Главная - Статьи

Обязательный аудит автономных учреждений

 

Правовые основы обязательного аудита

 

При проведении аудита за 2009 г. руководители автономных учреждений должны знать, во-первых, какими документами регламентируется обязанность подтверждения финансовой отчетности аудиторским заключением, и во-вторых, каковы требования к аудиторской организации (индивидуальному аудитору) с точки зрения их соответствия поставленной задаче. Законодательные основы аудиторской деятельности заложены в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон "Об аудиторской деятельности"). Законом "Об аудиторской деятельности" установлены критерии, по которым организации подлежат обязательному аудиту. Отметим сразу, что АУ отсутствуют в перечне организаций, подлежащих обязательному аудиту. Поэтому в отношении АУ для определения критерия обязательного аудита применимы два показателя:

1) предел по выручке;

2) предел по стоимости активов.

Примечание. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка финансовой отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона "Об аудиторской деятельности"). В 2010 г., определяя обязательность аудита за 2009 г., сравнивают финансовые показатели АУ за 2008 г. с предельно установленными законом нормами.

Кроме вышеуказанных финансовых критериев Закон "Об аудиторской деятельности" в вопросах обязательного аудита отсылает руководителей к положениям других законодательных актов. В нашем случае нужно обратиться к Федеральному закону от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", где есть упоминание об аудиторском заключении в следующих аспектах:

1) на АУ возложена обязанность обеспечения открытости и доступности ряда документов, в числе которых аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения (ч. 13 ст. 2 Закона "Об автономных учреждениях");

2) предусмотрено, что в компетенцию наблюдательного совета включены вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации (п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона "Об автономных учреждениях").

Примечание. Жесткое требование о проведении обязательного аудита АУ в законе отсутствует, вышеуказанные нормы можно трактовать так, что они действуют в случаях, когда АУ подпадает под обязательный аудит по критериям финансовых показателей.

И еще один законодательный акт по интересующему нас вопросу, распространяющий свое действие на АУ, - это Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 13 которого предусмотрен состав бухгалтерской отчетности. Наряду с финансовой отчетностью для организаций, подлежащих обязательному аудиту, в состав годового отчета входит аудиторское заключение. Срок представления годовой отчетности - в течение 90 дней по окончании года, то есть для отчета за 2009 г. последний день сдачи - 31 марта 2010 г.

В соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2010 г. отменено лицензирование и введено обязательное членство аудиторов в саморегулируемых организациях. Это положение означает, что начиная с 2010 г. аудиторская организация (индивидуальный аудитор), не вступившая ни в одну из саморегулируемых организаций, не вправе проводить обязательный аудит финансовой отчетности. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов ведет Минфин, ознакомиться с реестром можно на официальном сайте Министерства.

В своей деятельности аудиторы обязаны руководствоваться Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Как правило, ключевые моменты этих стандартов включаются в условия договора на проведение обязательного аудита.

 

Заключение договора на проведение аудита

 

Решение о необходимости проведения аудита и об утверждении аудитора принимается наблюдательным советом АУ. Аудиторская организация или аудитор должны быть членами саморегулируемой организации. Руководству АУ требуется подготовиться к этому решению: определить список потенциальных аудиторов, сумму договора, плановые сроки проверки. Если учредителем АУ выступает государственный орган, применяется ч. 4 ст. 5 Закона "Об аудиторской деятельности": договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для обеспечения независимости требуется соблюдение ряда требований: запрещено совмещение должностей одним лицом в аудиторской организации и в проверяемом АУ; не должно быть родственных связей между руководящими сотрудниками аудиторской организации и АУ; к аудиту не может быть привлечено лицо, осуществляющее ведение или восстановление бухучета. То есть должны быть исключены отношения, потенциально опасные конфликтом интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона "Об аудиторской деятельности" при проведении аудита аудируемое лицо обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудитором документах сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их представлении.

Проверяемая организация имеет право на возмещение убытков, если они причинены аудитором. Раньше (до вступления в силу Закона "Об аудиторской деятельности") финансовое обеспечение возмещения убытков осуществлялось через механизм страхования ответственности при проведении обязательного аудита. В настоящее время для этих целей саморегулируемыми организациями аудиторов за счет вклада их участников создаются компенсационные фонды.

Следует отметить, что согласно действующему законодательству в течение I квартала надо не только подготовить годовую бухгалтерскую отчетность, но и проаудировать ее. Это резко увеличивает нагрузку на аудиторов, которым буквально за месяц - два надо осилить практически годовой объем работы. Организациям, не оформившим свои отношения с аудитором раньше, трудно успеть с представлением аудиторского заключения в установленный срок. Поэтому договор на аудиторскую проверку подписывается заранее. В этом случае в качестве первого этапа работ осуществляется проверка по итогам девяти месяцев аудируемого года. В результате в I квартале времени на проверку затрачивается значительно меньше, что позволяет представить аудиторское заключение в срок.

 

Аудиторское заключение

 

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Закона "Об аудиторской деятельности").

Самым главным в аудиторском заключении является мнение аудитора о достоверности отчетности.

Аудитор может выразить следующие мнения о достоверности отчетности:

1) безоговорочное положительное мнение;

2) положительное мнение с указанием факторов, к которым следует привлечь внимание пользователей;

3) мнение с оговоркой: невозможно выразить безоговорочное положительное заключение, но влияние разногласий с руководством не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения;

4) отказ от выражения мнения - ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) отрицательное мнение - влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Последние два случая носят ограниченный характер и связаны, как правило, с выполнением требований законодательства РФ, так как аудитор на договорной основе с проверяемой организацией просто откажется проводить аудит. А такое право - отказаться от проведения аудита или от выражения мнения - аудиторам дано Законом "Об аудиторской деятельности" (п. 4 ч. 1 ст. 13).

Важна дата аудиторского заключения, так как она ориентирует пользователей на то, что по состоянию на указанную дату аудитор учел произошедшие изменения в финансовом положении проверяемой организации, и эти изменения не повлияли на его мнение о достоверности отчетности.

 

Ответственность за отсутствие обязательного аудита

 

Прямая ответственность за непроведение обязательного аудита в законодательстве отсутствует. Однако на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность представления в налоговые органы отчетности, составленной в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете". Поэтому АУ, подпадающие под критерии обязательного аудита, могут оштрафовать согласно п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, предусмотренных кодексом, на сумму 50 руб.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на руководителя АУ может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб.

Примечание. В настоящее время применяемые санкции за непроведение обязательного аудита очень незначительны, и решение о проведении будет, скорее, "политическим".

Крупному автономному учреждению несолидно не иметь проаудированной отчетности. А вот мелкие АУ, для которых сама сумма вознаграждения аудитору за проведение проверки составляет один порядок с суммой доходов от коммерческой деятельности, могут пока решить "сэкономить".

И в заключение об обозначившихся ближайших перспективах в области аудита. Комитет Государственной Думы РФ по собственности планирует внести в Госдуму законопроект об изменении финансовых показателей организаций, подлежащих обязательному аудиту. Предлагается освободить от обязательного аудита организации с выручкой до 400 млн руб. в год и суммой активов до 160 млн руб. Цель этой законодательной инициативы - снизить бремя расходов организаций, финансовое положение которых может быть заметно ухудшено расходами на аудиторскую проверку.





Статьи по теме: