Главная - Статьи

Нулевая отчетность при отсутствии деятельности: налоговая, бухгалтерская, страховые взносы

По завершении календарного года организациям надлежит сформировать бухгалтерскую отчетность, отчетность по налогам и страховым взносам. Это касается всех субъектов, в том числе и тех, кто за этот период не получал доходов в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных доходов, а также не понес никаких расходов. К отсутствию операций в учете у организации, не первый год ведущей предпринимательскую деятельность, могло привести возникновение финансовых трудностей, во вновь же образованных компаниях таковое в большинстве случаев связано с началом ее деятельности.

Но независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности у всех организаций-налогоплательщиков сохраняется обязанность по представлению бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в налоговый орган независимо от того, существуют ли в данном налоговом периоде облагаемая база и сумма налога к уплате в бюджет или нет. В Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 499-О-О указано, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному налогу обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом налоге, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведется и, соответственно, прибыль не извлекается, по мнению высших судей, должен представить в налоговый орган соответствующие документы.
Организации также являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. И это их обязывает представлять в территориальные отделения ПФР и ФСС РФ соответствующие расчеты по страховым взносам.

Налоговая отчетность

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, если иное не предусмотрено данным законодательством (п. п. 1 и 6 ст. 80 НК РФ).
Организации согласно п. 1 ст. 143 НК РФ являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Объектом обложения по НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговые декларации по НДС организация обязана представить в налоговую инспекцию независимо от того, есть ли у нее соответствующий объект налогообложения или же он отсутствует. Минфин России в Письме от 24.12.2009 N 03-02-07/1-561 уточнил, что гл. 21 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговой декларации в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).

При неведении предпринимательской деятельности в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) включаются титульный лист и разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика", поскольку разд. 2 - 7, а также Приложения к разд. 3 декларации заполняются лишь при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций (абз. 2 и 3 п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 104н).

Для подстраховки в декларацию можно включить и разд. 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации", проставив по его строкам прочерки.

При аренде организацией федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества она признается налоговым агентом по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). В случае если организация признается налоговым агентом и в налоговом периоде ею осуществляются только операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, при оформлении декларации ей надлежит заполнить титульный лист, разд. 1 и 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента". По строкам разд. 1 при этом проставляются прочерки (абз. 8 и 9 п. 3 Порядка).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ). Исходя из этого налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. организациям, не осуществляющим предпринимательскую деятельность в этом квартале, надлежит представить до 20 января (включительно) 2013 г.

Налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза (утв. Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н) обязаны представлять организации, которые обладают правом собственности на импортированные с территории другого государства - члена Таможенного союза товары или к которым переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) и на которые возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам) (п. 1 Порядка заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 69, п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе"), указанный Протокол принят в соответствии со ст. 4 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.

Если в отчетном месяце налогоплательщиком не осуществлялось принятие на учет импортированных товаров, а также в отчетном месяце у налогоплательщика не наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга), то декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (абз. 5 п. 1 упомянутого Порядка).

Российские организации в силу п. 1 ст. 246 НК РФ являются плательщиками налога на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

К доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ). Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. ст. 249 и 250 НК РФ, соответственно, с учетом положений гл. 25 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@) по истечении каждого отчетного (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ)) и налогового (календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ)) периода (п. 1 ст. 289 НК РФ).

В упомянутом Письме Минфина России N 03-02-07/1-561 также подчеркнуто, что гл. 25 НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков-организаций от представления в налоговые органы налоговой декларации в случаях, когда организации не осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Следовательно, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2012 г. организации, в том числе и не осуществляющие в этом налоговом периоде предпринимательскую деятельность, должны представить не позднее 28 марта 2013 г.

При ее представлении в налоговую инспекцию обязательными для всех налогоплательщиков являются (п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. упомянутым Приказом ФНС России N ММВ-7-3/174@):

  • титульный лист;
  • подраздел 1.1 "для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль организаций" разд. 1;
  • лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций";
  • Приложение N 1 к листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы";
  • Приложение N 2 к листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам".

Подраздел 1.2 "для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи" разд. 1 налогоплательщиками, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода, в этом случае в декларацию не включается, поскольку он заполняется лишь при оформлении декларации за отчетные периоды.

Подраздел 1.3 разд. 1, Приложения N N 3, 4 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, Приложение к налоговой декларации включаются в состав декларации, только если имеются доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных листах, приложениях и подразделе, осуществляются операции с ценными бумагами, в состав организации входит хотя бы одно обособленное подразделение.

То, что отсутствие у организации по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате по НДС и налогу на прибыль само по себе не освобождает ее от обязанности представления соответствующей налоговой декларации за данный налоговый период, указано и в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

Организации признаются плательщиками налога на имущество организаций, если они имеют имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (ст. 373 НК РФ). Для российских организаций объектами обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

  • переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление;
  • внесенное в совместную деятельность;
  • полученное по концессионному соглашению, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) по истечении (п. 1 ст. 386 НК РФ):

  • каждого отчетного периода (первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ)) - налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу;
  • налогового периода (календарного года (п. 1 ст. 379 НК РФ)) - налоговую декларацию по налогу (Приложения N N 1 и 4 к Приказу ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895).

При отсутствии объектов основных средств на балансе у организации она не признается плательщиком налога на имущество организаций. Поэтому у нее не возникает обязанности по представлению в налоговую инспекцию налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по налогу на имущество.

Если на учете в организации имеется хотя бы один объект основных средств и даже полностью самортизированный, то указанная обязанность за ней сохраняется. При представлении налоговой декларации по налогу на имущество ей в этом случае необходимо заполнить: титульный лист, разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" и разд. 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" (п. 1.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утв. упомянутым Приказом ФНС России N ММВ-7-11/895).

Налоговая декларация по налогу на имущество по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Исходя из этого организациям, являющимся плательщиками этого налога, налоговую декларацию за 2012 г. надлежит представить до 30 марта (включительно) 2013 г.

Для организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, законодателем установлена возможность представления единой (упрощенной) налоговой декларации. Для этого необходимо, чтобы у налогоплательщика одновременно выполнялись следующие условия (п. 2 ст. 80 НК РФ):

  • не осуществлялись операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках и в кассе организации;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых он признается.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Данная декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (подробнее см. статью "Заполняем упрощенную декларацию" в ПБУ N 9, 2012).

При отсутствии объекта обложения по транспортному налогу, земельному налогу, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес и водному налогу обязанности по представлению соответствующих налоговых деклараций в налоговую инспекцию у организации не возникает (подробнее см. упомянутую статью "Заполняем упрощенную декларацию"). Представление налоговой декларации плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов гл. 25.1 НК РФ не предусмотрено.

Это означает, что воспользоваться единой (упрощенной) налоговой декларацией организация может при отсутствии объектов обложения по НДС и налогу на прибыль при условии, что у нее в налоговом периоде не было движения денежных средств на счетах и в кассе.

Если же у организации отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях, но при этом были осуществлены операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется (Письмо Минфина России от 05.07.2012 N 03-07-15/69).

Не исключена вероятность, что после представления единой (упрощенной) налоговой декларации организация обнаружит наличие объектов налогообложения по НДС и (или) налогу на прибыль. В этом случае у нее возникает обязанность внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Следовательно, ей необходимо подать за те же налоговые периоды налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль. Такие декларации, по мнению финансистов, как раз и будут являться уточненными (Письмо Минфина России от 08.10.2012 N 03-02-07/1-243).

Организации, применяющие ЕСХН, УСН или ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и НДС (за некоторым исключением). Иные налоги ими уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

По налогам, по которым спецрежимщики освобождены, налоговые декларации ими в налоговые органы не подлежат представлению (при ЕНВД - по налогам в части деятельности и имущества, используемого для осуществления такой деятельности) (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются в том числе и организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целях гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%. К сельскохозяйственной продукции при этом относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов) (п. 2 ст. 346.2 НК РФ, Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458).

Организации, применяющие ЕСХН, по истечении налогового периода - календарного года (п. 1 ст. 346.7 НК РФ) обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом (ст. 346.10 НК РФ).

В общем случае в налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу (утв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н) включаются титульный лист, разд. 1 "Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" и разд. 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога". Раздел 2.1 "Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период" включается в декларацию, если организация переносит на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка (п. 6.1 Порядка заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу, утв. упомянутым Приказом Минфина России N 57н).

Если в течение календарного года у организации - плательщика ЕСХН не было доходов, то она считается утратившей право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала этого года, поскольку не соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ. И в этом случае организация должна исчислять налоги за календарный год в соответствии с общим режимом налогообложения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Исходя из этого у нее возникает обязанность по представлению как минимум налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль.

Организации, применяющие ЕНВД, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@) обязаны представить в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Налоговым же периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

На взгляд контролирующих органов, налоговые декларации плательщикам ЕНВД надлежит подавать даже за те налоговые периоды, когда фактически деятельность, переведенная на уплату этого налога, не осуществлялась (была приостановлена). В такой ситуации "вмененщик", по мнению финансистов, обязан помимо представления декларации вплоть до снятия его с налогового учета в качестве плательщика ЕНВД также и уплачивать налог (Письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-11-11/135, от 14.09.2009 N 03-11-06/3/233). Обосновывают они это тем, что приостановление деятельности не освобождает налогоплательщика от уплаты налога, а сумма налога не зависит от размера фактически полученного дохода.

Налоговое законодательство, на взгляд чиновников, не предусматривает для плательщиков ЕНВД представление "нулевых" деклараций (Письма Минфина России от 12.05.2012 N 03-11-11/155, от 06.03.2012 N 03-11-11/69, ФНС России от 10.10.2011 N ЕД-4-3/16690@).

"Упрощенцы"-организации по истечении налогового периода - календарного года (п. 1 ст. 346.19 НК РФ) обязаны представить налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При представлении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н), ими заполняются: титульный лист, разд. 1 "Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" и разд. 2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога".

Объектом обложения у "упрощенцев" могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Доходы при этом исчисляются как совокупность (п. 1 ст. 346.15 НК РФ):

  • доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ;
  • внереализационных доходов, определяемых согласно ст. 250 НК РФ.

Перечень же расходов, которые могут быть учтены при этом специальном режиме налогообложения, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Руководство ФНС России в Письме от 08.08.2011 N АС-4-3/1284@ пояснило, что по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, организации, не осуществляющие операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этому налогу объекта налогообложения, вправе представить единую (упрощенную) налоговую декларацию за налоговый период - календарный год.

За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации на организацию в силу п. 1 ст. 119 НК РФ может быть наложен штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. При непредставлении же нулевой налоговой декларации фискалы штрафуют на минимально возможную сумму - 1000 руб.

Помимо этого за данное деяние на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Организации, осуществляющие начисление и выплату доходов физическим лицам, обязаны исчислить, удержать с этих доходов НДФЛ и уплатить сумму налога в бюджет. Они в этом случае признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ). По окончании налогового периода - календарного года (ст. 216 НК РФ) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего года и суммах, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период. Для этого ими используется справка о доходах физического лица за 20_ год (форма 2-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@). И представить такие справки организации должны не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (п. 2 ст. 230 НК РФ).

За просрочку представления справок 2-НДФЛ организация может быть привлечена к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый документ, который должен был быть представлен в соответствии с налоговым законодательством, но своевременно не подан.

Если организация в течение года не осуществляла выплат физическим лицам, то налоговым агентом в этом периоде она не являлась. Следовательно, у нее не возникает обязанности по представлению вышеуказанных сведений.

Отчетность по страховым взносам

Организации, осуществляющие начисления физическим лицам выплат и иных вознаграждений в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в силу пп. 1 "а" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Плательщики страховых взносов по окончании календарного года обязаны представить:

  • расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 216н);
  • расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н).

Форма 4-ФСС по итогам года должна быть представлена в территориальное отделение ФСС РФ не позднее 15 января следующего года, форма РСВ-1 ПФР - в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ не позднее 15 февраля следующего года (п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

При оформлении расчета 4-ФСС все организации включают в него (п. 2 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утв. упомянутым Приказом Минздравсоцразвития России N 216н):

  • титульный лист;
  • таблицы 1 "Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и 3 "Расчет базы для начисления страховых взносов" разд. I "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам";
  • таблицы 6 "База для начисления страховых взносов" и 7 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разд. II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения".

При представлении расчета РСВ-1 ПФР всеми плательщиками, состоящими на регистрационном учете в территориальном отделении ПФР, заполняются титульный лист, разд. 1 "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам" и 2 "Расчет страховых взносов по тарифу" (п. 3 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утв. упомянутым Приказом Минздравсоцразвития России N 232н).

Как видим, Порядки заполнения обоих расчетов не предусматривают возможности их непредставления в случае неначисления выплат и вознаграждений физическим лицам в течение расчетного (календарный год) и отчетных (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год) периодов (ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Не предусматривает исключений в порядке представления отчетности для организаций, не осуществляющих деятельность, и действующее законодательство о страховых взносах.

Непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, уплачиваемым в ПФР и ФСС РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 46 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Расчет 4-ФСС представляет собой отчетность сразу по двум видам социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанность по представлению в территориальные отделения ФСС РФ расчета по второму виду социального страхования предусмотрена Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

При определении суммы штрафа по тому или иному виду страхования применяется различная база для исчисления - подлежащие уплате (доплате) суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Минздравсоцразвития России в Письме от 22.02.2011 N 507-19 разъяснило, что при непредставлении расчета территориальные отделения фонда вправе применять как ст. 46 Закона N 212-ФЗ, так и ст. 19 Закона N 125-ФЗ. С учетом этого плательщики привлекаются к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования. Такой же вывод содержится и в Письме ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328.

Отметим, что штрафные санкции за непредставление отчетности в установленный срок согласно Закону N 125-ФЗ зависят от срока опоздания ее подачи. При представлении отчетности в пределах 180 календарных дней по истечении установленного срока страховщиком может быть взыскан штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если же отчетность будет представлена после 181-го дня, то штрафные санкции возрастают: к указанным 30% добавляется 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. Минимальный штраф в этом случае составляет 1000 руб. (абз. 6 и 7 ст. 19 Закона N 125-ФЗ).

Таким образом, при неподаче "нулевого" расчета 4-ФСС в срок на организации территориальным отделением фонда может быть наложен штраф в размере:

  • 1100 руб. (1000 + 100), если отчетность будет представлена в пределах 180 календарных дней по истечении установленного срока;
  • 2000 руб. (1000 + 1000) - при ее подаче после указанных 180 календарных дней.

Одновременно с расчетом РСВ-1 ПФР организация должна представлять в Пенсионный фонд РФ сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В них по каждому застрахованному работнику должны содержаться, в частности, данные о периоде деятельности, суммах начисленных и уплаченных страховых взносов, а также общие их величины по всем застрахованным лицам (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п) предписывает использовать для этого формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-2, АДВ-6-3 (п. п. 68 - 72 Инструкции).

К представляемому расчету РСВ-1 ПФР за календарный год прикладываются индивидуальные сведения за IV квартал этого года (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ), а также сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица по форме СЗВ-6-3 за календарный год (п. 73 Инструкции). Последняя форма сопровождается описью документов, содержащих сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (форма АДВ-6-4).

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Штрафы при этом взыскиваются органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Президиум ВАС РФ в свое время пояснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения (п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании, доведен Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).

Отметим, что указанное Информационное письмо Президиума ВАС РФ было доведено до территориальных органов фонда для сведения и использования в работе Письмом ПФР от 31.08.2004 N КА-09-25/9488. В Письме ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 руководство фонда рекомендовало территориальным органам ПФР четко руководствоваться положением упомянутого п. 16 Информационного письма и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения. На момент выхода этого Письма сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлялись один раз по окончании календарного года.

Из этого следует, что в случае непредставления расчета РСВ-1 ПФР за 2012 г. при условии неначисления выплат и вознаграждений застрахованным лицам в IV квартале на организацию может быть наложен штраф в минимальном размере - 1000 руб. За непредставление же "нулевых" форм индивидуального (персонифицированного) учета за IV квартал 2012 г. штрафа не будет в связи с тем, что сумма финансовых санкций считается от суммы платежей в ПФР, а в данном случае эта сумма равна нулю.

Бухгалтерская отчетность

Представление бухгалтерской отчетности в налоговый орган до начала текущего года было обусловлено ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом налоговое законодательство не требовало ее представления организациями, которые в соответствии с указанным Законом N 129-ФЗ не обязаны были вести бухгалтерский учет или освобождались от его ведения. До конца прошлого года бухгалтерский учет могли не вести (п. п. 3 и 4 ст. 4 Закона N 129-ФЗ):

  • организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", если они воспользовались правом ведения учета доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, при недостижении годовым объемом их выручки от реализации товаров (работ, услуг) 1 000 000 000 руб.

То, что организации, применяющие УСН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, руководство ФНС России подтвердило в Письме от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@.

Такое положение действует в последний раз, поскольку Закон N 129-ФЗ с начала текущего года канул в Лету.

По итогам 2012 г. большинство организаций должны представить в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. При ее составлении используются формы бухгалтерского баланса (форма 0710001), отчета о прибылях и убытках (форма 0710002), отчета об изменениях капитала (форма 0710003) и отчета о движении денежных средств (форма 0710004), утвержденные Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств являются формами приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 2 Приказа N 66н). Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации формируют в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется ими самостоятельно. При разработке формы организации могут обратиться к примеру оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, приведенному в Приложении N 3 к Приказу N 66н (п. 4 Приказа N 66н).

При представлении бухгалтерской отчетности налоговикам во всех направляемых формах после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В этой графе указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу N 66н (п. 5 Приказа N 66н).

Приведенные формы отчетности не являются рекомендуемыми. Поэтому из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. Если у организации отсутствуют активы, обязательства, доходы, расходы и т.д., данные о которых раскрываются в той или иной строке формы, то эта строка прочеркивается (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Если же возникает необходимость в детализации отдельных статей баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, то организация вводит в указанные формы дополнительные строки (п. 3 Приказа N 66н). При этом эти строки кодировать не следует.

Организации - субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде (п. 6 Приказа N 66н):

  • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства приведены в Приложении N 5, которым был дополнен Приказ N 66н (п. 3 Приказа Минфина России от 17.08.2012 N 113н) (подробный комментарий к Приказу N 113н приведен в "720 часов" N 12, 2012). Указанные формы содержат формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, в которых намного меньше показателей по сравнению с общими формами. В примечаниях к формам приведены разъяснения в отношении внесения отдельных укрупненных показателей. Так, например, показатель "материальные внеоборотные активы" включает основные средства и незавершенные капитальные вложения в них, а "финансовые и другие оборотные активы" - дебиторскую задолженность. Если при заполнении бухгалтерской отчетности показатели не детализируются, то код строки указывается в соответствии с данными, которые в составе укрупненного показателя имеют наибольший удельный вес.

Неведение хозяйственной деятельности организацией должно быть подтверждено соответствующими документами.

Так, при наличии на учете у организации объектов основных средств независимо от результатов ее деятельности начисление амортизации продолжается в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Приостановление амортизационных отчислений может произойти только в случае перевода основного средства по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период модернизации или иного улучшения объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. п. 23 и 24 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Время простоя (в том числе во время приостановки работы по причинам экономического характера) по вине работодателя, как известно, должно оплачиваться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ст. 157 ТК РФ). Поэтому неначисление заработной платы работникам может быть обосновано лишь предоставлением им отпуска без сохранения заработной платы.

Начисление же организацией заработной платы директору повлечет за собой необходимость исчисления с ее суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. А это, в свою очередь, приведет к изменению показателей отдельных статей бухгалтерского баланса по сравнению с прошлым годом.

Вновь созданные организации при неосуществлении предпринимательской деятельности в бухгалтерском балансе должны обязательно отразить в пассиве величину уставного капитала, в активе же баланса отражается задолженность учредителей по взносам в уставный капитал.

Непредставление в налоговую инспекцию форм бухгалтерской отчетности влечет за собой:

  • налоговую ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК);
  • административную ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Заметим, что уплата штрафа не освобождает от обязанности представления бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

"Упрощенцев" же, не представивших фискалам бухгалтерскую отчетность за 2012 г., налоговые органы не вправе привлекать к налоговой и административной ответственности, установленной приведенными п. 1 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (упомянутое Письмо ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@).

Январь 2013 г.





Статьи по теме: