Главная - Статьи

Права и обязанности застрахованного лица

 

Комментарий к статье 14 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Права и обязанности застрахованного лица

 

1. В положениях ст. 14 - 16 главы III комментируемого Закона регламентирован правовой статус всех участников правоотношений по организации и ведению ИПУ. Их права и обязанности содержаться и в других положениях комментируемого Закона. В данной главе они собраны отдельно в каждой статье по каждому субъекту правоотношений ИПУ и дополнены рядом других положений.
В комментируемой статье представлены права и обязанности застрахованного лица. Аналогичные положения с дополнениями содержатся и в п. 64 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н. Рассмотрим права застрахованных лиц.
Застрахованное лицо имеет право:
а) получить бесплатно один раз в год в территориальном органе Фонда по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его лицевом счете;
б) получить бесплатно у страхователя копии индивидуальных сведений и сведений о трудовом (страховом) стаже за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, представленных страхователем в отношении этого застрахованного лица в территориальный орган Фонда;
в) обратиться в территориальный орган Фонда с заявлением об уточнении содержащегося в лицевом счете адреса места жительства для получения сведений, содержащихся в лицевом счете;
г) обратиться в территориальный орган Фонда (в Пенсионный фонд Российской Федерации) либо в суд с заявлением об исправлении индивидуальных сведений, содержащихся в его лицевом счете, в случае несогласия с указанными сведениями;
д) обратиться в территориальный орган Фонда с заявлением о направлении ему сведений о состоянии лицевого счета в электронной форме.
Каждое застрахованное лицо имеет право на получение один раз в год сведений о состоянии своего индивидуального лицевого счета от территориального органа ПФ РФ по месту своей постановки на учет в качестве застрахованного лица. Рассматриваемая статья указывает на то, что такие сведения получают застрахованные лица по месту своей работы или месту жительства.
Тоже положение содержится в п. 64 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Изменения в комментируемой статье вступили в законную силу с 01.01.2011, они касаются того, что сведения застрахованные лица могут получать и в электронном виде с использованием сети Интернет, в том числе с помощью портала государственных услуг электронного документооборота. Данный портал государственных услуг с помощью электронного документооборота стал активно развиваться в последнее время и внедряется в новые области правоотношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления.
Информация, которую должны получить застрахованные лица? состоит из тех пунктов, которые предусмотрены в ст. 6 рассматриваемого Закона, если застрахованное лицо не имеет профессионального трудового стажа, то подобной информации и не будет предоставляться застрахованному лицу. Также предоставление информации застрахованным лицам о состоянии их индивидуального лицевого счета полностью продолжает развитие правовой нормы ст. 4 комментируемого Закона, в которой предусмотрен принцип доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем.
Следующее положение о правах застрахованного лица предусматривает, что каждое застрахованное лицо имеет право на получение информации от своего работодателя-страхователя в отношении тех сведений индивидуального лицевого счета, которые данным страхователем подавались на застрахованное лицо в период работы у страхователя. В отношении данного положения есть расхождения в содержании между текстом самой комментируемой статьи и текстом Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
В Инструкции говорится о сведениях за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Такое положение означало бы ограничение права застрахованного лица на получение сведений от своего страхователя только в том случае, когда это тот страхователь, который и поставил на учет застрахованное лицо.
Отметим также, что при увольнении застрахованного лица, при выходе его на пенсию страхователь обязан вручить ему копии тех сведений, которые подавались на застрахованное лицо за период его работы у данного страхователя (ст. 11 рассматриваемого Закона). Подобное положение о праве застрахованного лица на получение сведений от своего страхователя при его грамотной реализации застрахованным лицом может предостеречь его от тех ситуаций, когда застрахованное лицо, проработав у страхователя не один год, впоследствии при обращении в ПФ РФ вдруг выясняет, что данный страхователь за него никогда не отчитывался, страховых взносов не платил.
Застрахованные лица могут обратиться в территориальные органы ПФ РФ или в суд с заявлением об изменении сведений, содержащихся в их индивидуальном лицевом счете. При этом ст. 9 и 10 комментируемого Закона предусматривают обязанность для застрахованного лица, лица, самостоятельно начисляющего и уплачивающего страховые взносы? в отношении себя (напомним, что такие лица выступают одновременно и как страхователи? и как застрахованные лица в правоотношениях ИПУ) представлять в территориальный орган ПФ РФ или своему страхователю все необходимые документы с заявлением об изменении у него сведений подп. 1 - 8 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона (изменение сведений общей части ИЛС).
Комментируемая статья обязывает застрахованное лицо своевременно обращаться со всеми необходимыми документами в том порядке, который предусмотрен рассматриваемым Законом (т.е. ст. 9, 10 настоящего Закона? обращаться необходимо к своему страхователю или в территориальный орган ПФ РФ)? в тех случаях, когда изменились данные подп. 1 - 8 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона.
В данных случаях застрахованное лицо обращается непосредственно или опосредованно (через своего страхователя) в ПФ РФ, поскольку этого требует рассматриваемый Закон. Застрахованное лицо может обратиться в территориальный орган ПФ РФ за исправлением сведений его индивидуального лицевого счета и в случае несогласия с их содержанием. Например, ПФ РФ отказывается включить в страховой стаж отдельные периоды деятельности застрахованного лица, поскольку они подтверждены ненадлежащими документами. В таком случае застрахованное лицо может дополнительно представить какие-либо документы, подтверждающие его работу? и снова обратиться с ними в территориальное подразделение ПФ РФ либо обжаловать действия ПФ РФ в суд. В суд можно обратиться по различным основаниям - можно обратиться с исковым заявлением о признании определенных периодов деятельности, можно обратиться с исковым заявлением о назначении пенсии (если речь идет о льготном выходе на пенсию на основании каких-либо законов, предоставляющих данное право отдельным категориям граждан). В суд можно обратиться с заявлением в порядке особого производства о признании какого-либо юридического факта (например, факта работы в определенной организации в определенное время), а также в порядке административного производства с заявлением об обжаловании действий или бездействий территориального органа ПФ РФ, если ПФ РФ не принимает определенные документы от застрахованного лица без объяснения причин.
Еще одно часто встречающееся основание для обращения застрахованных лиц в суд в связи с конфликтной ситуацией в ПФ РФ по месту своей постановки на учет - неверный расчет страхового стажа. В ряде случаев Закон отдельным категориям застрахованных лиц в связи с определенными работами исчисляет их трудовой (страховой) стаж в особом льготном порядке. С принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" многие подобные основания были сокращены и у определенных категорий граждан (например, работавших в районах Крайнего Севера, ликвидаторов ЧАЭС, служивших по контракту в горячих точках) есть льготы на особый порядок исчисления трудового стажа, на уменьшение общего возраста выхода на пенсию и т.д.
Застрахованные лица в таких случаях обращаются именно в суд за защитой своих прав, обращение в ПФ РФ никаких результатов не дает. Несмотря на конфликт правовых норм Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с другими законами, которые предоставляют такой льготный порядок исчисления трудового стажа, уменьшение возраста выхода на пенсию, есть и различные постановления Конституционного Суда РФ, которые имеют высшую юридическую силу по сравнению с любым федеральным законом, и именно они и подлежат применению. Например, если обратиться к Закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то в Законе нет никакого указания на то, что он не может противоречить по своему содержанию Закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", тем не менее Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает несколько иное правовое регулирование в области льготного пенсионного обеспечения по сравнению с Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 350-О установлено, что применению подлежит именно Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе в вопросах льготного порядка выхода на пенсию.
2. По вопросам обязанностей застрахованных лиц можно отметить, что правовые нормы комментируемой статьи не предусматривают ничего нового. Здесь собраны все те же обязанности, которые предусмотрены другими статьями комментируемого Закона (ст. 9, 10). Данные обязанности повторены и в п. 65 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н.
Застрахованное лицо обязано:
1) пройти регистрацию в территориальном органе Фонда;
2) получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию страхователя и работников территориальных органов Фонда;
3) обращаться с заявлением в территориальный орган Фонда в случае изменения сведений, содержащихся в его лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
4) представлять по требованию работников территориальных органов Фонда документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его лицевой счет.
Застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в территориальном органе ПФ РФ при наступлении оснований и в том порядке, который регламентирован комментируемым Законом. Когда лицо впервые устраивается на работу по трудовому договору, работает по договору гражданско-правового характера за вознаграждение, по которому начисляются и уплачиваются страховые взносы, оно проходит регистрацию в территориальном органе ПФ РФ. Регистрация проходит через страхователя, и физическое лицо впервые приобретает статус застрахованного лица.
Регистрация проходит в том территориальном подразделении ПФ РФ, в котором постановлен на учет страхователь будущего застрахованного лица. Порядок прохождения данной регистрации рассматривался в комментарии к ст. 7 настоящего Закона.
Кроме того, статус застрахованного лица может получаться одновременно и со статусом страхователя. Это происходит в тех случаях, когда лицо, ранее нигде не работавшее, не занимавшееся деятельностью, подлежащей включению в страховой (трудовой) стаж, получило статус индивидуального предпринимателя и само будет обеспечивать себя работой. Это возможно именно для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы для себя, они проходят регистрацию и в качестве страхователя, и застрахованного лица одновременно на основании ст. 7 и 10 рассматриваемого Закона. Такие лица самостоятельно при непосредственном обращении в территориальный орган ПФ РФ проходят регистрацию, получают свидетельство пенсионного страхования.
Есть еще одна группа оснований, при наступлении которых физическое лицо при отсутствии периодов деятельности, работы самостоятельно пройдет регистрацию в территориальном подразделении ПФ РФ в качестве застрахованного лица по месту жительства. Это следующие случаи:
- когда за застрахованное лицо, другое физическое лицо (без договоров трудовых и гражданско-правовых) на добровольной основе будет самостоятельно уплачивать страховые взносы;
- когда физическое лицо, ранее никогда не работавшее, получит средства материнского капитала;
- когда физическое лицо на добровольной основе будет принимать участие в государственной программе софинансирования своей будущей трудовой пенсии по старости.
Во втором случае территориальный орган ПФ РФ на основании ст. 6, ч. 5.1, комментируемого Закона вправе самостоятельно открыть индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и без его заявления.
Обязанность застрахованного лица на получение свидетельства обязательного пенсионного страхования напрямую связана с обязанностью пройти регистрацию в качестве застрахованного лица при наступлении к тому оснований. Собственно результат регистрации в качестве застрахованного лица и состоит в том, что физическое лицо получает свидетельство обязательного пенсионного страхования. Застрахованные лица обязаны также по требованию своего страхователя или сотрудников территориальных подразделений ПФ РФ представлять им свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Данное свидетельство необходимо для страхователя при приеме на работу застрахованного лица. Застрахованные лица обязаны своевременно обращаться в ПФ РФ и к своим страхователям в случае возникновения оснований для замены свидетельства обязательного пенсионного страхования или получения нового свидетельства. Замена свидетельства обязательного пенсионного страхования и внесение изменений в общую часть индивидуального лицевого счета (при изменении сведений подп. 1 - 5 ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона) проходят одновременно.
Порядок надлежащего обращения за внесением изменений в общую часть индивидуального лицевого счета и замены свидетельства обязательного пенсионного страхования зависит от того, работает ли в такой момент времени застрахованное лицо по трудовому договору, гражданско-правовому договору или нет. Если застрахованное лицо работает на момент возникновения оснований для замены свидетельства обязательного пенсионного страхования, внесения изменений в сведения общей части индивидуального лицевого счета, то сама замена свидетельства и внесение изменений в сведениях будут проходить посредством обращения застрахованного лица к своему страхователю, а страхователь будет обращаться в территориальное подразделение ПФ РФ по месту регистрации.
Если застрахованное лицо на момент возникновения оснований не состоит в правоотношениях ни с каким страхователем, то оно самостоятельно обращается в территориальное подразделение ПФ РФ по месту своей регистрации. Такие выводы следуют из статей 7 - 10 рассматриваемого Закона.

 

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"





Статьи по теме: