Главная - Статьи

Отчитываемся за первое полугодие: бухгалтерская и налоговая отчетность, страховые взносы

 

Для бухгалтеров наступает очередной рубежный контроль в работе. В течение июля в налоговую инспекцию необходимо представить налоговые расчеты и декларации по различным налогам за отчетный (I полугодие) или налоговый (июнь либо II квартал) период, а к концу месяца - и бухгалтерскую отчетность.
Начинается же все с территориального отделения ФСС РФ, куда требуется до 15 июля представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма N 4-ФСС) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н).

 

Бухгалтерский учет и отчетность

 

Бухгалтерская отчетность за первое полугодие 2011 г. является промежуточной (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Промежуточная бухгалтерская отчетность же включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (п. 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). В ее состав может включаться пояснительная записка в тех случаях, когда это необходимо для понимания показателей бухгалтерской отчетности заинтересованными пользователями.
О том, что бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99), еще раз напомнил Минфин России в Письме от 14.04.2011 N 07-02-06/49.
Бухгалтерам уже не в новинку заполнять обновленные формы бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н). Однако на некоторые моменты заполнения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках обратим все же внимание.
Если промежуточная бухгалтерская отчетность не содержит пояснений, то графы "Пояснения" в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках не заполняются.
В форме бухгалтерского баланса приведены лишь группы статей бухгалтерской отчетности. В то же время показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если они существенны и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).
Следовательно, при заполнении баланса и отчета о прибылях и убытках организациям надлежит оценить существенность каждого вида активов, обязательств, доходов и расходов и определить, возникает ли обязанность его выделения в отдельную строку. Поэтому п. 3 упомянутого Приказа N 66н им и предложено самостоятельно вводить дополнительную детализацию показателей по статьям отчетности. Таким образом, фирмам желательно разработать собственные формы отчетности, содержащие группировку данных, исходя из существенности оборотов и остатков по счетам бухгалтерского учета.

Примечание. Не стоит забывать и про формы отчетности, представляемые в территориальные отделения Росстата. Отметим, что за нарушение порядка представления статистической информации либо представление недостоверной информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, на должностное лицо, ответственное за ее представление, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Представлять же бухгалтерскую отчетность за I полугодие в эти отделения нет необходимости (Письмо Росстата от 27.05.2005 N ИУ-13-23/1422).

Кстати, о расходах будущих периодов. Согласно Изменениям в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (Приложение к Приказу Минфина России от 24.12.2010 N 186н) с начала текущего года редакция п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности приобрела несколько иное звучание. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, предписывается отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом списывать их надлежит в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Введенным положением, как видим, по-прежнему допускается при определенных обстоятельствах накопление затрат, осуществленных организацией в текущем периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Только теперь они должны отражаться в бухгалтерском балансе не как расходы будущих периодов, а как активы соответствующего вида. Если же накапливаемые затраты не отвечают признакам какого-либо актива, то они, по нашему мнению, должны быть квалифицированы в качестве расходов. Причем эти расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они произведены.
Об отражении понесенных затрат как расходов будущих периодов упомянуто в п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н), п. 39 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н), а также п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н). Следовательно, перечисленные в этих пунктах затраты продолжают числиться в расходах будущих периодов.
На наш взгляд, первое, что следует сделать организациям, - это провести ревизию счета 97: отраженные на нем суммы, не отвечающие новым критериям, надлежит исключить из состава расходов будущих периодов.
Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансе теперь показывается только одной строкой и не разделена на платежи, ожидаемые в течение 12 месяцев и по истечении 12 месяцев. Но требование п. 19 ПБУ 4/99 о необходимости представления в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением в зависимости от срока обращения остается. Ничто не мешает организации при условии существенности показателей краткосрочной и долгосрочной "дебиторки" (или одной из них) раскрыть ее непосредственно в балансе, введя дополнительно соответствующее число строк.
В разд. III появилась новая строка "Переоценка внеоборотных активов". Ранее результаты переоценки (дооценки) отражались по строке "Добавочный капитал". Теперь же в наименовании показателя данной строки внесено уточнение "без переоценки". Такое изменение в форме баланса обеспечит пользователей отчетности наглядной информацией о том, как переоценка внеоборотных активов повлияла на динамику размера собственного имущества организации.
По строке "Переоценка внеоборотных активов" отражается сумма прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, отраженная обособленно на счете 83 "Добавочный капитал".
При заполнении этой строки используются данные о кредитовом сальдо по счету 83, субсчет "Суммы дооценки основных средств и нематериальных активов", на отчетную дату.
При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности в 2011 г. организации следует воспользоваться данными аналитического учета по счету 83. В графе "На 30 июня 2011 г." указывается кредитовое сальдо по указанному субсчету счета 83 с учетом переоценки, проведенной по состоянию на 1 января 2011 г. При этом в графах "На 31 декабря 2010 г." и "На 31 декабря 2009 г." приводится кредитовое сальдо по рассматриваемому субсчету счета 83 на 1 января 2011 и 2010 гг. соответственно. То есть для обеспечения сопоставимости отчетных данных сравнительные показатели должны быть скорректированы на суммы переоценки таким образом, как если бы переоценки производились не по состоянию на 1 января 2011 и 2010 гг., а на конец 2010 и 2009 гг. соответственно.
Указанные корректировки обусловлены тем, что изменение нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, в частности Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 14/2007, влечет изменение учетной политики организации. Упомянутый Приказ Минфина России N 186н, которым внесены изменения в ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007, не установил специального порядка для отражения в бухгалтерском учете и отчетности последствий изменений, связанных с новыми правилами переоценки основных средств. Следовательно, в данном случае последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно (п. п. 10, 14, 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
В разд. IV "Долгосрочные обязательства" появилась новая строка "Резервы под условные обязательства". По этой строке отражаются учитываемые на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" суммы оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты (п. п. 4, 8, 20 Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н).

Примечание. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении условий, приведенных в п. 5 ПБУ 8/2010. Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по приведенной (дисконтированной) стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010). Требования, которым должна отвечать применяемая при определении приведенной стоимости ставка дисконтирования, приведены в абз. 2 п. 20 ПБУ 8/2010.

Примечание. Оценочное обязательство, предполагаемый срок исполнения которого не превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, признается в бухгалтерском учете в размере, отражающем наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15 ПБУ 8/2010).

При заполнении этой строки баланса используются данные о кредитовом сальдо на отчетную дату по счету 96 в части оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты.
При составлении бухгалтерской отчетности в 2011 г. для обеспечения сопоставимости отчетных данных по рассматриваемой строке "Резервы под условные обязательства" на 31 декабря 2010 и 2009 гг. указываются не резервы предстоящих расходов, созданные организацией в соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а суммы долгосрочных оценочных обязательств, которые были бы ею созданы на эти даты согласно ПБУ 8/2010 (п. 10 ПБУ 4/99). Указанная корректировка обусловлена изменением учетной политики организации, связанным с изменением нормативного правового акта по бухгалтерскому учету.
ПБУ 1/2008 допускает в случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, применять измененный способ ведения бухгалтерского учета в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008).
В разд. V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса обратим внимание на заполнение двух строк: "Доходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов".
Напомним, что вплоть до окончания 2010 г. в бухгалтерском балансе по строке "Резервы предстоящих расходов" отражались остатки резервов предстоящих расходов, а именно резервов, созданных в целях равномерного включения предстоящих расходов в состав затрат на производство (расходов на продажу) (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, абз. 2 п. 20 Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н). У многих организаций среди таковых был и резерв в связи с предстоящим ремонтом основных средств.
С бухгалтерской отчетности 2011 г. вступило в силу ПБУ 8/2010, а ПБУ 8/01 утратило силу (п. п. 2 и 3 упомянутого Приказа Минфина России N 167н). Также с начала текущего года признан утратившим силу п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пп. 17 п. 1 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету). Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности 2011 г. по строке "Резервы предстоящих расходов" отражаются учитываемые на счете 96 суммы оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты.
В Приложении N 1 к ПБУ 8/2010 приведены Примеры анализа обстоятельств с целью признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства, в частности в связи с предстоящим ремонтом основных средств. Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать. Поэтому оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не принимается к бухгалтерскому учету (примеры 1, 2 Приложения, Письмо Минфина России от 13.04.2011 N 07-02-06/46).
При заполнении этой строки баланса используются данные о кредитовом сальдо на отчетную дату по счету 96 в части оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты.
Для обеспечения сопоставимости данных при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности в 2011 г. показатели графы 4 строки "Резервы предстоящих расходов" бухгалтерских балансов за 2010 и за 2009 гг. следует скорректировать. Поэтому в графах "на 31 декабря 2010 г." и "на 31 декабря 2009 г." надлежит привести суммы оценочных обязательств, которые были бы ею созданы на эти даты по правилам ПБУ 8/2010 (п. 10 ПБУ 4/99).
По строке "Доходы будущих периодов" отражаются доходы (в том числе прочие доходы), полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (п. 20 ПБУ 9/99).

Примечание. Пунктом 20 ПБУ 4/99 предлагается по группе статей "запасы" отражать информацию: о сырье, материалах и других аналогичных ценностях, затратах в незавершенном производстве, готовой продукции, товарах, расходах будущих периодов. В случае существенности показателя какой-либо из приведенных статей напрашивается ее приведение по отдельной строке.

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, до начала текущего года п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предписывалось отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как доходы будущих периодов.

Примечание. С начала текущего года утратил силу п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (пп. 19 п. 1 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету).

Нормативными правовыми документами по бухгалтерскому учету в качестве доходов будущих периодов предлагалось учитывать:
- бюджетные средства, предоставляемые коммерческим организациям в качестве государственной помощи, направляемые ими на финансирование расходов (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н);
- разницу между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества (п. 4 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15);
- рыночную стоимость безвозмездно поступившего объекта основных средств (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Примечание. В составе доходов будущих периодов показываются не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, которые учитываются в бухгалтерском учете на счете 86 "Целевое финансирование" (п. 20 ПБУ 13/2000).

Еще ряд доходов, которые следовало отражать в доходах будущих периодов, были приведены в Инструкции по применению плана счетов.
Инструкция по применению Плана счетов лишь устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются ПБУ, методическими указаниями и другими нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета (абз. 1 и 2 преамбулы к Инструкции по применению Плана счетов). План счетов в отличие от ПБУ является документом, не имеющим нормативно-правового характера (Письмо Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05). В связи с этим в бухгалтерской отчетности за 2011 г. обоснованным является отражение по строке "Доходы будущих периодов" только упомянутых выше сумм.
Данные суммы продолжают учитываться по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". Иные же учитывавшиеся на счете 98 суммы бухгалтерской записью от 31 декабря 2010 г. надлежало отнести на соответствующие счета учета расчетов или включить в доходы организации.
При заполнении этой строки бухгалтерского баланса используются данные о кредитовом сальдо по счету 98 и о кредитовом остатке по счету 86 (в части целевого бюджетного финансирования и средств целевого финансирования, полученных в виде грантов, технической помощи (содействия) и т.п.) на отчетную дату.
При составлении бухгалтерской отчетности в 2011 г. показатели графы 4 строки "Доходы будущих периодов" бухгалтерских балансов за 2010 и за 2009 гг. корректируются. Для обеспечения сопоставимости отчетных данных по строке "Доходы будущих периодов" на 31 декабря 2010 и 2009 гг. указываются только суммы субсидий, направленных на финансирование расходов, разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества, безвозмездно полученные основные средства. Если показатели указанной строки в балансах за 2010 и 2009 гг. включали и иные суммы, то эти суммы отражаются в бухгалтерском балансе за отчетные периоды 2011 г., например по строке "Кредиторская задолженность" либо по строке "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
В отчет о прибылях и убытках многим организациям придется вводить дополнительные строки. Эта обязанность вытекает из п. 18.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и п. 21.1 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и от 06.05.1999 N 33н соответственно). Напомним, первой из названных норм предусмотрено, что выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, в п. 21.1 ПБУ 10/99 закреплено, что в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Новые формы отчетности не являются рекомендуемыми. Из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных, что позволялось ранее Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, в силу п. 11 ПБУ 4/99 прочеркиваются.
Завершая "бухгалтерскую" часть отчетности, отметим, что Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н утверждено новое Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011). Оно применяется организациями (за исключением кредитных) в случаях, когда составление, представление или публикация такого отчета обязательны в силу требований законодательства. Другие организации могут добровольно принять решение о представлении или публикации указанного отчета.
Отчет о движении денежных средств входит в состав бухгалтерской отчетности (п. 3 Положения). В нем отражаются денежные потоки организации: платежи и поступления денежных средств и денежных эквивалентов, а также их остатки.
Денежные потоки организации отражаются в отчете о движении денежных средств с разделением на текущие, инвестиционные и финансовые (п. 14 ПБУ 23/2011). Величины потоков в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день поступления или осуществления платежа (п. 18 ПБУ 23/2011) (подробнее - см. комментарий в "720 часов", 2011, N N 5 и 6).
ПБУ 23/2011 вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г.

 

Налоги

 

Непрерывное совершенствование законодательной базы происходит и в налогообложении. В течение первого полугодия принято три Федеральных закона, внесших изменения во вторую часть НК РФ:
- от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";
- от 21.04.2011 N 70-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
- от 21.04.2011 N 77-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224 и 333.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С 27 апреля 2011 г. для некоторых индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования), снижены ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, приведенный в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ. К такой категории отнесены индивидуальные предприниматели, которые реализуют указанные уловы и продукцию, при условии если в общем их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%. Ставки в этом случае устанавливаются в размере 15% ставок сбора, предусмотренных указанными п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.
Законом N 77-ФЗ внесены изменения в ст. 224 НК РФ. Согласно им с 1 января 2011 г. по ставке НДФЛ 13% облагаются доходы, полученные от осуществления трудовой деятельности:
- участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- членами семей таких участников, которые переселились на постоянное место жительства в РФ.
Поэтому к данной категории плательщиков ставка НДФЛ в размере 13% применяется независимо от факта резидентства (подробнее - см. комментарий в "720 часов", 2011, N 6).
Законом N 23-ФЗ установлен новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно указанному Закону ст. 223 НК РФ дополнена новым п. 4, ст. ст. 271 и 273 НК РФ - новыми п. п. 4.3 и 2.3. Внесены дополнения также в пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
Теперь средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, согласно новому п. 4 ст. 223 НК РФ отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. При этом установлен срок для такого отражения - не более двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит величину признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, то разница между ними в полном объеме отражается в составе доходов данного налогового периода.
Такие же правила учета субсидий установлены для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы в виде ЕСХН и УСН (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Аналогичный порядок установлен и для организаций, применяющих общий режим налогообложения (п. 4.3 ст. 271 и 2.3 ст. 273 НК РФ), а также для субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачивающих ЕСХН (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ) и налог в связи с применением УСН (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме того, указанный порядок учета полученных субсидий применяется также налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом "доходы", при условии ведения ими учета полученных сумм финансовой поддержки.

Примечание. Организации - субъекты малого предпринимательства формируют промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном объеме форм. При этом в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках такие организации включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа N 66н).

Вместе с тем приведенный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет средств субсидий амортизируемого имущества. Если за счет средств финансовой поддержки приобретаются объекты амортизируемого имущества, то данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению объектов амортизируемого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Таким образом, установленное ограничение "не более двух налоговых периодов с даты получения субсидий" на такие случаи не распространяется.

Примечание. Денежные средства в виде субсидий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями, вплоть до 31 декабря 2010 г. на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" подлежали налогообложению в общеустановленном порядке.

Не исключено, что организация, применяющая общую систему налогообложения, которая приобрела за счет рассматриваемых субсидий основное средство, до момента окончания начисления амортизации решит ликвидировать данный объект. В этом случае она на дату ликвидации объекта во внереализационные расходы включает его остаточную стоимость (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Такую же сумму субсидии ей надлежит отразить во внереализационных доходах (ст. 250 НК РФ).
Закон N 23-ФЗ вступил в силу 11 марта 2011 г. При этом в соответствии с п. 2 ст. 2 этого Закона указанные изменения и дополнения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Таким образом, с начала текущего года организациями и индивидуальными предпринимателями применяется новый порядок учета доходов и расходов в отношении предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального или местного бюджета субсидий в соответствии с Законом N 209-ФЗ.
Не остаются без дела Минфин России и Минздравсоцразвития России, которым надлежит давать соответственно:
- письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ);
- разъяснения в целях единообразного применения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (п. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).
Во втором квартале ими неоднократно выпускались такие разъяснения. На некоторые из них хотелось бы обратить внимание.
Организации, имеющие обособленные подразделения, как известно, должны определить долю прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Из этой величины рассчитываются суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ). Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как среднее арифметическое двух величин: удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в этом же показателе в целом по организации и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения в соответствующем показателе по всей организации.
В Письме Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/201 уточнены основные средства, которые не участвуют в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества. Основываясь на положениях гл. 25 НК РФ, финансовое ведомство еще раз изложило тезис, приведенный в Письме от 14.03.2006 N 03-03-04/1/225: при расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества налогоплательщик вправе не учитывать остаточную стоимость:
- объектов, исключенных из состава амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ, и
- основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу.
Ранее финансовое ведомство отмечало, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. Поэтому при исчислении доли прибыли в расчет не включается стоимость нематериальных активов и капитальных вложений в арендованные объекты основных средств (Письмо Минфина России от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633).
Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых им не возмещается, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) (п. 1 ст. 258 НК РФ). При этом амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества.
Таким образом, арендатор вправе учитывать расходы в виде амортизации на сумму капитальных вложений, произведенных в форме неотделимых улучшений, на период действия договора аренды. По окончании срока договора аренды арендатор прекращает начисление амортизации по такому амортизируемому имуществу. В большинстве случаев срок полезного использования арендованного объекта превышает срок договора аренды. Поэтому часть стоимости капитальных вложений в виде неотделимых улучшений не будет самортизирована.
Если договор аренды будет пролонгирован, то арендатор, по мнению финансистов, может продолжить начисление амортизации в установленном порядке. Такая возможность появляется и в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя. Ведь тогда договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. При этом начисление амортизации по капитальным вложениям в арендованное имущество продолжается до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды (Письмо Минфина России от 03.05.2011 N 03-03-06/2/75).

Примечание. Если организация примет решение продать недоамортизированное основное средство, то на дату продажи в доходы включаются выручка от реализации основного средства и сумма субсидии, равная остаточной стоимости, в расходы же - только остаточная стоимость объекта. Следовательно, при продаже основного средства налог ей придется заплатить со всей выручки от реализации.

Финансисты еще раз напомнили, что НДС, указанный в счетах-фактурах, выставленных при оказании услуг индивидуальным предпринимателем:
- применяющим УСН и
- не исполняющим обязанностей плательщика указанного налога, предусмотренных ст. 174 НК РФ, а также
- не осуществляющим оказание услуг от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, -
к вычету у покупателя этих услуг не принимается (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126). Ранее указанная позиция была изложена и в Письме Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-11/456. ФНС России придерживается такой же позиции (Письмо от 06.05.2008 N 03-1-03/1925).
Однако арбитражные суды довольно часто принимают решения, которые не соответствуют точке зрения чиновников (Постановления ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10, ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2010 по делу N А29-6157/2009, ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2010 N Ф03-4365/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2010 по делу N А27-13811/2009, ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 по делу N А72-20146/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.10.2010 по делу N А32-2914/2010, ФАС Центрального округа от 17.06.2010 по делу N А64-7813/09, ФАС Уральского округа от 21.01.2010 N Ф09-11084/09-С2).

Примечание. Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, минфиновцы рекомендуют включать во внереализационные расходы в силу пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 07-02-06/48). Для учета таких потерь в целях налогообложения они должны быть документально подтверждены.

 

Страховые взносы

 

Некоторые организации и предприниматели, которые применяют УСН и осуществляют в качестве основного один из видов деятельности, перечисленных в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в текущем году вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу в общем размере 26%, из них в ПФР - 18% (п. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В то же время если выплаты производятся инвалидам I, II или III группы, то в 2011 г. применяется льготный тариф в общем размере 20,2%, из них в ПФР - 16% (п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. Минздравсоцразвития России в Письме от 18.03.2011 N 871-19 подтвердило возможность использования указанными "упрощенцами" при исчислении страховых взносов с выплат инвалидам I, II или III группы более низких тарифов, установленных п. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

При оформлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н) "упрощенцы" заполняют разд. 3 и 4 (подраздел 4.4).
Раздел 3 расчета (строки 300 - 344) заполняется ими по выплатам работникам - инвалидам I, II и III групп.
В подразделе 4.4 разд. 4 они указывают долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов. Код ОКВЭД указывается в титульном листе расчета.
Расчет по форме 4-ФСС за I полугодие 2011 г., как было сказано выше, страхователям надлежит представить до 15 июля. Данный расчет содержит разделы для заполнения по двум видам обязательного социального страхования:
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (разд. I расчета);
- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (разд. II расчета).
При этом по каждому виду обязательного социального страхования предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок отчетности (то есть разд. I и II расчета) в виде штрафа, определяемого за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (ст. 46 Закона N 212-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
При определении суммы штрафа по тому или иному виду страхования применяется различная база для исчисления - подлежащие уплате (доплате) суммы страховых взносов. В случае непредставления рассматриваемого расчета Минздравсоцразвития России подтвердило правомерность действий территориальных органов ФСС РФ, которые в этом случае применяют к страхователям как ст. 46 Закона N 212-ФЗ, так и ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Следовательно, плательщики привлекаются к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19).
При этом при расчете штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, должна учитываться сумма страховых взносов за последний отчетный период, уменьшенная на соответствующую величину расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенных страхователем за последний отчетный период.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 24.03.2011 N 59п внесены изменения в Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п). Так, при сдаче реестра по форме СЗВ-6-2 за I полугодие 2011 г. его надлежит формировать из количества не более 200 застрахованных лиц (п. 72 Инструкции). Ранее число застрахованных лиц не должно было превышать 32 000.
Напомним, что форму СЗВ-6-2 страхователи подают в территориальные органы ПФР на работников, имеющих в отчетном периоде один период стажа без льготных составляющих и дополнительных сведений.
Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2), утверждена в новой редакции. В форме АДВ-6-2 отражаются все платежи, произведенные страхователем в адрес ПФР. Ею сопровождаются пачки документов по формам АДВ-6-3, СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 (п. п. 68 и 69 Инструкции).
Кроме этого, обновились классификаторы, используемые при заполнении сведений.
Число документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. упомянутым Постановлением Правления ПФР N 192п) возросло за счет дополнения их новыми формами:
- сведениями о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (СЗВ-6-3);
- описью документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (АДВ-6-4).
Формы СЗВ-6-3 представляются страхователями один раз в год в отчетный период за календарный год. Сопровождаются они формой АДВ-6-4 (п. 73 Инструкции).
К сведению страхователей, Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов. Отметим, что в указанных Рекомендациях отсутствует упоминание о проведении совместных проверок с работниками ФСС РФ. Хотя п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ предписывается территориальным органам ПФР и ФСС РФ осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Ну и в заключение отметим, что с 27 июля текущего года вступают в силу Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Правила, в частности, устанавливают форму транспортной накладной и порядок ее заполнения. Напомним, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. По общему правилу ее обязан выписать грузоотправитель (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются Правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Закона N 259-ФЗ). И вот по прошествии более трех с половиной лет такие Правила начинают действовать.
Транспортная накладная, согласно п. 9 Правил, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Данный документ необходимо оформить в трех экземплярах - по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Если для перевозки используется несколько автомобилей, то транспортные накладные составляются в количестве, соответствующем количеству автомобилей (п. 10 Правил). Документ подписывается грузоотправителем и перевозчиком, а также заверяется их печатями (п. 9 Правил).





Статьи по теме: