Главная - Статьи

Организация операционной работы с платежными терминалами

 

Рынок терминальных платежей в России растет в противовес кризису. При этом снижается доля платежей по оплате услуг сотовых операторов связи, а наибольший прирост показывают платежи по погашению кредитов, а также платежи за жилищно-коммунальные услуги. В связи с принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" у многих банков появился интерес к рынку платежных терминалов и они начали их устанавливать, а у сотрудников кредитных организаций возникло множество вопросов по организации операционной работы при проведении платежей через терминалы.

Лидеры рынка платежей на протяжении последнего времени не меняются: ОСМП, Киберплат, Евросеть, Элекснет и др. При этом растет доля платежей, принимаемых банками в платежных терминалах. Банки покупают действующие терминальные сети и развивают собственные сети терминалов. Достаточно вспомнить покупку банком "Русский Стандарт" сети терминалов компании "Евросеть". Всего банк купил более 2 тыс. терминалов. Сумму сделки, которая была закрыта 30 апреля т.г., стороны не разглашают, однако представитель Евросети Ульяна Смольская сообщила, что ритейлер получил за терминалы 25 - 40 млн руб. Таким образом, в один момент Русский Стандарт стал не только лидером в потребительском кредитовании, но и одним из лидеров в бизнесе платежных терминалов. В связи с вступлением в силу требований Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и необходимостью фискализации терминалов, не принадлежащих банкам, с 1 апреля 2010 г. позиции банков начали усиливаться. Отсутствие фискальных регистраторов на терминалах банков позволит им экономить около 30 тыс. руб. при покупке терминала и 15 - 20 тыс. руб. в год за обслуживание фискального регистратора. Для сетей из сотен и тысяч терминалов - это достаточно существенные суммы. В статье приведены рекомендации по организации порядка приема платежей физических лиц - резидентов и нерезидентов в рублях РФ без открытия счета (далее - платежи) в пользу юридических лиц - резидентов, а также в пользу предпринимателей без образования юридического лица (далее - организации), производимых без открытия счета физическими лицами - переводоотправителями счетов путем внесения соответствующих сумм наличными в платежные терминалы банка.

 

Учет и оформление платежей через терминалы банка

 

Прием наличных денежных средств и оформление платежей осуществляются в платежных терминалах банка. Взаиморасчеты с получателями производятся соответствующим подразделением головного офиса для централизации работы с платежными терминалами. За кассовое обслуживание терминалов и замену расходных материалов ответственно внутреннее структурное подразделение банка, на территории которого установлен платежный терминал. При установке терминала вне внутреннего структурного подразделения банка инкассацию и замену расходных материалов осуществляет подразделение инкассации банка.
При приеме платежей взимается комиссия с плательщика, а также, если это предусмотрено условиями договора, комиссия с получателя платежа.
Учет расчетов ведется на лицевых счетах "Переводы физических лиц без открытия банковских счетов с использованием платежного терминала N __" балансового счета 40911 "Транзитные счета". Лицевые счета открываются в разрезе терминалов и (или) получателей платежей.
Плата, взимаемая с физических лиц, удерживается в момент получения электронного реестра о принятых платежах в терминалах и отражается затем на отдельном лицевом счете балансового счета 70601 "Доходы", при этом для каждого терминала открывается отдельный лицевой счет. Плата, которую надлежит взимать с получателя платежа, взимается в подразделении, осуществляющем взаиморасчеты с организацией, в момент платежа в пользу организации или в период, установленный условиями договора между банком и получателем платежа, и отражается на отдельном лицевом счете балансового счета 70601 "Доходы".

 

Извлечение денежных средств

 

Учет наличных денежных средств, принимаемых в платежный терминал, производится на счете 20208 "Денежные средства в банкоматах". Перед проведением инкассации платежного терминала ответственный сотрудник печатает чек о фактическом остатке наличных денежных средств в платежном терминале. После извлечения наличных денежных средств из кассеты платежного терминала следует обнулить счетчики приема купюр. Не допускается частичная инкассация платежного терминала, выгрузка денежных средств должна производиться полностью. Извлеченные из платежного терминала денежные средства вместе с чеком об остатке денежных средств сдаются в кассу банка (внутреннего структурного подразделения) для пересчета. Пересчитанные денежные средства приходуются на основании кассового ордера в кассу банка (внутреннего структурного подразделения). На основании приходного кассового ордера формируется проводка:
Дт 20202 "Касса кредитных организаций" - на сумму денежных средств, изъятых из терминала
Кт 20208 "Денежные средства в банкоматах".

 

Взаиморасчеты с получателями

 

На основании электронных реестров, полученных от процессингового центра, осуществляются взаиморасчеты с организациями и формируются реестры сумм к переводу в пользу организаций по организациям и датам перевода. Перевод платежей в пользу организаций, с которыми заключены договоры, производится в сроки согласно условиям соответствующих договоров, а по формам, установленным соответствующими договорами, формируются реестры сумм к переводу. В дни платежей в соответствии с реестром ответственное подразделение банка формирует платежное поручение в пользу организации и производит исполнение указанного поручения в установленном порядке. При этом совершаются следующие проводки:
Дт 20208 "Денежные средства в банкоматах" - на сумму принятых от клиента денежных средств (на общую сумму за день)
Кт 40911 "Транзитные счета";
Дт 40911 "Транзитные счета" - на сумму платежей за вычетом платы, взимаемой с клиента и (или) организации
Кт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" (расчетный (текущий, бюджетный) счет организации);
Дт 40911 "Транзитные счета" - на сумму платы, взимаемой с клиента
Кт 70601 "Доходы".
Одновременно при наличии соответствующего условия в заключенном договоре формируется мемориальный ордер на сумму платы, взимаемой с организации, и совершается следующая проводка:
Дт 40911 "Транзитные счета" - на сумму платы, взимаемой с организации
Кт 70601 "Доходы".
Ответственное подразделение банка направляет организациям, с которыми заключены договоры, реестры в электронной и (или) бумажной формах в сроки и порядке, предусмотренными договорами. Если условиями договора с организациями предусмотрено перечисление комиссии по договору по итогам отчетного периода, то ответственное подразделение банка формирует требование (счет) на перечисление указанной комиссии в период, установленный договором. При этом формируются проводки:
- в случае отсутствия НДС:
Дт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" (расчетный (текущий, бюджетный) счет организации) - на сумму комиссии по договору
Кт 70601 "Доходы";
- в случае наличия НДС:
Дт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" (расчетный (текущий, бюджетный) счет организации) - на сумму комиссии по договору
Кт 47422 "Обязательства по прочим операциям";
Дт 47422 "Обязательства по прочим операциям" - на сумму комиссии без НДС
Кт 70601 "Доходы";
Дт 47422 "Обязательства по прочим операциям" - на сумму НДС
Кт 60309 "Налог на добавленную стоимость полученный".

 

Технический мониторинг, ремонтные работы

 

Ответственный сотрудник банка осуществляет контроль за состоянием терминала и анализирует информацию об остатках денежной наличности в терминале. В случае появления информации о технических неисправностях в терминале или о его временном отключении ответственный сотрудник принимает меры по устранению проблем. Если для устранения неисправности требуется проведение работ в месте установки терминала, ответственный сотрудник по телефону сообщает о данном факте ответственному сотруднику внутреннего структурного подразделения, который отвечает за обслуживание терминала. Ответственный сотрудник внутреннего структурного подразделения немедленно прибывает к терминалу для выяснения причин неисправности и возможности их устранения собственными силами.
Если выявленные неисправности не требуют привлечения технических специалистов, ответственный сотрудник внутреннего структурного подразделения самостоятельно осуществляет их устранение (например, переключение модемов, перегрузку компьютера, смену лент системного и чекового принтеров). Если выясняется, что есть необходимость проведения ремонтных работ специалистом обслуживающей фирмы, то ответственный сотрудник внутреннего структурного подразделения немедленно информирует об этом технических специалистов. Если для выполнения работ требуется проведение каких-либо операций с приемной кассетой терминала, то производится сдача наличности из терминала.
После проведения ремонтных или профилактических работ технический специалист и ответственный сотрудник внутреннего структурного подразделения составляют акт в одном экземпляре, в котором указываются:
- адрес терминала;
- описание возникших неисправностей;
- перечень проведенных работ;
- информация о дате и времени проведения работ.

 

Разбор фактов несоответствия

 

При обнаружении несоответствия суммы по чеку остатка денежных средств с фактическим остатком в кассете оформляется Акт по форме 0402145 (Положение ЦБ РФ от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П)). Ответственное подразделение исследует причины возникновения несоответствия и составляет заключение, в котором указываются факты, причины и способы возмещения денежных средств. Если обнаружена недостача в выгруженной кассете терминала, а целостность пломб на кассете и инкассаторских сумках в ходе транспортировки не была нарушена, проводится служебное расследование, по результатам которого принимается соответствующее решение. При выявлении неплатежных, сомнительных денежных знаков банк организует работу в соответствии с гл. 16 Положения N 318-П. Если при перерасчете выгруженной из кассеты терминала денежной наличности обнаруживается излишек, проверяются электронные реестры от момента очередной инкассации до текущей выгрузки. Если обнаруживается операция, по которой не были перечислены денежные средства получателю, ответственное подразделение банка выполняет комплекс мероприятий по их зачислению. Если определить получателя не представляется возможным, данная сумма излишка перечисляется в доход банка. В случае обращения клиента за возмещением данной суммы ему необходимо составить заявление произвольной формы, на основании которого указанная сумма должна быть перечислена на его счет.

Примечание. На сомнительные либо имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России кассовый работник составляет справку 0402159 в двух экземплярах. В этой справке отражаются реквизиты каждого такого сомнительного денежного знака: номинал, год образца, серия и номер.

При обнаружении нарушения пломб или повреждения самой кассеты с денежной наличностью проводится служебное расследование. Факт проведения расследования оформляется соответствующим актом. При обнаружении следов взлома терминала или подозрении в несанкционированном изъятии денежных средств кассовые и (или) инкассаторские работники обязаны: прекратить проведение инкассации; вызвать органы внутренних дел; известить о происшествии руководство подразделения и службу безопасности банка.
При наличии в месте расположения терминала представителя охранной организации, заключившей договор с банком, он обеспечивает охрану места происшествия до прибытия милиции. При обнаружении повреждений кассеты терминала, делающих невозможным ее изъятие, инкассация терминала не производится. О данном факте кассовый работник оперативно сообщает в ответственное подразделение банка. Инкассация терминала, имеющего неисправности, производится в присутствии техника и сотрудника службы режима.
Претензии клиентов рекомендуется рассматривать на основании заявления в течение трех рабочих дней с момента его подачи. Результаты рассмотрения оформляются актом произвольной формы. Все материалы расследования хранятся в ответственном подразделении банка в течение трех лет, после чего уничтожаются. Если факт неперечисления денежных средств не подтверждается, плательщику дается письменный обоснованный отказ, если же подтверждается - ответственное подразделение банка оформляет заключение о необходимости возврата средств держателю. Заключение является основанием для возврата средств плательщику.





Статьи по теме: