Главная - Статьи

Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.: Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

1. Данная статья закрепляет понятийный аппарат, применяемый в тексте комментируемого Закона.
Более детально определение "руководитель организации" раскрыто в ст. 273 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ): руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Однако разнообразие организационно-правовых форм в российском праве не всегда предоставляет возможность дать однозначный ответ на вопрос: кто является руководителем организации?
На основании ст. 69 ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. В этой ситуации руководителем является единоличный исполнительный орган.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). В случае передачи полномочий управляющему последнего можно считать руководителем. Сложнее, когда соответствующий договор заключается с управляющей организацией. Представляется, что в данной ситуации руководителем управляемой организации (если это акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) является единоличный исполнительный орган самой управляющей организации. Аналогично решается вопрос и в обществах с ограниченной ответственностью (ст. ст. 40, 42 ФЗ "Об ООО").

В полном товариществе каждый участник товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (ст. 72 ГК РФ).
Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам ГК РФ о полном товариществе (ст. 84).
Таким образом, в каждом из двух видов товариществ руководителем организации может являться каждый из полных товарищей.
В пункте 1 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях" говорится о том, что исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Очевидно, что при наличии только коллегиального органа руководителем организации можно считать возглавляющее такой орган лицо. Изложенная точка зрения находит подтверждение в позиции федеральных арбитражных судов (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2006 N А33-10289/06-Ф02-5872/06-С1).

Статья 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия.

На основании ст. 13 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" к компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных его органов.
Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", руководителем производственного кооператива является председатель. В пределах полномочий, предоставленных уставом кооператива, председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и наемными работниками кооператива.

Несколько сложнее структура управления в потребительских кооперативах. Пункт 2 ст. 19 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" предусматривает, что председатель совета потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, в том числе представляет его интересы, издает распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Тем не менее в п. 12 той же статьи указано, что председатель правления потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества.

Судебная практика в этом вопросе весьма противоречива. В некоторых решениях руководителем потребительского кооператива признается председатель совета потребительского общества (Постановления: ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2008 N А17-1921/2008, от 20.10.2008 N А17-1857/2008-05-18; Второго арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 N 02АП-1489/2009). В других - председатель правления (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 N 02АП-4250/2009).

Представляется, что по аналогии с нормами законов о хозяйственных обществах руководителем организации следует считать председателя правления, в то время как функции председателя совета потребительского общества более сходны с функциями председателя совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.
На основании ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" единоличным исполнительным органом кредитного кооператива является председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива).

Уставом кредитного кооператива может быть предусмотрено осуществление полномочий единоличного исполнительного органа кредитного кооператива директором (исполнительным директором) кредитного кооператива. В этом случае устав кредитного кооператива должен предусматривать разделение полномочий между председателем (председателем правления) кредитного кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного кооператива и порядок осуществления ими своих функций.
Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) и правления кредитного кооператива, осуществляет руководство текущей деятельностью кредитного кооператива.
Единоличный исполнительный орган кредитного кооператива без доверенности действует от имени кредитного кооператива, в том числе:
1) представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени кредитного кооператива;
3) издает приказы и распоряжения в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 119 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее - ЖК РФ) председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.

2. Председатель правления жилищного кооператива:
1) обеспечивает выполнение решений правления кооператива;
2) без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
3) осуществляет иные полномочия, не отнесенные ЖК РФ или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.
На основании ст. 44 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" руководство текущей деятельностью жилищного накопительного кооператива осуществляют единоличный исполнительный орган кооператива (директор) или единоличный исполнительный орган кооператива (директор) и коллегиальный исполнительный орган кооператива (дирекция).

Статья 23 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления. Председатель правления действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе: имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с уставом объединения не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных); подписывает другие документы от имени такого объединения; на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета; осуществляет представительство от имени организации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях.

В комментируемой статье даются определения синтетического и аналитического учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (п. 4 ст. 8 Закона). В свою очередь, в ст. 13 комментируемого Закона предусмотрено, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основании данных этих двух видов учета (см. комментарий к ст. 13 ФЗ "О бухгалтерском учете").
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. В соответствии с п. 2 Приказа переход к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций разрешалось осуществить в течение 2001 г. по мере готовности организации.

Преамбула Инструкции устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и указанной Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные указанной Инструкцией.
Бухгалтерской отчетности посвящена гл. 3 комментируемого Закона. В статье 13 определен состав бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит:
а) из бухгалтерского баланса;
б) из отчета о прибылях и убытках;
в) из приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) из аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) из пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России.
Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" устанавливается единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.

Государственная учетная политика реализуется утвержденной Приказом Инструкцией через: план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета.





Статьи по теме: