Главная - Статьи

Персонифицированная отчетность

 

Страхователям по обязательному пенсионному страхованию, производившим в IV квартале 2011 г. начисление доходов физическим лицам, которые включаются в базу по страховым взносам по указанному виду страхования, надлежит не позднее 15 февраля (включительно) текущего года представить в территориальные отделения ПФР сведения, касающиеся индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Ведение персонифицированного учета и представление отчетности регламентируются Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, далее - Инструкция N 987н). Отметим, что срок представления отчетности по Инструкции не учитывает изменения, внесенные в Закон N 27-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В указанный срок данным страхователям надлежит представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н). Именно вместе с этим расчетом пенсионщики ждут и сведения по персонифицированному учету (пп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Сведения по застрахованным лицам представляются в части сумм начисленных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также по периодам, включаемым в страховой стаж. Для этого страхователями используются:
- форма СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" или
- форма СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц".
Напомним, что форма СЗВ-6-1 индивидуальная. Оформлять ее следует в случае, если в IV квартале 2011 г. застрахованному лицу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, начислялись пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также если у застрахованного лица были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии - работа в особых территориальных условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, зоны отчуждения) или с вредными и тяжелыми условиями труда.
Указанные периоды отражаются в записях о стаже работников. При этом используются обозначения этих периодов, которые приведены в разделах "Исчисление страхового стажа: основание", "Исчисление страхового стажа: дополнительные сведения" (коды АДМИНИСТР, ВРНЕТРУД, ДЕКРЕТ, ДЕТИ, ДЛОТПУСК, ДОГОВОР, УВПЕРИОД), "Территориальные условия" (коды МКСР, РКСМ, ЧЗ1, ЧЗ3, ЧЗ4, ЧЗ5, ЧЗ6), "Особые условия труда" (коды с 27-1 по 27-10, 27-ОС, 27-ПЖ, 28-СЕВ) Классификатора параметров, используемых в формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (Приложение N 1 к Постановлению N 192п).

Пример 1. Сотрудница организации (использует общую систему налогообложения) Н.П. Мельничук, 1987 года рождения (страховое свидетельство N 025-254-787-03), в IV квартале 2011 г. была на больничном в период с 5 по 26 октября, в отпуске за свой счет с 31 октября по 9 декабря, ушла в декретный отпуск 14 декабря. За время работы в этом квартале ей было начислено в октябре 4761,90 руб., в декабре 2272,73 руб. Уплата страховых взносов осуществляется организацией месяц в месяц.
С начисленного дохода Мельничук в октябре и декабре были исчислены страховые взносы в ПФР:
- 952,38 руб. (4761,90 руб. x 20%) и 454,55 руб. (2272,73 руб. x 20%) - на страховую часть трудовой пенсии;
- 285,71 руб. (4761,90 руб. x 6%) и 136,36 руб. (2272,73 руб. x 6%) - на накопительную часть страховой пенсии.
Таким образом, за рассматриваемый квартал с дохода работника было начислено на финансирование соответствующих частей трудовой пенсии 1406,93 (952,38 + 454,55) и 422,07 руб. (285,71 + 136,36).
Строки формы СЗВ-6-1 на Н.П. Мельничук показаны в образце.

Сведения о застрахованном лице:


Фамилия, имя, отчество

Страховой номер

Адрес для направления информации о состоянии индивидуального лицевого счета

Сумма страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии

Сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

начислено

уплачено

начислено

уплачено

Мельничук Нина Павловна

025-254-787-03

143500, Московская обл., г.Истра, ул.Босова, д.7, кв.8

1406,93

1406,93

422,07

422,07

Период работы за последние три месяца отчетного периода:

N
п/п

Начало
периода с
(дд.мм.гггг)

Конец
периода по
(дд.мм.гггг)

Террито-
риальные
условия
(код)

Особые
условия
труда
(код)

Исчисление
страхового стажа

Условия для
досрочного
назначения трудовой
пенсии

основание
(код)

допол-
нительные
сведения

основание
(код)

допол-
нительные
сведения

1

01.10.2011

04.10.2011

 

 

 

 

 

 

2

05.10.2011

26.10.2011

 

 

 

ВРНЕТРУД

 

 

3

27.10.2011

30.10.2011

 

 

 

 

 

 

4

31.10.2011

09.12.2011

 

 

 

АДМИНИСТР

 

 

5

10.12.2011

13.12.2011

 

 

 

 

 

 

6

14.12.2011

31.12.2011

 

 

 

ДЕКРЕТ

 

 


Заполненные индивидуальные формы СЗВ-6-1 формируют пачку документов, которая сопровождается формой АДВ-6-3 "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР". Указанная опись является неотъемлемой частью пачки документов. В описи надлежит указать количество документов в пачке, а также совокупность начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии.
Форма СЗВ-6-2 списочная. В нее заносятся данные по застрахованным лицам, у которых перечисленные выше события в четвертом квартале не происходили. Реестр при этом не может содержать больше 200 строк. Если застрахованных лиц, которым производились выплаты, больше двухсот, то заполняется второй реестр. Если и он будет заполнен полностью, то следует обратиться к третьему, и т.д.
На физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, в форме СЗВ-6-2 указываются периоды действия договоров.
По итоговой строке реестра приводится совокупность начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Примечание. Показатели по начисленным суммам страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии должны совпадать со значениями, приводимыми по соответствующим графам строки 114 разд. I "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" расчета РСВ-1 ПФР за 2011 г.

На каждую категорию застрахованных лиц должна быть заполнена своя форма СЗВ-6-2 или соответствующее количество форм СЗВ-6-1.

Пример 2. Организацией, находящейся на общей системе налогообложения, в IV квартале 2011 г. осуществлены начисления 23 физическим лицам, трое из них - инвалиды III группы. Четверо работников, в том числе и один инвалид, в этом квартале находились на больничном. Особых территориальных условий и особых условий труда у страхователя нет.
Организацией составляются четыре пачки документов.
В первую пачку входит реестр СЗВ-6-2, в котором приводятся данные по 17 работникам, отработавшим все рабочие дни четвертого квартала. В полях "Код категории застрахованного лица" и "Количество застрахованных лиц по реестру" указывается соответственно НР и 17.
Вторую пачку документов также составляет реестр СЗВ-6-2, в который заносится информация по двум инвалидам, проработавшим октябрь, ноябрь и декабрь полностью. В полях "Код категории застрахованного лица" и "Количество застрахованных лиц по реестру" указывается соответственно ООИ и 2.
В третью пачку входит форма СЗВ-6-1 на работника-инвалида, который болел в четвертом квартале, и опись АДВ-6-3. В обеих формах в поле "Код категории застрахованного лица" заносится ООИ.
Четвертую пачку составят три формы СЗВ-6-1 на оставшихся работников, которые получили пособие по временной нетрудоспособности в четвертом квартале, и опись АДВ-6-3. В этом случае в обеих формах в поле "Код категории застрахованного лица" указывается НР.

Страхователям надлежит заполнить еще и форму АДВ-6-2 "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР". В описи в поле "Количество исходных пачек документов" приводится совокупность количества пачек документов по форме СЗВ-6-1 и реестров по форме СЗВ-6-2. Информация по каждой пачке документов и реестру заносится по отдельной строке. По итоговой строке описи приводятся совокупность начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии и общее количество застрахованных лиц, которым в IV квартале 2011 г. осуществлены начисления, включаемые в базу при исчислении страховых взносов.

 

Определение уплаченной суммы

 

Второй год в отчетных формах персонифицированного учета по каждому физическому лицу необходимо указать уплаченные суммы страховых взносов на соответствующие части трудовой пенсии.
Заполнение граф "Уплачено страховых взносов" на каждого работника форм СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 не вызывает трудностей у страхователей, которые перечисляют причитающиеся к уплате в ПФР суммы взносов месяц в месяц. При ином же варианте страхователю надлежит каким-то образом распределить общую уплаченную сумму. Ни в Инструкции N 987н, ни в Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п) порядок распределения уплаченных взносов не оговаривается.
Руководство ПФР в середине прошлого года пояснило, что уплаченные страховые взносы, направляемые на соответствующие части трудовой пенсии, в формах СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 следует показывать без разделения на суммы платежей текущего отчетного периода и доплат за предыдущие отчетные периоды. При этом не требуется формировать отдельные пачки документов, в которых указаны платежи текущего периода и суммы погашения задолженности за предыдущие периоды (Письмо ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5320).
Практически одновременно был пояснен и алгоритм проверки представленной информации по персонифицированному учету. При обработке сведений пенсионщики отслеживают, чтобы суммы уплаченных взносов (отдельно на страховую, отдельно на накопительную часть трудовой пенсии) были меньше или равны величине начисленных взносов (соответственно) нарастающим итогом, без учета категории застрахованного лица (Письмо ПФР от 23.05.2011 N 08-25/5577).
Распределение общей суммы уплаченных страховых взносов возможно двумя способами:
- пропорционально отношению исчисленной и уплаченной сумм страховых взносов в целом по страхователю в отчетном периоде и
- индивидуальное распределение с учетом особенностей стажа.
В первом случае распределение можно сделать автоматически. В программах для сдачи индивидуальных сведений для этого предусмотрено введение процента уплаты  в  целом  по  страхователю (Супл : Снач) отдельно для страховой и накопительной частей. Путем перемножения введенного процента на начисленные величины   страховых   взносов   каждого   конкретного  работника  получают уплаченные за них суммы взносов.
Недостатком такого подхода является то, что работников, начисление взносов которым закончилось в текущем отчетном периоде (уволенных, ушедших в декрет), необходимо будет включать в отчетность следующего периода, так как остаток по уплате взносов по ним будет погашен перечислениями следующего периода. Но поскольку в следующем периоде начисления им не производятся, то автоматическое умножение на введенный процент не позволит указать доуплату страховых взносов.
Не  столь  уж часто у страхователя из месяца в месяц начисляется одна и та  же  сумма  вознаграждений,  включаемых  в базу для исчисления страховых взносов.  Исходя  из этого у страхователей, осуществляющих уплату страховых взносов   в   следующем  месяце  их  начисления  (до  15-го  числа),  будут различаться  и  уплаченные  суммы страховых взносов за последние три месяца отчетного  периода.  Следовательно,  процент  уплаты  (Супл :  Снач)  из квартала  в  квартал будет меняться. Автоматическое перемножение введенного процента   с   большой   вероятностью   приведет   к  тому,  что  у  многих застрахованных  лиц  не будут совпадать суммы исчисленных страховых взносов за  последний месяц отчетного периода с величинами задолженности по уплате, которые  получаются по данным персонифицированного учета. Поэтому требуется ручное вмешательство.
Второй подход - индивидуальное распределение взносов с учетом особенностей стажа. Положительным является то, что взносы уволенным можно поставить в полном объеме и в следующий отчетный период таких работников уже не следует включать. Например, работник уволен в октябре 2011 г., взносы за него были уплачены в ноябре полностью. Следовательно, по состоянию на 31 декабря остатка по взносам за ним не числится.
Решится в этом случае и вопрос по уплате страховых взносов за работников, доход которых до наступления декабря превысил предельный размер базы - 463 000 руб.
Безусловно, этот вариант более трудоемок, и воспользоваться им могут страхователи, которые осуществляют начисления небольшому количеству застрахованных лиц.
Возможна и частичная комбинация двух этих подходов. Вначале выделяется уплата по долгам за предыдущий отчетный период. После чего выделяется уплаченная сумма по лицам, начисление страховых взносов которым было завершено по каким-либо причинам в первом и втором месяцах квартала.
Оставшаяся же сумма уплаты будет числителем при определении пропорции. В качестве же знаменателя используется разность между исчисленной суммой страховых взносов за последние три месяца отчетного периода и исчисленной суммой страховых взносов по физическим лицам, начисление взносов которым было завершено по каким-либо причинам в первом и втором месяцах квартала.
Данный коэффициент в дальнейшем и используется при определении сумм страховых взносов, уплаченных за оставшихся физических лиц.
При этом "запоминается" долг по уплате на конец квартала, который будет погашаться первыми проплатами следующего квартала.

Примечание. Показатели по уплаченным суммам страховых взносов на обе части трудовой пенсии будут совпадать со значениями, приводимыми по соответствующим графам строки 144 разд. I расчета РСВ-1 ПФР за 2011 г., если страхователем в четвертом квартале не была перечислена излишняя сумма страховых взносов, поскольку при определении значений, вносимых в графы "уплачено" форм персонифицированного учета, суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов не учитываются (п. 71 Инструкции).

 

Дополнительные формы

 

Наряду с перечисленными выше формами страхователям на этот раз понадобится заполнить еще две новые формы:
- СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица";
- АДВ-6-4 "Опись документов, содержащих сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица".
Новые формы введены Постановлением Правления ПФР от 24.03.2011 N 59п. Этим же Постановлением Инструкция по заполнению форм дополнена порядком их заполнения.
Напомним, что с 1 января 2011 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника за два предыдущих календарных года. Причем учитываться должны в том числе доходы, полученные за эти 2 года у других работодателей (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Без справки о доходах с прошлого места работы (вполне возможно, ее не окажется у застрахованного лица) пособие будет рассчитано в меньшем размере, ведь у страхователя отсутствует часть исходных данных для его правильного исчисления.
В случае если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие по заявлению застрахованного лица, должен направить в течение двух рабочих дней запрос в территориальный орган ПФР о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (п. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Формы заявления и запроса приведены в Приложениях N N 1 и 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н.
Но до 2011 г. в Пенсионный фонд РФ представлялась информация только о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, указывать же суммы выплат, с которых они начислялись, при этом не требовалось.
Вводимая форма СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица" как раз и призвана устранить этот пробел.
На каждое застрахованное лицо надлежит отдельно оформить форму СЗВ-6-3. В нее заносятся суммы выплат и иных вознаграждений, которые начислены данному физическому лицу за календарные месяцы отчетного года. Из них при этом надлежит выделить суммы выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Примечание. По логике во второй графе таблицы новой формы напрашивается приведение сумм выплат, на которые начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. И тогда цель, определенная Законом N 255-ФЗ, будет достигнута.

Все денежные значения в форме указываются в рублях и копейках. В обязательном порядке заполняется итоговая строка с общими показателями за год.
Инструкция по заполнению форм предписывает в показателе "Договор (тип договора), заключенный с застрахованным лицом" отметить одно из полей - либо "трудовой", либо "гражданско-правовой". Но ведь не исключена вероятность, что работнику начисления осуществлялись как по трудовому договору, так и по гражданско-правовому. Разъяснений по этому случаю, к сожалению, в Инструкции не существует. Отмалчивается пока и руководство ПФР.
В свое время (до 31 декабря 2000 г.) страхователями в ПФР представлялась форма СЗВ-1. В случае если в течение отчетного периода застрахованное лицо работало в организации в качестве наемного работника и с ним был заключен договор гражданско-правового характера или авторский договор, то на это лицо предлагалось представить две формы СЗВ-1: одну - как о наемном работнике, другую - как о работнике по договору гражданско-правового характера (п. 39 Инструкции по заполнению форм). Вполне возможно, что и на этот раз страхователю понадобится заполнять именно две формы СЗВ-6-3. Тем более что выплаты по гражданско-правовым договорам страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не облагаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Соответственно, при расчете пособий они не должны учитываться (п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Рассматриваемые сведения по форме СЗВ-6-3 представляются страхователями один раз в год, в отчетный период за календарный год (п. 73 Инструкции). Сопровождаются они формой АДВ-6-4 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица". И в этой форме существует показатель "Договор (тип договора), заключенный с застрахованным лицом", в котором приведены также два поля: "трудовой" и "гражданско-правовой". Этим, на наш взгляд, и подтверждается выдвинутое выше предположение о необходимости заполнения двух форм СЗВ-6-3 при начислении застрахованному лицу выплат и вознаграждений по трудовому договору и гражданско-правовому.
В описи приводятся количество документов в пачке и общие суммы начислений, приведенные во всех формах СЗВ-6-3.

 

Оформление документации

 

Страхователю при подаче индивидуальных сведений о 50 и более застрахованных лицах (включая заключивших соглашения гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начислены страховые взносы в ПФР) за предшествующий отчетный период надлежит представить их в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1 "Об электронной цифровой подписи" (п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ).
Остальные страхователи вправе представлять отчетность на бумажном носителе.

Примечание. На практике "бумажный" вариант без сопровождения его электронным на магнитных носителях не проходит. Лишь заверения ЭЦП подаваемой информации в данном случае не требуется.

Все формы отчетности, документов по персонифицированному учету, рекомендуемый порядок их заполнения, программы для подготовки отчетности и изменения в порядке представления страхователями расчета РСВ-1 ПФР и сведений по персонифицированному учету в электронном виде размещены на официальном сайте Пенсионного фонда РФ в разделе "Работодателям". Также их можно получить в территориальных органах ПФР по месту регистрации страхователя. Об этом руководство ПФР неоднократно в течение года напоминало страхователям (Информация ПФР от 18.10.2011, от 01.07.2011, от 20.05.2011).
При подаче документов на бумажных носителях их надлежит сгруппировать в комплекты (пачки). Каждая пачка должна содержать документы только одного наименования. Причем в нее включается не более 200 документов (п. п. 6, 10 Инструкции по заполнению форм).
Все сведения должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации (п. 38 Инструкции N 987н, п. 9 Инструкции по заполнению форм).
Нередко территориальные органы ПФР помимо приведенных описей требуют от страхователей составлять еще пояснительную записку к представляемым сведениям. Так, в форме пояснительной записки, предложенной отделением ПФР по г. Москве и Московской области, предлагается указать суммы взносов по каждой пачке сведений, а также итоговые суммы взносов по всем работникам.
Представлять такую пояснительную записку страхователи не обязаны: ни в Законе N 27-ФЗ, ни в Инструкции N 987н, ни в Инструкции по заполнению форм такого требования не установлено. В то же время без этой пояснительной записки работники территориального отделения ПФР, скорее всего, не примут отчетность. Поэтому записку, на наш взгляд, лучше все же приложить к сведениям.
Форма представления индивидуальных сведений в электронной форме определяется Пенсионным фондом РФ. Распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р, в частности, утверждены:
- Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отправленные сведения о застрахованных лицах считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством РФ (разд. 7 Технологии обмена документами).
Факт доставки (представления) документов плательщиком страховых взносов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами. Квитанция - это документ, подписанный ЭЦП участника системы электронного документооборота ПФР. Квитанция свидетельствует о том, что информация доставлена (не доставлена) до получателя (разд. 2 Технологии обмена документами).
Отметим, что квитанцию о доставке страхователь должен получить в течение 2 рабочих дней с момента отправки документа по телекоммуникационным каналам связи. В свою очередь специалист территориального органа ПФР обязан в силу указанной Технологии обмена документами в течение 24 часов с момента поступления сведений на его рабочее место проверить подлинность ЭЦП страхователя и отправить квитанцию о доставке сведений (разд. 7 Технологии обмена документами).
Отметим, что все файлы необходимых документов и их подписей пересылаются плательщиками страховых взносов объединенными в один файл (пакет). Узел пакета, в частности, содержит необязательный атрибут "ДатаВремяПоступления", в котором указываются дата и время поступления документов от отправителя документов на транспортный сервер. Данная техническая информация может впоследствии использоваться для выявления участков, на которых произошла задержка при передаче транспортного пакета (п. 4.1 Протокола обмена документами).
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений страхователь в зашифрованном виде также должен получить протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР. Протокол контроля сведений о застрахованных лицах, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, согласно разд. 2 Технологии обмена документами является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР.
Однако в середине года руководство фонда по указанным временным промежуткам взяло в свою пользу еще по два дня. Так, в Информации ПФР от 20.05.2011 уточнено, что абонент получает от территориального органа ПФР через поставщика телекоммуникационных услуг:
- квитанцию о доставке транспортного пакета (отчетности) в течение 4 рабочих дней с момента отправки отчетности;
- протокол контроля отчетности по результатам проверки проверочными программами ПФР, подписанный ЭЦП территориального органа, в зашифрованном виде в течение 6 рабочих дней с момента получения документа территориальным органом ПФР.
Если плательщик страховых взносов не получил от территориального органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке отчетности или протокол контроля, то ему следует заявить территориальному органу ПФР о данном факте, выяснить причину отсутствия указанных документов и при необходимости повторить процедуру представления отчетности (Информация ПФР от 20.05.2011).
Как видим, факт представления отчетности в электронном виде подтверждается соответствующей квитанцией и протоколом проверки отчетности. При этом отправленная отчетность считается представленной своевременно, если дата ее доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством РФ. Учитывая сроки, установленные для получения квитанции о доставке отчетности или протокола контроля сведений о застрахованных лицах, отчетную документацию работодателю следует отправлять заранее, за несколько рабочих дней до даты представления сведений и отчетности, установленной п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ и пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.
Как было сказано выше, персонифицированную отчетность и расчет РСВ-1 ПФР в электронном виде надлежит посылать в ПФР одним отправлением (транспортным пакетом) по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому после создания файлов с отчетностью их желательно протестировать проверочными программами ПФР и исправить (если понадобится) ошибки. При возможности эти файлы следует проверить и антивирусной программой. Файл с РСВ-1 ПФР и каждый файл с персонифицированной отчетностью по отдельности заверяются ЭЦП. После чего они оформляются в одну транспортную посылку. Иначе отчетность фонд не примет, поскольку программа проверки отчетности в ПФР предусматривает анализ отчетных форм в совокупности. Ведь, как разъяснил ПФР, цель единовременной сдачи отчетности - минимизация расхождений между данными отчетности по персонифицированному учету и отчетности по страховым взносам (Информации ПФР от 20.05.2011, от 01.07.2011, от 18.10.2011).
Отправив отчетность, остается ждать ответа из ПФР. Сначала должна поступить электронная квитанция о доставке отчетности из ПФР. Если по истечении четырех рабочих дней она не получена, то, следуя рекомендациям ПФР, необходимо обратиться в отделение фонда или к спецоператору.
Полученную квитанцию о доставке отчетности страхователю следует сохранять. Она может понадобиться для подтверждения сдачи отчетности в случае программных сбоев.
Получив же протокол контроля (на его оформление пенсионщики себе отвели не более шести рабочих дней), страхователь отправляет в ответ заверенную ЭЦП квитанцию о его доставке.
При наличии в протоколе сообщения об ошибках страхователю надлежит их исправить и направить уточненные данные в ПФР.
Если страхователь своевременно не представил либо представил неполные или недостоверные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, его, как правило, привлекают к ответственности. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Штрафы при этом взыскиваются органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Президиум ВАС РФ в свое время пояснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения (п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании, доведен Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
После сдачи индивидуальных сведений страхователь обязан передать копию сведений, представленных в территориальный орган ПФР, каждому застрахованному лицу в недельный срок со дня приема сведений территориальным органом ПФР.
Индивидуальным предпринимателям, адвокатам и частным нотариусам, самостоятельно уплачивающим пенсионные взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (далее - самозанятые лица), в силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ самим предлагалось представлять сведения о себе в территориальные отделения ПФР. Нормы же п. п. 5 и 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ обязывали их подавать ежегодно сведения:
- о страховом номере индивидуального лицевого счета;
- фамилии, имени, отчестве;
- сумме уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- другую информацию, необходимую для правильного назначения трудовой пенсии, -
не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Для этого согласно абз. 1 п. 71 Инструкции по заполнению форм им предлагалось воспользоваться формой СЗВ-6-1. Показатели этой формы заполняются в соответствии с п. 71 Инструкции по заполнению форм, за исключением поля "Наименование (краткое)", в котором самозанятые лица указывают свои фамилию, имя и отчество. Помимо этого Инструкция N 987н (п. 42) настоятельно рекомендовала им приложить копии платежных документов, подтверждающих перечисление страховых взносов.
Выше приводилось, что заполненные формы СЗВ-6-1 формируют пачку документов, которая сопровождается описью АДВ-6-3. На все же представляемые документы в ПФР страхователь оформляет еще и опись АДВ-6-2. При этом в п. п. 68 и 70 Инструкции по заполнению форм не содержится упоминаний о том, какие категории страхователей должны представлять указанные описи. Исходя из этого некоторые территориальные отделения ПФР при сдаче отчетности за 2010 г. требовали от самозанятых лиц представления одной из указанных описей.
Отметим, что с 1 января 2012 г. п. п. 5 и 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ упразднены Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Исключено также и уточнение в п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ о необходимости представления самозанятыми лицами указанных сведений.
Из этого однозначно следует, что представлять персонифицированную отчетность за себя самозанятым лицам по итогам 2012 г. не понадобится.
Обязанность, установленная Законом N 212-ФЗ, по представлению в территориальные отделения ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н), с 2012 г. остается только за главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Указанный расчет ими представляется до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ в редакции Закона N 379-ФЗ (пп. "а" п. 6 ст. 6)). Из дословного прочтения приведенной нормы следует, что расчет РСВ-2 ПФР за 2011 г. указанным лицам надлежит представить не позднее 29 февраля 2012 г.
Напомним, что в разд. 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" формы РСВ-2 ПФР самозанятым лицам надлежит привести суммы:
- начисленных страховых взносов на обе части трудовой пенсии за расчетный период в графах 3 и 4 строки 110 и
- уплаченных страховых взносов с начала расчетного периода - в графах 3 и 4 строки 140.
Именно эти значения и интересуют пенсионщиков в первую очередь при рассмотрении представленной формы СЗВ-6-1.
Отметим, что практически сразу после опубликования Закона N 379-ФЗ ПФР на своем сайте в разделе "Пресс-центр" разместил разъяснения о том, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, освобождены от необходимости представления ежегодной отчетности в ПФР за 2011 г.
 

Февраль 2012 г.





Статьи по теме: