Главная - Статьи

Современные платежные технологии: текущее состояние и тенденции развития рынка

По информации, подготовленной аналитической группой ТАСС-Телеком, в 2011 г. совокупные затраты ста крупнейших банков страны на информационные технологии и телекоммуникации возросли на 16,7% по сравнению с 2010 г. и составили 25,679 млрд руб. Их доля в структуре организационных и управленческих затрат составляет 12,4%.

Топ-10 банков по затратам на информационные технологии и коммуникации приведен в табл. 1.

Таблица 1

Топ-10 банков по затратам на информационные технологии и коммуникации

N

Банк

Расходы,
млн руб.

Прирост (по сравнению с 2010 г.), %

1

Сбербанк

9326,9

26,8

2

ВТБ 24

1202,0

19,7

3

Банк "Хоум Кредит"

758,5

26,4

4

Альфа-Банк

725,9

9,2

5

ЮниКредит Банк

701,7

-27,7

6

Райффайзенбанк

630,5

2,7

7

Россельхозбанк

629,1

19,5

8

ОТП Банк

594,5

49,8

9

Ситибанк

590,6

11,5

10

Росбанк

550,0

24,5

При этом в 2011 г. определился еще один вектор развития банков в части повышения уровня информатизации, который, по мнению ряда экспертов, может стать устойчивой тенденцией. Речь идет о выделении ИТ-подразделений в самостоятельные структуры в целях повышения эффективности управления технологическими проектами и сопровождения сложных информационных систем. По такому пути пошли Сбербанк (создана компания "Сбербанк-Технологии") и БИНБАНК (создана компания Universal Kube).
Одним из наиболее значимых направлений в развитии ИТ-инфраструктуры современного коммерческого банка является внедрение новых платежных технологий.

Факторы, влияющие на развитие платежных технологий

Основными факторами, влияющими на развитие платежных технологий, на наш взгляд, являются следующие:

1) изменение предпочтений и повышение технологической грамотности клиентов, обусловленные:

- развитием Интернета.

Различные исследования показывают, что в настоящий момент в России Интернетом пользуются уже около 60 млн человек, а к 2014 г. их количество может приблизиться к 80 млн. При этом пользователи Интернета являются наиболее активной - в плане интереса к новым технологиям - группой клиентов, а развитие социальных сетей дает возможность кредитным организациям напрямую взаимодействовать с этой группой, получая информацию об их потребностях и представляя для обсуждения свои проекты и услуги;

- ростом спроса клиентов на использование новых технологий и дистанционных каналов обслуживания.

В частности, исследование "Новые цифровые технологии: переломный момент", проведенное PricewaterhouseCoopers, демонстрирует, что большинство клиентов готовы платить за технологичные банковские услуги (по данным опроса, около 10 фунтов стерлингов в месяц), если для них будут очевидны их удобство и польза;

2) рост конкуренции в банковском секторе.

Привлечение новых клиентов - физических лиц, а также удержание существующей клиентской базы требуют от коммерческих банков предложения новых сервисов, которые будут отличать их от конкурентов и позволят клиентам наиболее удобным и быстрым способом совершать операции и получать услуги.
В табл. 2 приведены результаты опроса клиентов о способах осуществления платежей, которые они используют.

Таблица 2

Способы оплаты, используемые клиентами при совершении платежей

N

Способ оплаты

Клиенты, использующие
соответствующий способ оплаты, %

1

Через кассу в отделении банка

68

2

Через Почту России

33

3

Через банкомат

35

4

Через платежный терминал

35

5

В салоне сотовой связи через
оператора

15

6

В кассе магазина

8

7

Банковской картой через Интернет

3

8

Со счета мобильного телефона

2

9

Электронными деньгами

1

10

Интернет-банкинг

1

11

Мобильный интернет-банкинг

<1

12

Другое

4

13

Затрудняюсь ответить

<1


Эта статистика, с одной стороны, отражает преобладание традиционных способов совершения платежей, с другой - демонстрирует тот потенциал развития, которым обладают современные платежные механизмы, перечисленные в п. п. 7 - 11 табл. 2. Для оценки их перспективности целесообразно рассмотреть сравнительные данные по двум группам клиентов: являющихся и не являющихся пользователями Интернета (первые в данном случае могут служить индикаторами перспективности услуг как наиболее прогрессивная и технологичная группа клиентов). Эти данные представлены в табл. 3;

Таблица 3

Сравнительные данные использования способов оплаты двух групп клиентов

Способ оплаты

Доля клиентов, использовавших представленные
способы оплаты в течение последнего года, %

клиенты, не являющиеся
пользователями Интернета

пользователи
Интернета

Оплата банковской картой
товаров/услуг через Интернет

3

50

Оплата электронными деньгами

1

43

Оплата со счета мобильного
телефона

2

33

Оплата с использованием
интернет-банкинга

1

22

Оплата с использованием
мобильного интернет-банкинга

<1

10

3) изменение законодательной базы.

Принятый в прошлом году Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) сформировал правовую базу для развития новых механизмов совершения платежей. После его принятия дальнейшие перспективы таких направлений, как электронные деньги, оплата со счета мобильного телефона, стали более очевидны, что привлекло на этот рынок новых участников и, соответственно, стало катализатором развития новых технологий и схем предоставления соответствующих услуг клиентам.

Также существенное влияние на развитие платежных и карточных технологий оказал Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Следствием его утверждения стал старт следующих федеральных проектов:

  • универсальная электронная карта. Проект ставит своей целью создание российской локальной платежной системы и выпуск карты, совмещающей в себе банковское приложение, электронную подпись гражданина и социальное приложение, позволяющее получать государственные и муниципальные услуги;
  • карта электронного правительства. Проект, инициатором которого является Ростелеком (как исполнитель работ по созданию инфраструктуры электронного правительства), подразумевает выпуск банковских карт с электронной подписью для использования ее на едином портале государственных услуг;
  • создание единого портала государственных услуг, реализующего для граждан возможность получения и оплаты государственных услуг в электронном виде;

4) стремительное развитие рынка смартфонов.

По оценкам консалтинговой компании J'son & Partners Consulting, продажи смартфонов в России в 2011 г. выросли более чем в два раза по сравнению с 2010 г., в результате чего доля смартфонов в общем объеме мобильных устройств составила 20%. При этом количество проданных смартфонов превысило количество проданных персональных компьютеров. Этот рынок, по оценкам экспертов, и далее будет расти быстрыми темпами. Таким образом, широкое распространение смартфонов, с учетом их функциональных возможностей, позволяет коммерческим банкам выстраивать бизнес-модели предоставления услуг клиентам через этот технологичный канал. В числе таких услуг могут быть:

  • мобильный интернет-банкинг;
  • мобильные версии электронных кошельков (использование электронных денег);
  • реализация расчетов с использованием счетов мобильных телефонов (совместно с операторами связи);
  • выпуск SIM-карт с банковским приложением (совместно с мобильными операторами);
  • другое.

На данный момент уровень востребованности мобильных устройств для получения финансовых услуг не достиг высоких показателей, что иллюстрирует табл. 4, но положительная динамика в этом вопросе заметна для всех участников рынка. В этой связи большинство крупных и средних банков уже инвестируют средства в развитие данного канала обслуживания клиентов.

Таблица 4

Востребованность финансовых услуг, предоставляемых посредством мобильных устройств связи

Финансовые услуги, предоставляемые посредством
мобильного телефона

Доля клиентов,
пользующихся услугой, %

Получение sms-оповещений об операциях по карте

16

Управление банковскими счетами (интернет-банкинг)

2

Управление электронным кошельком

1

Оплата услуг связи со счета мобильного телефона

3

Оплата услуг со счета мобильного телефона (путем
передачи sms-сообщений)

2

Мобильный телефон не используется для получения
финансовых услуг

78

Клиенты, затруднившиеся с ответом

2

Анализ текущего состояния рынка новых платежных технологий

Современной тенденцией развития рынка платежных услуг является сотрудничество банков (традиционных поставщиков такого вида сервисов) с организациями, представляющими другие сферы деятельности. Наибольшее распространение получило партнерство кредитных организаций с мобильными операторами, государственными структурами, транспортными компаниями и социальными сетями.

В табл. 5 представлен перечень технологий и инструментов, появившихся на рынке платежных услуг за последние несколько лет. Традиционные механизмы оплаты (наземный эквайринг, платежные поручения и т.д.), а также каналы осуществления платежей (интернет-банкинг, банкоматы, платежные терминалы) в данном обзоре не рассматривались.

Таблица 5

Перечень новых платежных технологий и инструментов, реализуемых на рынке

Партнеры по
реализации

Платежные инструменты

Платежные технологии

Мобильные операторы

SIM-карта с банковским
приложением;
предоплаченные и
виртуальные карты к
счету мобильного
телефона

Оплата со счета мобильного
телефона

Государство
(государственные
структуры и
подрядчики)

Универсальная
электронная карта;
карта электронного
правительства

Оплата услуг, налогов, пошлин
на едином портале
государственных услуг;
информационный обмен с
Федеральным казначейством
через систему УНИФО

Транспорт

Банковская карта с
транспортным
приложением

Пополнение транспортного
приложения через
дистанционные каналы
обслуживания банков

Социальные сети

-

Осуществление платежей в
социальных сетях, привязка
банковской карты к аккаунту в
социальной сети

Собственная
реализация (при
необходимости - с
привлечением
поставщиков
программного
обеспечения)

Банковская карта с
бесконтактной
технологией PayWave/
PayPass

Электронный кошелек;
интернет-эквайринг;
автоплатежи;
платежи по технологии прямого
дебетования

Представим краткие характеристики и комментарии по каждому из приведенных в табл. 5 пунктов.

1. Сотрудничество банков с мобильными операторами.

1.1. SIM-карта с банковским приложением.

Данный продукт позволяет клиенту оплачивать товары и услуги с использованием мобильного телефона. Для этого на SIM-карту осуществляется запись банковского приложения по бесконтактной технологии PayWave/PayPass. SIM-карта может использоваться в телефонах последнего поколения, поддерживающих технологию NFC (в случае если телефон ее не поддерживает, клиенту может быть выдана NFC-антенна, устанавливаемая под заднюю панель телефона). Оплата с использованием такого телефона осуществляется в торгово-сервисных предприятиях, которые оборудованы терминалами, поддерживающими технологию PayWave/PayPass.

1.2. Оплата со счета мобильного телефона.

В соответствии с Законом о НПС мобильные операторы в целях проведения платежей со счетов телефонов обязаны привлекать кредитные организации для осуществления расчетов с получателями денежных средств.

Схема проведения расчетов в данном случае выглядит следующим образом: по факту оформления клиентом распоряжения на оплату мобильный оператор осуществляет перевод денежных средств со счета телефона на счет электронных денег клиента, открытый кредитной организацией (как правило, условие об открытии клиенту счета электронных денег включено в оферту на подключение сервиса оплаты со счета телефона). Оператор электронных денег незамедлительно переводит их получателю средств.

В рамках данной схемы расчетов между мобильным оператором и банком осуществляется информационно-технологическое взаимодействие, условия которого определены соответствующим договором.

Подобные проекты реализованы у всех крупных мобильных операторов. Как правило, мобильные операторы реализуют такой сервис в сотрудничестве сразу с несколькими банками, так как каждый банк может предложить оператору собственную базу поставщиков услуг, в адрес которых смогут платить абоненты.

1.3. Предоплаченные и виртуальные карты к счету мобильного телефона.

Данная технология является дополнением к услуге оплаты со счета мобильного телефона (п. 1.2). То есть клиент, помимо оплаты в адрес поставщиков услуг, предложенных мобильным оператором, получает возможность:

  • осуществлять покупки в интернет-магазинах (в случае оформления виртуальной карты к счету мобильного телефона). Реквизиты виртуальной карты для оплаты через Интернет клиент получает в sms-сообщении;
  • осуществлять покупки в торгово-сервисных предприятиях и интернет-магазинах (в случае оформления предоплаченной карты к счету мобильного телефона). Карту клиент может получить по почте или иным предусмотренным способом.

Расчеты по операциям, осуществляемым по данным картам, производятся с участием мобильного оператора и коммерческого банка по схеме, описанной выше.

2. Сотрудничество банков с государством (государственными структурами и подрядчиками).

2.1. Универсальная электронная карта (далее - УЭК).

Проект подразумевает решение двух амбициозных задач:

а) создания в России локальной платежной системы с собственным расчетным и клиринговым центром;

б) выпуска для каждого гражданина УЭК, содержащей три компонента, записанные на чип:

  • банковское приложение;
  • электронную подпись гражданина, реализующую возможности дистанционного взаимодействия граждан с государственными органами. Инструмент взаимодействия - единый портал государственных услуг;
  • социальное приложение - идентификатор гражданина в системах различных видов страхования (авто, медицинское и т.д.), в системах пользования общественным транспортом и др.

Изначально предполагалось, что проект будет реализован к 1 января 2012 г. В связи с возникшими организационными и технологическими проблемами срок запуска был перенесен на 1 января 2013 г. В настоящее время оценить степень готовности федеральной и региональной инфраструктуры к началу эмиссии карт проблематично. В этой связи коммерческие банки достаточно настороженно относятся к вступлению в данный проект, ожидая дальнейших действий прежде всего от его инициаторов (Сбербанк, УРАЛСИБ и АК БАРС).

2.2. Карта электронного правительства.

Проект был инициирован Ростелекомом как исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства (в частности, единого портала государственных услуг). Его реализация подразумевает выпуск банковских карт международных платежных систем с записанной на чипе электронной подписью гражданина. Возможности электронной подписи на данной карте аналогичны тем, которые описаны для универсальных электронных карт.

Проект уже реализован при участии банка "Санкт-Петербург" и Альфа-Банка, клиенты которых имеют возможность получить данные карты. В ближайшее время еще ряд банков планируют приступить к эмиссии карт электронного правительства.

2.3. Оплата услуг, налогов, пошлин на едином портале государственных услуг (ЕПГУ).

Помимо получения государственных и муниципальных услуг, на базе ЕПГУ реализуется возможность оплаты гражданами государственных (налоги, штрафы, пошлины и т.д.) и коммерческих платежей. Оператором системы расчетов в данном случае выступает Ростелеком, осуществляющий интеграцию коммерческих банков в структуру ЕПГУ для эквайринга карт и расчетов по совершаемым операциям.

2.4. Информационный обмен с Федеральным казначейством через систему УНИФО.

Взаимодействие с Федеральным казначейством через систему УНИФО (систему учета начислений и фактов оплаты) предполагает двусторонний информационный обмен:

а) передача Федеральному казначейству сведений о государственных платежах, совершенных через все каналы обслуживания кредитной организации.

Реализация этой задачи является обязательной для всех коммерческих банков, осуществляющих прием государственных платежей (налоги, штрафы, пошлины и т.д.), к 1 января 2013 г.;

б) получение от Федерального казначейства информации о выставленных клиентам счетах (задолженности).

Данное направление обмена может использоваться кредитными организациями для предоставления клиентам информации о выставленных счетах через дистанционные каналы обслуживания. Одновременно может быть реализована возможность оплаты клиентом этих счетов на основе данных, полученных от Федерального казначейства.

Такая технология предоставляет клиенту удобный способ оплаты государственных платежей без необходимости заполнения большого количества специфических полей платежного документа и, соответственно, минимизирует риски ввода ошибочных реквизитов и дальнейшего разбора платежей с некорректными реквизитами.

3. Сотрудничество банков с транспортными компаниями.

3.1. Банковская карта с транспортным приложением.

Эмиссия карт с транспортным приложением (на основе бесконтактного чипа Mifare) является апробированной технологией в достаточно большом количестве регионов (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, Екатеринбург и др.). Однако потенциал данного направления еще не исчерпан. Дальнейшие перспективы могут быть связаны со следующими разработками:

  • изменение схемы расчетов: реализация возможности оплаты проезда напрямую с банковского счета (без необходимости предварительного пополнения транспортного приложения) с использованием технологий PayWave/PayPass;
  • расширение сферы применения транспортных карт, в том числе за счет коммерческого маршрутного транспорта;
  • заявленные в рамках проекта УЭК намерения по разработке федерального транспортного приложения.

3.2. Пополнение транспортного приложения через дистанционные каналы обслуживания банков.

Данная технология, с одной стороны, предоставляет удобный сервис клиентам, с другой - снижает нагрузку на пункты реализации проездных билетов в транспортных структурах. С точки зрения проведения расчетов по таким платежам ни у коммерческих банков, ни у транспортных компаний нет сложностей. Однако есть аспекты, которые пока не позволяют массово тиражировать данную услугу:

  • решение вопроса, связанного с получением коммерческими банками вознаграждения за проведение данных платежей от транспортных компаний, как правило являющихся государственными учреждениями;
  • решение технологического вопроса, связанного с необходимостью дополнительной активации внесенных на транспортное приложение средств с использованием специальных устройств.

4. Сотрудничество банков с социальными сетями. Осуществление платежей в социальных сетях, привязка банковской карты к аккаунту в социальной сети.

Развитие социальных сетей за последние годы превратило их не только в ключевой канал коммуникации между различными участниками, но и в площадку, на которой клиент может пользоваться различного рода услугами, не покидая пространства данной сети (например, услугами электронной почты, просмотра видео и т.д.). В этой связи кредитным организациям целесообразно рассматривать возможности организации платежной витрины на базе социальных сетей.

Например, проект, реализованный Альфа-Банком совместно с сайтом "Одноклассники", позволил пользователям данной социальной сети осуществлять платежи за различные услуги (связь, Интернет, коммунальные платежи и т.д.). Схема проведения платежей схожа со схемами, используемыми электронными кошельками: к аккаунту в сети осуществляется привязка банковской карты, с которой и происходит дальнейшая оплата.

Также готовится к запуску собственная платежная система Facebook. Она позволит платить за размещение рекламы в Facebook, мониторинг посетителей и SEO-продвижение. Расчеты в данной системе будут обеспечивать банк "Русский Стандарт" и Банк24.ру.

5. Собственная реализация (инновационные проекты, которые могут быть реализованы банками без участия партнеров из других сфер деятельности).

5.1. Банковская карта с бесконтактной технологией Pay Wave/PayPass.

Данная технология позволяет клиентам осуществлять расчеты по картам путем поднесения карты к терминалу без передачи ее кассиру, что сокращает время обслуживания клиентов при оплате товаров/услуг.

В настоящее время ряд банков уже сертифицировались или в ближайшее время будут сертифицированы на эмиссию и эквайринг данных карт.

Основная проблема, связанная с выпуском данных карт, состоит в отсутствии необходимого количества оборудования эквайринговой сети (банкоматов и терминалов) для их обслуживания.

5.2. Электронный кошелек.

Закон о НПС создал нормативное поле для развития расчетов с использованием электронных денег. В этой связи ряд крупных игроков банковского рынка, в частности Сбербанк, заявили о планах по созданию собственной системы электронных денег.

5.3. Интернет-эквайринг.

В связи с высокими темпами развития интернет-торговли данное направление становится все более привлекательным для банков. Технология расчетов по операциям, осуществляемым в Интернете, не отличается от технологии расчетов по картам в торгово-сервисных предприятиях. Поэтому основная проблема, требующая решения в случае развития интернет-эквайринга, - это минимизация рисков мошенничества, которые в данном случае существенно выше, чем при развитии сети наземного эквайринга. Как показывает практика, основные пути решения данного вопроса следующие: определение принципов привлечения торгово-сервисных предприятий на обслуживание по интернет-эквайрингу; внедрение систем fraud-мониторинга.

5.4. Автоплатежи.

Предоставление клиенту услуги автоматического пополнения счета телефона (или иного абонентского счета) при достижении определенного минимального порога на данном счете путем безакцептного перечисления денежных средств с банковского счета. Реализация такой услуги подразумевает организацию информационно-технологического взаимодействия с поставщиками услуг (в частности, мобильными операторами).

Данный сервис реализован, в частности, у Сбербанка в сотрудничестве с топ-3 мобильных операторов, у МТС Банка и МТС.

5.5. Платежи по технологии прямого дебетования.

Данная услуга позволяет клиенту не отслеживать наличие задолженности по тем или иным услугам (например, коммунальным), так как клиент в случае выставления поставщиком услуг счета будет извещен об этом посредством уведомления от банка с просьбой акцептовать платеж или уведомления о совершении платежа.

Заключение

Анализ перспективы развития направлений деятельности кредитных организаций в сфере платежных услуг в разрезе представленных в статье инструментов и технологий показал, что в целях усиления конкурентных преимуществ, а также сохранения позиций на рынке банкам необходимо расширять спектр имеющихся платежных предложений. При этом определение приоритетов развития целесообразно осуществлять в соответствии со стратегическими целями банка, профилем клиентской базы, наличием ресурсов, а также тенденциями государственного регулирования.

Сентябрь 2012 г.





Статьи по теме: