит п. 2 ст. 54 Конституции РФ, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

И тут все ясно. Если субъект совершил некое деяние, за которое сначала было установлено наказание, а потом его отменили, то субъект от ответственности освобождается.

А вот и главное. Как указал в комментируемом Постановлении ВАС РФ, если исчезла сама обязанность, то наказывать субъекта за то, что он не выполнил ее в прошлые периоды, нельзя. Как нельзя взыскивать уже начисленные штрафы, если нарушитель не успел их уплатить.

А если суды успели решить иначе, то им нужно пересмотреть свои решения.

Радуйтесь, нарушители и неплательщики! Амнистия вам вышла.

Вроде бы это и нелогично. Нарушение было совершено, когда обязанность по представлению сведений существовала, положения о наказании не отменены, и может показаться, что нарушители все же должны понести наказание за деяния, совершенные до 1 января 2012 г.

Но, как видите, суд решил, что это совсем не так.

В общем, повезло тем, кто не успел уплатить начисленные им штрафы. Они прощены. А вот тем, кто уплатил своевременно, остается только кусать локти.

Сентябрь 2012 г.





Статьи по теме: