Практика расчетов с контрагентами
Каждое коммерческое предприятие взаимодействует с контрагентами. От эффективности данного взаимодействия во многом зависит финансовое состояние предприятия. Контрагенты формируют портфель заказов, поставляют материалы, оказывают услуги производственного, информационного характера и др. В российских условиях взаимоотношения предприятия с контрагентами усложняются нестабильностью экономической ситуации в стране, отсутствием этики ведения бизнеса, низкой степенью надежности поставщиков и заказчиков, нестабильностью собственного финансового состояния и многими другими внешними и внутренними факторами.
В результате взаимодействия с контрагентами у предприятия формируется дебиторская и кредиторская задолженность, которая является составным элементом оборотного капитала. Оборотный капитал, в свою очередь, выступает фактором, определяющим финансовую устойчивость и уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Следовательно, правильно выстроенные взаимоотношения с контрагентами могут существенно повлиять на финансовое благополучие предприятия.
В настоящее время организация расчетов с контрагентами остается проблемой российских предприятий. Покупатели и заказчики часто задерживают оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. У самого предприятия из-за неэффективной бюджетной политики также зачастую формируются обязательства перед поставщиками и подрядчиками. К сожалению, подобного рода ситуации неизбежны даже в условиях стабильной экономики и высокой культуры предпринимательской деятельности, для российских же предприятий подобные ситуации начинают носить будничный характер. В связи с этим, чтобы защитить свое предприятие от снижения деловой активности, нужно выработать политику ведения расчетов с контрагентами, составлять предварительные бюджетные планы на будущие периоды, создавать резервные фонды, предназначенные для стабилизации возникших неоплат, и, конечно же, систематически проводить ревизию дебиторской и кредиторской задолженности.
Кризисные условия российской экономики поставили субъекты предпринимательства перед необходимостью активного поиска резервов устойчивого функционирования бизнеса. Реализация системного подхода к экономическому анализу дебиторской и кредиторской задолженности поможет заинтересованному пользователю принимать более обоснованные управленческие решения. А разработка стратегии управления долгами предприятия позволит в перспективе своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства и, как следствие, повысить не только финансовую устойчивость предприятия, но и его имидж в деловых кругах.
Анализ расчетов с контрагентами, проведенный в ряде строительных организаций, показал, что существуют типичные недостатки в ведении бухгалтерского учета расчетов с контрагентами.
Так, одним из недостатков является несвоевременность подписания дополнительных соглашений. Этот недочет может повлечь за собой следующее:
- во время налоговой проверки отсутствие конкретного документа повлечет за собой наложение налоговых санкций;
- при возникновении разногласий между организацией и заказчиком подписанный договор (дополнительное соглашение) может послужить основой для их устранения;
- отсутствие подписанного договора (дополнительного соглашения) может повлечь за собой злоупотребление сторонами своими обязанностями;
- приступая к выполнению работ, для удобства организации бухгалтерского учета в бухгалтерии необходимо регистрировать номер заказа, на который в дальнейшем происходит списание материалов и других расходов, а также поступление денежных средств и реализация работ.
Несвоевременность заключения дополнительных соглашений вполне объяснима, так как потребность в выполнении дополнительных работ часто возникает в ходе реализации основных. В результате, например, в строительстве бригада, работающая на соответствующем объекте, зачастую просто продолжает строительство. Вся ответственность за составление и подписание дополнительного соглашения лежит на менеджере, курирующем объект, поскольку в его обязанности входит координация всех работ.
Также выявлены ошибки в оформлении первичной документации, подтверждающей покупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ), оказание услуг производственного и общехозяйственного характера сторонними организациями, оказание услуг субподряда, и первичной документации, подтверждающей выполнение строительных работ.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
1) отсутствие соответствующих расчетам платежных документов;
2) ошибки в оформлении платежных документов: выделена сумма НДС отдельной строкой в платежных поручениях на оплату услуг поставщика на поставку периодических изданий и др.;
3) отсутствие реестра заключенных договоров с контрагентами;
4) некоторое расхождение при составлении актов сверки с поставщиками. Типичные причины таких несоответствий связаны с тем, что сотрудники отделов снабжения не представляют данные документы в бухгалтерию, бухгалтерия же не проводит своевременной сверки с поставщиками;
5) документы подшиваются в форме документов, переданных по факсу, не имеют печатей и подписей;
6) в учетной политике часто отсутствует указание периодичности проведения сверки с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками.
При проведении аудиторских проверок только за один месяц в 40% принятой первичной документации обнаружены погрешности в оформлении. Это говорит о том, что либо бухгалтер-материалист не обращает должного внимания на оформление документов, либо не до конца осведомлен о правилах их оформления. В связи с этим в первую очередь бухгалтер-материалист должен ознакомиться с Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации". На основе изученной информации необходимо устранять ошибки в документации предыдущих периодов и внимательно отслеживать вновь поступающие документы.
Возникает просроченная задолженность и по налогам. Это приводит к выставлению инкассовых поручений на расчетные счета организации, их последующий арест и взыскание задолженности в судебном порядке.
Анализ первичных документов выявил такие наиболее распространенные ошибки:
1. В счетах-фактурах, выставляемых организацией на реализацию, не указаны:
- адрес и идентификационные номера покупателей;
- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей;
- наименование выполненных работ в выданном счете-фактуре не соответствует наименованию работ, указанному в договоре.
2. В счетах-фактурах, полученных организацией на приобретение ТМЦ, отсутствуют:
- адрес и идентификационные номера поставщика и покупателей;
- наименование и адрес грузополучателя и грузоотправителя.
При проверке формирования отчетности по НДС выявлено, что в налоговые органы не представляются уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС). Необходимость в них возникает в связи с тем, что ряд накладных и счетов-фактур за отчетный период поступают в бухгалтерию уже после 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Данные документы приходуются по факту их поступления.
Перечисленные ошибки, выявленные при расчетах с контрагентами, систематизированы в табл. 1.
Таблица 1. Ошибки в учете и их влияние на деятельность организаций
Ошибки в учете, выявленные |
Влияние на деятельность организации |
1. Несвоевременность подписания |
Наложение соответствующих санкций со |
2. Ошибки в оформлении первичной |
Первичные документы могут быть не |
3. Возникновение просроченной |
Отвлечение денежных средств из оборота |
4. Возникновение просроченной |
Возможность выставления судебного иска |
5. Возникновение просроченной |
Принудительное взимание налога, арест |
6. Не сданы уточненные декларации |
Пересчет налога при налоговой проверке, |
Рекомендации по улучшению практики расчетов с контрагентами сводятся к следующему. Ответственным лицом в случае возникновения нарушения в виде несвоевременного подписания дополнительных соглашений и договоров является менеджер, курирующий объект. В связи с этим необходимо установить жесткие сроки (табл. 2), в течение которых менеджер должен организовать подписание соответствующих документов и разработать систему санкций за их нарушение.
Таблица 2. Сроки представления подписанных с заказчиками договоров (дополнительных соглашений) в бухгалтерию
Условия |
Сроки представления договора |
Если заказчик находится в Москве |
Не более чем через одну неделю с |
Если заказчик территориально удален |
Не более чем через две недели с даты |
При нарушении установленных сроков менеджер должен в письменном виде представить объяснение причин данного нарушения (табл. 3) и обозначить срок представления договора (дополнительного соглашения).
Таблица 3. Причины нарушения сроков представления подписанных заказчиком дополнительных соглашений
Заказчик |
Ответственный |
Причины нарушения сроков |
X1 |
Y1 |
Сотрудник уволен по собственному желанию |
X2 |
Y2 |
Директор организации-заказчика находится в |
X3 |
Y3 |
Уважительные причины отсутствуют |
При отсутствии заключенного дополнительного соглашения с заказчиком вина возлагается на бухгалтерию, которая подписала обходной лист, не потребовав у менеджера сдачи документов. В таком случае ответственность за подписание соглашения перекладывается на менеджера, которому этот объект был перепоручен.
Для устранения погрешностей в оформлении рекомендуется следующее:
- назначить бухгалтера-материалиста, который занимается введением в соответствующие регистры программы "1С" первичной документации, подтверждающей покупку ТМЦ, оказание услуг и т.д., ответственным за соблюдение правильности их оформления. Так, при обнаружении ошибки ответственное лицо обязано связаться с поставщиком и потребовать замены неверно оформленного документа; документ с ошибками бухгалтер-материалист должен подшить в книгу покупок, пометив его для дальнейшей замены при поступлении исправленного документа;
- обратить внимание сметчиков, которые занимаются выставлением актов, на то, что наименование работ, указанных в актах, должно строго соответствовать наименованию работ, названных в договоре;
- назначить заместителя главного бухгалтера, который занимается выставлением первичной документации заказчику, ответственным за соблюдение правильности ее оформления. Документы необходимо выписывать только на основании договора, что позволит фиксировать в первичной документации наименование работ, точно согласуя их с работами, прописанными в договоре, также позволит отследить возможность расхождения суммы реализации со стоимостью договора.
Дополнительную проверку оформления входящей и исходящей первичной документации может осуществлять главный бухгалтер при формировании книги продаж и книги покупок.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности показал, что часто имеются просрочки по этим видам задолженности. Для регулирования расчетов с покупателями и заказчиками главному инженеру и менеджерам рекомендуется ежемесячно формировать график ожидаемых оплат, на основе которого сотрудники бухгалтерии будут проводить ревизию задолженности покупателей и заказчиков. Пример данного графика по задолженности представлен в табл. 4.
Таблица 4. График расчетов покупателей и заказчиков
Заказчик |
Авансовый платеж |
Промежуточный платеж |
Окончательный расчет |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
X1 |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
|
X2 |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
|
X3 |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
Дата/сумма |
|
Если заказчик имеет задолженность, просроченную более чем на один месяц, и объем задолженности достаточно велик, то это говорит о том, что сформированная им задолженность вносит значительный вклад в общую дебиторскую задолженность организации. Следовательно, необходимо принять кардинальные меры по ее возмещению.
Если заказчики имеют задолженность, просроченную на одну-две недели, то с данными заказчиками нужно провести оперативную работу и выявить причины задержки, а также уточнить ожидаемые сроки оплаты.
Ответственность за регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками возлагается на бухгалтера-материалиста, который ежедневно обязан обновлять данные, представленные в оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками". Также им ежемесячно должны запрашиваться акты сверок от наиболее крупных поставщиков, с более мелкими поставщиками можно проводить сверку раз в квартал.
Перечисленные рекомендации по улучшению практики расчетов с контрагентами представлены в табл. 5.
Таблица 5. Рекомендации по улучшению учета расчетов с контрагентами и влияние на финансовый результат
Реализация данных рекоменда
Рекомендации |
Влияние на финансовый результат |
1 |
2 |
1. Установление сроков подписания |
1. Сокращение издержек по уплате |
2. Назначить бухгалтера-материалиста |
Снижение затрат на выплату штрафных |
3. Назначить заместителя главного |
|
4. Главный инженер и менеджеры |
Сокращение объема просроченной |
5. Ответственность за регулирование |
Сокращение объема просроченной |
6. Анализ задолженности по налогам и |
Возможность избежать выставления |