Главная - Документы

Новый порядок работы с платежными поручениями

Пожалуй, нет ни одной действующей компании, которая не пользовалась бы услугами банков. Безналичные платежи контрагентам, перечисление зарплаты на карты работникам, уплата налогов являются неотъемлемой частью деятельности современной фирмы. Для упрощения всех этих процедур Банк России недавно утвердил новые правила перевода денежных средств. Разберемся, что изменится во взаимоотношениях компаний с банками.

Положение о правилах осуществления перевода денежных средств утверждено Банком России 19.06.2012 (далее - Положение). Документу присвоен номер 383-П. Он начал действовать 9 июля 2012 г., за исключением отдельных положений, о которых будет сказано далее. Главное новшество Положения заключается в реквизитах платежного поручения. С них и начнем.

Номер, дата и вид платежа

В соответствии с Положением номер "платежки" не может содержать больше шести цифр (см. Приложение 11 к Положению). Любопытно, что данное ограничение начнет действовать лишь с 1 апреля 2013 г. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос: какую нумерацию можно использовать сейчас?
С одной стороны, до этой даты ограничение не действует. С другой же, банки своими внутренними документами могут увеличить количество цифр в номере платежного поручения с трех (сейчас "платежки" идентифицируются именно по трем последним цифрам) до шести, не дожидаясь 1 апреля 2013 г.

Изменения затронули и формат указания даты. Если раньше месяц можно было писать как цифрами, так и буквами, то теперь требования стали строже. Допустимый формат остался один: все реквизиты даты должны быть указаны только цифрами (например, 03.09.2012). Вместе с тем в Положении предусмотрен переходный период. До 1 апреля 2013 г. даты в платежном поручении, платежном требовании, инкассовом поручении, платежном ордере следует указывать в порядке, который установлен обслуживающим банком (п. 10.4 Положения).
Понятно, что большинство "платежек" составляется в специальной программе, которая сама ставит дату в нужном формате. Но любая автоматика может дать сбой. Поэтому следует учесть, что при заполнении бумажной "платежки" дату лучше указывать в формате, который установлен Положением.

Из "платежки" исчез такой вид платежа, как "электронно". Вместо него компаниям придется вписывать специальный код. Однако здесь, как и в случае с указанием даты, действуют переходные положения. До 1 апреля 2013 г. поле "вид платежа" нужно заполнять в порядке, который установлен обслуживающим банком.

Плательщик и получатель

Главное новшество здесь состоит в том, что теперь четко установлено, как указывать в "платежке" наименование организаций. Допускается использование как полного (например, "Общество с ограниченной ответственностью "Актив", так и сокращенного (например, "ООО "Актив") наименования (см. Приложение 1 к Положению). Напомним, что раньше это было не очевидно, ведь в прежних правилах об этом вообще ничего не было сказано.

Если получателем выступает индивидуальный предприниматель, то необходимо указать его Ф.И.О. и правовой статус (например, "Сергеев Антон Владимирович, индивидуальный предприниматель" или "Сергеев Антон Владимирович, ИП"). То же относится и к лицам, занимающимся частной практикой. Так, если деньги переводятся адвокату, в "платежке" нужно указать "Дмитриев Иван Петрович, адвокат".

Сумма платежа

Изменились и правила указания суммы в "платежках". Вносить ее прописью теперь необходимо, только если поручение заполняется на бумаге. При заполнении электронного документа писать цифры буквами не нужно. Но и здесь установлен переходный период. Новые правила будут действовать с 1 апреля 2013 г. До этой даты суммы указываются в том порядке, который установлен в обслуживающем банке.

Нельзя не упомянуть еще об одной важной детали. Из Приложения 1 к Положению следует, что указание суммы НДС в "платежке" не является обязательным. Там сказано, что налог лишь может указываться. Напомним, что раньше указание на НДС или на его отсутствие было обязательным.

Вместе с тем отказываться от упоминания налога в "платежке" не стоит. Это, во-первых, снизит риск возникновения споров с контрагентами относительно того, включает ли переведенная сумма НДС или налог должен уплачиваться "сверху". Во-вторых, компания избежит возможных налоговых рисков и споров с инспекцией.

Заполнение "платежки" покажем на примере.

Пример. Платежное поручение на перевод денег контрагенту

Правила расчетов

Вместе с порядком внесения информации в "платежки" изменились и некоторые правила безналичных переводов. Предполагается, что нововведения должны упростить жизнь компаниям.

Так, в Положении теперь прописано, что при использовании системы "клиент-банк" обо всех проведенных операциях банк сообщает в электронном виде. Однако в связи с ненадежностью компьютерной техники и программ выписки из "клиент-банка" лучше все же распечатывать.

Еще одно новшество связано с взаимодействием компаний и банков при недостаточности денег для проведения платежа. В такой ситуации банк аннулирует платежное поручение, о чем сообщит фирме. Ей в свою очередь придется делать новый платежный документ.

Многих наверняка обрадует тот факт, что теперь при перечислении денег нескольким фирмам, которые обслуживаются в одном банке, можно обойтись с помощью одной-единственной "платежки". Для этого к ней достаточно приложить реестр получателей. Таким образом, количество платежных поручений, составляемых компанией, станет меньше. Отметим, что такая процедура платежей была предусмотрена и раньше, но применялась она только к платежам для сотрудников. Для перечисления зарплаты многие фирмы оформляли одну "платежку", к которой прилагали реестр работников.

Октябрь 2012 г.





Документы по теме: