Главная - Статьи

Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

 

Комментарий к статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете": Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

 

1. В положениях комментируемой статьи установлены общие нормы об ответственности всех участников правоотношений ИПУ за нарушение положений (своих обязанностей), определенных комментируемым Законом. Основные участники правоотношений ИПУ в рассматриваемом Законе: ПФ РФ и его территориальные подразделения (они же - страховщики), застрахованные лица, страхователи и лица, самостоятельно уплачивающие за себя страховые взносы, они в рассматриваемом Законе обладают статусом и застрахованного лица, и страхователя.
Поэтому вопросы ответственности будут рассматриваться для трех основных участников правоотношений ИПУ: застрахованного лица, страховщика, страхователя.
Страховщик несет ответственность в случае распространения информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, иной информации, которая известна страховщику в связи с исполнением обязанностей ИПУ перед ним, страхователями и застрахованными лицами. Одним из принципов организации ИПУ, является использование информации, ставшей известной территориальным органам ПФ РФ, только в целях реализации пенсионных прав граждан и прав на обязательное медицинское страхование. ПФ РФ, его сотрудники не вправе разглашать не только персональные данные застрахованных лиц и страхователей, но и другие сведения о них любым другим третьим лицам, без согласия самого страхователя или застрахованного лица.
Информация, ставшая известной страховщику о застрахованном лице, страхователе, напрямую не отнесена законом к режиму коммерческой тайны. Часть сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица, некоторые сведения о страхователе содержат в себе персональные данные, которые в силу закона не могут ни кем разглашаться без согласия того лица, в отношении которого они и собраны. Часть информации (это касается страхователей) может быть отнесена самими страхователями к режиму коммерческой тайны, ее также нельзя разглашать без согласия того страхователя, в отношении которого такие данные собраны.
Данное вовсе не означает, что без согласия лиц, в отношении которых собрана информация, ее никто получить не может, кроме ПФ РФ. Также по запросу правоохранительных органов, в рамках расследования уголовного дела, информация должна быть представлена ПФ РФ правоохранительному органу, запросившему ее.
Согласно комментируемой статье, за нарушение режима неразглашения охраняемой законом информации (персональных данных физических лиц, коммерческой тайны страхователей) для должностных лиц ПФ РФ и для самого ПФ РФ как юридического лица могут наступать последствия в виде несения административной, гражданской и даже уголовной ответственности, что зависит от степени ущерба, нанесенного разглашением информации.
Например, ст. 5.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для должностных лиц любых органов государственной власти, местного самоуправления и организаций всех форм собственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Статьями 13.12 и 13.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил защиты информации и за разглашение информации с ограниченным доступом.
Уголовная ответственность для сотрудников ПФ РФ возможна лишь в случае использования информации о страхователе или застрахованном лице для похищения имущества обманным путем, уголовной ответственности за разглашение информации не будет. Что касается гражданско-правовой ответственности за разглашение информации, то в этом случае в суде необходимо будет доказывать, что разглашение определенной информации сотрудником ПФ РФ привело к реальным убыткам страхователя. Однако в последнее время все попытки взыскать с ПФ РФ какие-либо денежные средства (привлечь к гражданской ответственности) в суде встречают возражения со стороны ПФ РФ следующего содержания:
"...согласно ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет ПФ РФ формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета и доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. Расходование этих средств осуществляется соответственно: страховых взносов - на выплату в дальнейшем страховой части трудовой пенсии лицам, уплатившим эти взносы; средств федерального бюджета - на выплату базовой части трудовой пенсии; доходов от инвестирования - на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, все поступившие в ПФ РФ средства являются индивидуально возмездными обязательными платежами, т.е. принадлежат и зачисляются на индивидуальный лицевой счет лиц, уплативших эти платежи. Следовательно, расходование средств бюджета ПФ РФ на выплату сумм, которые бюджетом не предусмотрены, фактически ведет к тому, что эти суммы органы ПФ РФ должны выплачивать за счет средств других граждан, уплаченных ими в бюджет ПФ РФ в счет страховых взносов и которые должны быть направлены на выплату пенсии этим гражданам.
Таким образом, в случае удовлетворения исковых требований органы пенсионного обеспечения должны выплатить взысканные по решению суммы за счет ущемления прав и законных интересов других лиц. В то же время, согласно Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц..."
Подобные возражения ПФ РФ на любые исковые требования о взыскании с него вполне обоснованны. Однако в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом, ПФ РФ должен нести имущественную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (за своих сотрудников).
2. Ответственность страхователей наступает за практически любое ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по представлению сведений в ПФ РФ. В целом следует отметить, что ответственность страхователей в комментируемой статье регламентирована более подробно, чем ответственность самого ПФ РФ. В комментариях к ст. 8 - 11 Закона подробно рассматривались все основания для представления сведений страхователями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (они также имеют статус страхователя), в территориальные подразделения ПФ РФ по месту своей постановки на учет в качестве страхователя. При наступлении различных оснований страхователями разово или периодически подаются сведения о застрахованных лицах, согласно ст. 6 комментируемого Закона, позволяющие вести индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.
Данные сведения позволяют достаточно точно вести учет пенсионных прав граждан, способствуют правильному расчету и начислению будущей трудовой пенсии по старости граждан (застрахованных лиц), что и является основной целью рассматриваемого Закона (ст. 3 комментируемого Закона).
Страхователи будут нести ответственность за несвоевременную подачу сведений, непредставление сведений, представление ложных сведений в отношении застрахованных лиц. Данное не означает, что страхователи будут нести ответственность в том случае, когда подали неточные сведения (ошибочные сведения) в отношении своих застрахованных лиц.
В комментарии к ст. 15 настоящего Закона говорилось о праве страхователей дополнять и уточнять сведения о своих застрахованных лицах по согласованию с органами ПФ РФ. На практике, когда после очередного переданного в ПФ РФ отчета страхователь самостоятельно выявляет ошибку и подает ту же форму, в которой ранее была ошибка с пометкой "уточненная", данное не вызывает оснований для привлечения страхователя к ответственности. В том случае, когда ошибка в сведениях выявляется в результате проверки ПФ РФ, а не самостоятельно страхователем, особенно если ошибка состоит в том, что сведения о размере заработной платы застрахованного лица были занижены, это влечет за собой наступление административной ответственности для страхователя.
Административная ответственность в таком случае заключается в том, что страхователь должен будет уплатить недоуплаченные размеры страховых взносов, а также уплатить штраф в размере 10% от причитающихся за отчетный год сумм страховых платежей. Такой вид административной ответственности установлен не КоАП РФ, а комментируемой статьей.
В случае непредставления отчета вообще или представления его позже сроков, установленных рассматриваемым Законом, страхователь понесет ответственность и на основании комментируемой статьи (т.е. 10% от суммы страховых платежей за год), и на основании КоАП РФ.
Статья 15.6 КоАП РФ предусматривает, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, в случае непредставления или представления отчетности позже срока страхователь может быть привлечен к административной ответственности дважды. Первый раз на основании комментируемой статьи (но это не административная ответственность в ее прямом понимании, она налагается в данном случае не по основаниям КоАП РФ), и второй раз лицо привлекается к административной ответственности именно на основании КоАП РФ.
Несмотря на то, что застрахованные лица обладают определенными обязанностями на основании рассматриваемого Закона (например, обязаны своевременно сообщать страхователю о наступлении оснований для внесения изменений сведений подп. 1 - 5 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона), какой-либо ответственности для них на основании комментируемого Закона не предусмотрено.
Застрахованные лица могут понести административную ответственность на общих основаниях КоАП РФ. Например, на основании ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений, информации), ст. 19.23 КоАП РФ (подделка документов, печатей, штампов или бланков).

 

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете"





Статьи по теме: