Главная - Статьи

Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

 

Комментарий к статье 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

 

1. В рассматриваемой статье представлены права и обязанности ПФ РФ как страховщика в правоотношениях ИПУ. Органы ПФ РФ имеют особый статус в правоотношениях ИПУ. Они не только связаны определенными правами и обязанностями с другими участниками правоотношений ИПУ (страхователем и застрахованным лицом), но и выполняют контрольную функцию в отношении других участников ИПУ, следят за достоверностью и своевременностью исполнения своих обязанностей другими участниками ИПУ. Кроме того, органы ПФ РФ вправе применять меры принуждения в отношении других участников ИПУ, хотя сами не являются органом государственной власти, а имеют статус государственного учреждения. Рассмотрим права и обязанности органов ПФ РФ в правоотношениях ИПУ более подробно.
Права ПФ РФ закреплены не только в рассматриваемой статье, но и в п. 68 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н. Территориальные органы Фонда имеют право требовать от страхователей своевременного и надлежащего исполнения своих обязанностей по представлению сведений в территориальные органы Фонда (по месту их регистрации в качестве страхователей), а также своевременной уплаты сумм страховых взносов.
Территориальные органы Фонда имеют право:
1) требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений;
2) осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным;
3) осуществлять в необходимых случаях, в том числе по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, включая застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, корректировку этих сведений и вносить уточнения в лицевой счет, письменно уведомив об этом страхователя и застрахованное лицо;
4) получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.
Территориальные органы Фонда обязаны:
1) своевременно регистрировать застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
2) своевременно вносить в лицевые счета сведения, представленные страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы;
3) обеспечить отдельный учет в специальной части лицевого счета застрахованного лица сведений о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также сведений о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
4) организовать надежное хранение сведений, содержащихся в лицевых счетах застрахованных лиц, а также документов индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых они сформированы;
5) осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений;
6) бесплатно предоставлять один раз в год застрахованному лицу по его заявлению сведения, содержащиеся в его лицевом счете, в течение 10 дней со дня подачи заявления;
7) разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию ведения индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета и представления индивидуальных сведений.
В комментариях к ст. 15 и 14, 8 - 11 Закона уже неоднократно рассматривались все основания для подачи сведений общей части индивидуального лицевого счета в территориальные подразделения ПФ РФ. В тех случаях, когда страхователи нарушают сроки представления отчетности, несвоевременно уплачивают страховые взносы, ст. 17 комментируемого Закона устанавливает за это ответственность имущественного характера.
Основная цель контрольной функции ПФ РФ и его территориальных органов состоит в том, чтобы сведения о страховом стаже в отношении каждого застрахованного лица были максимально достоверны, обязанности страхователей по уплате страховых взносов были своевременно исполнены. Дополнение и уточнение сведений индивидуального лицевого счета в отношении каждого застрахованного лица, общая функция контроля со стороны ПФ РФ за соблюдением застрахованными лицами законодательства обязательного пенсионного страхования можно назвать одновременно и правом, и обязанностью ПФ РФ.
Если по результатам контроля выясняются сведения не соответствующие тем, которые содержаться в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то сотрудники ПФ РФ должны выяснить истинные сведения, подлежащие включению в индивидуальный лицевой счет, а затем внести изменения и при необходимости применить меры принуждения и наказания к лицам, виновным в искажении сведений (если к этому есть основания).
Отдельно в законодательстве урегулирован вопрос относительно того, как должны вноситься изменения сведений индивидуального лицевого счета в отношении уточнения сведений о страховом стаже, приобретенном лицами до 01.01.2001. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 N 246п утвержден Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 г., территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правовое урегулирование данного вопроса стало необходимым в связи с тем, что с начала 90-х годов по 01.01.2002 страховой (трудовой) стаж подтверждался различными документами (в том числе записью в трудовой книжке, справками с места работы), но не всегда работодатели отчитывались за своих работников в ПФ РФ, не уплачивали страховых взносов.
Законодательство периода с начала 90-х годов по 01.01.2002 содержало не мало неурегулированных вопросов государственного контроля за достоверностью сведений, представляемых страхователями в территориальные органы ПФ РФ в отношении застрахованных лиц. Именно с принятием Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в декабре 2001 г. пенсионное законодательство значительно изменилось и у ПФ РФ появились не только контрольные функции, но и возможность применения мер принуждения к лицам, ненадлежаще исполняющим свои обязанности по обязательному пенсионному страхованию.
Под корректировкой территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета в части зачета в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица до 1 января 2002 г. понимается изменение и дополнение индивидуальных сведений, ранее представленных страхователями и внесенных в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
Под уточнением индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц понимается выполнение в установленном порядке процедур по включению уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже до 1 января 2002 г. в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом ПФР.
Корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях:
- обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г.;
- непредставления страхователем уточненных сведений о трудовом (страховом) стаже в 2-недельный срок после уведомления его территориальным органом ПФР о необходимости устранения расхождений между представленными сведениями о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г. и сведениями, выявленными проверками;
- отказа страхователя от представления уточненных сведений в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. после уведомления его территориальным органом ПФР о выявленных в результате проверок расхождениях и необходимости их устранения;
- представления государственным (муниципальным) органом и (или) страхователем в территориальный орган ПФР дополнительных документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.
Корректировка территориальным органом ПФР сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа застрахованного лица за период до 1 января 2002 г. предусматривает:
- принятие территориальным органом ПФР решения о корректировке исходных данных индивидуальных сведений, ранее представленных страхователем, и уточнении индивидуального лицевого счета застрахованного лица в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. (далее - решение о корректировке);
- оформление форм документов персонифицированного учета ("Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица (СЗВ-1)", "Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица (СЗВ-3)"), утвержденных Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 г. N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению", содержащих уточненные сведения о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица за период до 1 января 2002 г.;
- выполнение процедур по включению уточненных сведений персонифицированного учета в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц на основании форм документов персонифицированного учета, подготовленных по решению территориального органа ПФР;
- сообщение застрахованному лицу и страхователю о решении территориального органа ПФР о корректировке.
Территориальный орган ПФР:
- оформляет формы документов персонифицированного учета, содержащие уточненные данные о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица за период до 1 января 2002 г. в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 21 октября 2002 г. N 122п;
- выполняет в установленном порядке процедуры по вводу сведений, содержащихся в указанных формах, в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, и получению выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающей, что корректировка сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуального лицевого счета застрахованного лица в части трудового (страхового) стажа за период до 1 января 2002 г. произведены в соответствии с решением территориального органа ПФР о корректировке;
- сообщает в письменной форме застрахованному лицу и страхователю (за исключением случаев его ликвидации или реорганизации в установленном порядке) о принятом решении о корректировке;
- обеспечивает хранение в архиве документов персонифицированного учета и в пенсионном деле застрахованного лица решений о корректировке документов, на основании которых принято решение (актов проверки территориальным органом ПФР достоверности представленных страхователем сведений, уведомлений страхователя территориальным органом ПФР о выявленных расхождениях между представленными сведениями и результатами проверки и необходимости их устранения в установленный срок, дополнительных документов, представленных застрахованным лицом, страхователем или государственным (муниципальным) органом в территориальный орган ПФР для подтверждения трудового (страхового) стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, ответов на запросы территориального органа ПФР о подтверждении названного стажа, выписок из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и др.), форм документов персонифицированного учета, подготовленных территориальным органом ПФР, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащей уточненные данные о трудовом (страховом) стаже за период до 1 января 2002 г., и документов, подтверждающих приглашение застрахованного лица и представителя страхователя для рассмотрения вопроса о зачете в трудовой (страховой) стаж периодов работы и иной деятельности застрахованного лица для назначения трудовой пенсии, сообщение страхователю и застрахованному лицу решения о корректировке.
Территориальные подразделения ПФ РФ вправе требовать от негосударственных пенсионных фондов всю необходимую информацию для учета пенсионных прав застрахованных лиц. Такое положение содержится в рассматриваемой статье, но подробного регулирования данного вопроса в комментируемом Законе нет. Деятельность негосударственных пенсионных фондов урегулирована Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ. Негосударственные пенсионные фонды были созданы российским законодательством как институт, позволяющий инвестировать и тем самым увеличивать средства накопительной части будущей трудовой пенсии по старости.
Однако правоотношения с негосударственными пенсионными фондами впоследствии пересматривались и значительно дополнялись в правовом регулировании, в том числе появились ст. 35.1 - 35.3 Закона "О негосударственных пенсионных фондах", которыми более четко прописаны контрольные функции ПФ РФ за деятельностью негосударственных пенсионных фондов. В том числе предусмотрена та информация, порядок ее представления, которую негосударственный пенсионный фонд должен представлять территориальному подразделению ПФ РФ. Негосударственный пенсионный фонд должен представлять территориальному подразделению ПФ РФ не только ту информацию, которая касается размера накопительной части будущей трудовой пенсии по старости, перечень информации в Законе "О негосударственных пенсионных фондах" гораздо шире.
Порядок представления всей информации, подлежащей представлению в ПФ РФ от негосударственного пенсионного фонда, никак не различается в зависимости от того, какая это информация, данный порядок полностью регламентирован Законом "О негосударственных пенсионных фондах".
2. Перейдем к рассмотрению обязанностей ПФ РФ и его территориальных подразделений. При рассмотрении прав ПФ РФ мы отмечали, что его право по осуществлению контроля за надлежащим исполнением другими участниками правоотношений по ИПУ и полномочия на применение к ним мер принуждения, наказания - одновременно является и его обязанностью. ПФ РФ не является органом государственной власти, а имеет статус бюджетного учреждения, но он обладает полномочиями на применение мер принуждения и наказания в отношении других участников правоотношений ИПУ и обязательного пенсионного страхования, данное следует из Постановления Верховного Совета Министров РСФСР от 22.12.1990.
Другие обязанности ПФ РФ можно наиболее обобщенно охарактеризовать как надлежащее исполнение своих обязанностей по ведению ИПУ, лицевых счетов застрахованных лиц. Так, согласно комментируемой статье, территориальные органы ПФ РФ обязаны своевременно исполнять свои обязанности по внесению сведений в индивидуальные лицевые счета каждого застрахованного лица, когда страхователи и сами застрахованные лица подают в территориальные подразделения ПФ РФ все необходимые для этого формы документов (см. комментарий к ст. 8 настоящего Закона). Территориальные органы ПФ РФ обязаны своевременно открывать индивидуальные лицевые счета застрахованного лица, проводить регистрацию (постановку на учет) страхователя и снимать его с учета, при наступлении оснований комментируемого Закона.
Территориальные органы ПФ РФ должны выполнять и информационную функцию, такой вывод следует из еще одной группы обязанностей ПФ РФ, а также из прав застрахованных лиц и других участников правоотношений ИПУ. В комментарии к ст. 14 рассматриваемого Закона уже говорилось о праве застрахованного лица на получение информации от территориального органа ПФ РФ о состоянии своего индивидуального лицевого счета один раз в год бесплатно. Данное право застрахованного лица и одновременно обязанность для страховщика (территориальный орган ПФ РФ) реализуются посредством того, что территориальный орган ПФ РФ направляет письмом застрахованному лицу сведения его индивидуального лицевого счета (все произошедшие за год начисления страховых взносов и от каких страхователей они поступили).
Далее право застрахованного лица быть информированным о состоянии своего индивидуального лицевого счета может реализовываться и дополнительно на основании комментируемой статьи. Закон позволяет застрахованному лицу помимо обязательного направления ему сведений индивидуального лицевого счета один раз в год и бесплатно, еще один раз в тот же год самостоятельно обратиться в ПФ РФ с заявлением о предоставлении ему таких сведений в письменном виде (или в электронном виде с использованием сети Интернет, портала государственных и муниципальных услуг).
Таким образом, у застрахованного лица право быть информированным о состоянии его индивидуального лицевого счета по итогам года может быть реализовано бесплатно в течение одного года дважды. Первый раз ПФ РФ обязан направить данные сведения не позднее 01.09 каждого года, второй раз застрахованное лицо само может обратиться за сведениями в ПФ РФ и получит их в течение 10 дней со дня своего обращения.
Реализация информационной функции территориальными подразделениями ПФ РФ состоит еще и в том, что они обязаны разъяснять другим участникам правоотношений ИПУ их права и обязанности, регламентированные комментируемым Законом. ПФ РФ должен разъяснять застрахованным лицам, страхователям не только их права и обязанности в правоотношениях ИПУ, но и порядок их реализации, порядок заполнения специальных форм, посредством которых и реализуются права застрахованных лиц и страхователей.
Территориальные подразделения ПФ РФ обязаны информировать всех участников правоотношений ИПУ о порядке ведения индивидуального лицевого счета, его составных частях и т.д., информировать о возможности формирования пенсионных накоплений и другими способами, помимо обязательных страховых платежей (например, участие в государственной программе софинансирования своей будущей пенсии по старости).
Обязанности страховщика (ПФ РФ) состоят и в том, чтобы правильно и своевременно вести индивидуальные лицевые счета каждого застрахованного лица на основании поданных сведений в отношении застрахованного лица. В комментарии к ст. 6 Закона рассматривались все составные части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Поскольку, как уже отмечалось, пенсия каждого человека состоит из базовой, страховой и накопительной частей, то индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица структурирован таким образом, чтобы было возможно вести раздельный учет будущей составной части пенсии и было возможно правильно ее рассчитать. Накопительная часть пенсии имеет особый правовой статус. Данные средства инвестируются в государственный или негосударственный пенсионные фонды, и к ним прибавляются доходы, образовавшиеся в процессе инвестирования средств.
Накопительная часть трудовой пенсии может формироваться различными источниками. Помимо того, что часть обязательных страховых платежей поступает в накопительную часть будущей трудовой пенсии, застрахованное лицо может принимать участие в государственной программе софинансирования своей будущей трудовой пенсии по старости, средства материнского капитала полностью или в части могут быть переведены в накопительную часть пенсии матери, другое физическое лицо может уплачивать за третье лицо (застрахованное лицо) добровольно страховые взносы, которые также пойдут в накопительную часть трудовой пенсии по старости.
Все источники формирования накопительной части будущей трудовой пенсии по старости предусмотрены Федеральными законами "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Именно в специальной части индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица ведется учет средств накопительной части трудовой пенсии, источники их поступления, отдельно учитывается доход от инвестирования накопительной части трудовой пенсии. По этой причине законодательно на ПФ РФ возложена обязанность вести раздельный учет (как это и предусмотрено в ст. 6 рассматриваемого Закона) всех сведений индивидуального лицевого счета, в том числе и отдельный учет сведений специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Еще одна обязанность ПФ РФ напрямую связана с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионных фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". ПФ РФ обязан предоставлять информацию о работающих застрахованных лицах (т.е. тех, за которые начисляются страховые взносы страхователями - работодателями, страхователями-заказчиками работ по гражданско-правовому договору) в территориальные отделения обязательного медицинского страхования.
Из ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" следует, что ПФ РФ, Фонды обязательного социального и медицинского страхования должны взаимодействовать между собой в плане передачи друг другу информации, необходимой для обеспечения прав граждан - застрахованных лиц. ПФ РФ функционирует для обеспечения пенсионных прав граждан, Фонд обязательного медицинского страхования - оплачивает больничные листы временной нетрудоспособности, медицинскую страховку граждан РФ, Фонд социального страхования - возможное наступление нетрудоспособности вследствие трудового увечья.
Обмен информацией происходит на одном территориальном уровне - уровне муниципальных образований, на территории которых действуют территориальные подразделения всех трех внебюджетных фондов.
Рассматриваемая норма и ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривают, что такой обмен информацией осуществляется на основании соглашений об информационном обмене.
В настоящее время действует Соглашение об информационном обмене между ПФ РФ и Фондом обязательного медицинского страхования от 31 января 2011 г., Соглашение между ПФ РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31 декабря 2010 г.
Обмен информацией между ТФОМС и ОПФР осуществляется в электронном виде с соблюдением форматов, определяемых Протоколом информационного обмена между ПФ РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи в два этапа.
На первом этапе (единовременно до 15 марта 2011 года) проводится первичная сверка сведений о работающих застрахованных лицах, имеющихся в регистрах застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС, со сведениями, имеющимися в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию в ОПФР, в следующем порядке:
ТФОМС до 1 марта 2011 года направляет в ОПФР сведения о застрахованных лицах по обязательному медицинскому страхованию, имеющиеся в регистрах застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС со статусом "работающий";
ОПФР в течение 10 рабочих дней идентифицирует записи о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию, переданные ТФОМС, дополняет их в случае несоответствия данных сведениями о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения, месте рождения, о документе, удостоверяющем личность, о месте регистрации, а также сведениями о работающих застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по обязательному пенсионному страхованию со статусом "работающий" и направляет в ТФОМС файл сверки.

 

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"





Статьи по теме: