Главная - Статьи

Начисление амортизации по недвижимости, не зарегистрированной на 01.01.2013 г.

Федеральным законом N 206-ФЗ в Налоговый кодекс внесены изменения, устанавливающие порядок начисления амортизации по объектам ОС, права на которые подлежат государственной регистрации. С 2013 г. единственным условием для включения в расходы амортизационных отчислений по таким основным средствам является введение их в эксплуатацию. В связи с данными новшествами законодательства у налогоплательщиков возникла проблема: как амортизировать уже эксплуатирующиеся, но не зарегистрированные в установленном порядке на 01.01.2013 объекты недвижимости? По мнению Минфина, в подобном случае следует применять прежний порядок определения момента начала начисления амортизации. Попробуем разобраться, соответствует ли позиция финансового ведомства нормам Налогового кодекса, а также дадим несколько рекомендаций организациям, оказавшимся в рассматриваемой ситуации.

Есть проблема

В конце 2012 г. законодатели в очередной раз внесли изменения в гл. 25 НК РФ, в частности наконец-то снявшие вопрос о моменте начала начисления амортизации по объектам основных средств, соответствующие права на которые подлежат государственной регистрации.

К сведению. Нормами гражданского законодательства предусмотрено, что госрегистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. В установленном порядке должны быть зарегистрированы права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также ипотека, сервитуты и иные права в случаях, определенных законодательством (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Так, с 1 января 2013 г. утратил силу п. 11 ст. 258 НК РФ. Согласно ему основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации исходя из законодательства РФ, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Кроме того, изменения коснулись п. 4 ст. 259 НК РФ. Теперь в данной правовой норме четко прописано, что ранее действующий порядок начисления амортизации (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было введено в эксплуатацию) распространяется на все амортизируемое имущество, в том числе и на основные средства, права на которые требуется зарегистрировать в соответствии с законодательством РФ. Причем дата регистрации указанных прав для начала исчисления амортизации значения не имеет.

Примечание. С 01.01.2013 в силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизация по недвижимому имуществу начисляется в общем порядке независимо от даты государственной регистрации права на него.

Таким образом, в настоящее время единственным условием для включения в расходы амортизационных отчислений по любым основным средствам является введение их в эксплуатацию.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 206-ФЗ названные поправки в гл. 25 НК РФ вступили в силу с 1 января 2013 г. Соответственно, у налогоплательщиков, которые приобрели или создали недвижимость после указанной даты, не возникнет проблем с определением момента начала начисления амортизации по ней. А как быть тем организациям, которые начали эксплуатировать такие основные средства до 2013 г., но не зарегистрировали на них соответствующие права? Вправе ли они воспользоваться новыми положениями п. 4 ст. 259 НК РФ и начать амортизировать незарегистрированную недвижимость с 01.01.2013?

Судя по обрушившемуся на Минфин шквалу запросов от налогоплательщиков, вопрос волнует многих. Финансовое ведомство в своих письмах с завидным постоянством дает отрицательный ответ. По мнению чиновников, изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом N 206-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2013 г. и не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до указанной даты. Поэтому по объектам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2013, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию данных прав). Такая позиция Минфина России приведена в Письмах от 05.04.2013 N 03-03-06/4/11151, от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10161, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285, от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5793 и N 03-03-06/1/5798.

Давайте вспомним, что же это за прежний порядок начисления амортизации по объектам ОС, права на которые требуется зарегистрировать в соответствующем государственном реестре.

Начисление амортизации до 01.01.2013

Вопрос о том, с какого момента следует начислять амортизацию по основным средствам, права собственности на которые подлежат госрегистрации, существует достаточно давно. До 2009 г. в п. 8 ст. 258 НК РФ было установлено, что такие ОС включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В то же время п. 2 ст. 259 НК РФ предусматривал, что начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект амортизируемого имущества был введен в эксплуатацию. В период 2009 - 2012 гг. аналогичные положения содержались в п. 11 ст. 258 и п. 4 ст. 259 НК РФ.

Исходя из данных правовых норм контролирующие органы полагали, что для рассматриваемых основных средств законом установлены особые правила исчисления амортизации. Так, в Письме от 17.08.2012 N 03-03-06/1/421 специалисты финансового ведомства указали, что для начала начисления амортизации по основному средству, права на которое подлежат государственной регистрации, необходимо выполнение двух условий: включение данного ОС в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав) и его ввод в эксплуатацию (Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116, от 14.02.2011 N 03-03-06/1/96).

Какими положениями законодательства о налогах и сборах руководствовались чиновники, делая подобные выводы?

Во-первых, ст. 256 НК РФ, где дано определение понятия амортизируемого имущества. В п. 1 этой статьи говорится, что амортизируемым имуществом в целях гл. 25 признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено названной главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Во-вторых, ст. 258 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013) - согласно ей для исчисления амортизации объекты основных средств исходя из срока их полезного использования распределяются на десять амортизационных групп. Причем в п. 11 указанной статьи было установлено, что ОС, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав.

В-третьих, п. 4 ст. 259 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013), в котором было закреплено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества (заметьте, не по объектам ОС) начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда эти объекты были введены в эксплуатацию.

Системно толкуя данные правовые нормы, Минфин считал: амортизация подлежит начислению только по амортизируемому имуществу. Другими словами, ввода ОС в эксплуатацию недостаточно для того, чтобы начать переносить его стоимость на расходы организации. Необходимо, чтобы объект основных средств являлся собственностью налогоплательщика, использовался для извлечения дохода и был включен в соответствующую амортизационную группу, ведь от этого зависит порядок определения ежемесячной амортизации. А поскольку п. 11 ст. 258 НК РФ было прямо установлено, что ОС, требующие государственной регистрации прав на них, не могут быть отнесены ни к одной из десяти амортизируемых групп до подачи документов для совершения регистрационных действий, такие основные средства нельзя считать амортизируемым имуществом. И, как следствие, неправомерно амортизировать их стоимость в силу невыполнения одного из условий, закрепленных в законе.

Позиция судебных органов

Подход арбитров к разрешению обозначенной проблемы долгое время не отличался единообразием. Некоторые судьи разделяли позицию контролирующих органов. Пример тому - Постановление ФАС ЗСО от 05.10.2012 N А03-17670/2011. В данном судебном акте сделаны следующие выводы. Согласно положениям ст. ст. 256, 258, 259 НК РФ до включения в состав соответствующей амортизационной группы имущество не может амортизироваться, даже если оно уже введено в эксплуатацию. Поэтому для начала начисления амортизации по основному средству, право собственности на которое подлежит государственной регистрации, необходимо выполнение двух условий: включение данного основного средства в амортизационную группу (наличие документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав) и его ввод в эксплуатацию. Таким образом, по объектам недвижимости, которые не зарегистрированы, но введены в эксплуатацию, начисление амортизации следует производить с момента подачи документов на государственную регистрацию.

Примечание. Определением от 18.02.2013 N ВАС-709/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора. Необходимо отметить, что причиной судебного разбирательства явилось не излишнее начисление налогоплательщиком амортизации по основному средству, права на которое не были зарегистрированы в установленном порядке, а единовременное списание затрат на доведение приобретенного объекта недвижимости до состояния, пригодного для использования в хозяйственной деятельности (организация учла поименованные затраты при исчислении налога на прибыль в качестве расходов по текущему ремонту и содержанию недостроенного склада).

Заслуживает внимания, на взгляд автора, и Постановление ФАС ПО от 05.10.2012 N А65-34738/2011. Арбитры, проанализировав положения Налогового кодекса, решили, что законом предусмотрено два срока, первый из которых определяет дату начала амортизации (п. 4 ст. 259), второй - момент включения основных средств в соответствующую амортизационную группу (п. 11 ст. 258). Причем законодательство, по мнению арбитров, увязывает начало амортизации не с датой включения объекта амортизируемого имущества в ту или иную амортизационную группу, а с моментом ввода этого объекта в эксплуатацию. Поэтому момент возникновения права на начисление амортизации по объектам ОС (заметьте, не по объектам амортизируемого имущества) связан не с подачей документов на государственную регистрацию прав на них и документальным подтверждением данного факта, а с моментом введения этих объектов в эксплуатацию.

Казалось бы, судьи пришли к выводу, что невыполнение указанного в п. 11 ст. 258 НК РФ условия для включения ОС в ту или иную амортизационную группу - не помеха для начала исчисления амортизации по недвижимому основному средству. Другими словами, ввела организация объект в эксплуатацию - автоматически получила право на перенос его стоимости в расходы.

Однако далее арбитры отметили, что п. 11 ст. 258 НК РФ не устанавливает иного срока, с наступлением которого у налогоплательщика возникает право на начисление амортизации, а определяет момент, с которого объекты ОС включаются в состав соответствующей амортизационной группы, как дату документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав. Поэтому с учетом положений п. 2 ст. 259 НК РФ, в соответствии с которыми сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно, объекты ОС включаются в состав амортизационной группы с месяца, которым датирована расписка о получении регистрирующим органом необходимого пакета документов.

В результате суд поддержал организацию, которая начала амортизировать эксплуатируемое более года недвижимое имущество только с месяца подачи документов на регистрацию права собственности на него. Арбитры решили, что налогоплательщиком соблюдены все условия для начала амортизации: основные средства введены в эксплуатацию и для регистрации прав на них поданы соответствующие документы.

К сведению. Отметим, что налоговики в данном споре настаивали на исчислении амортизации со следующего месяца после подачи пакета документов в регистрирующий орган.

Между тем не все арбитражные суды разделяли позицию контролирующих органов. Например, в Постановлении ФАС СКО от 28.08.2012 N А32-22683/2011 отмечено, что факт подачи документов на госрегистрацию прав связан исключительно с моментом включения основного средства в ту или иную амортизационную группу, а не с моментом начала начисления амортизации.

В Постановлении ФАС МО от 07.08.2012 N А40-87766/11-90-383 судьи указали, что момент, с которого начинается исчисление амортизации, определен п. 2 ст. 259 НК РФ (с 2009 г. - п. 4 ст. 259). Причем данная норма не связывает возникновение права на начисление амортизации с подачей документов на госрегистрацию. В свою очередь, п. 8 ст. 258 НК РФ (с 2009 г. - п. 11 ст. 258) не устанавливает момента возникновения права на амортизацию. Эта правовая норма регламентирует момент включения основных средств, права на которые подлежат госрегистрации, в соответствующую амортизационную группу, определяющую срок полезного использования основного средства, норму амортизации, необходимые для исчисления суммы амортизации.

Примечание. По мнению судей, начать амортизировать ОС, права на которые требуется зарегистрировать в государственном реестре, можно без их включения в ту или иную амортизационную группу.

Согласитесь, получается странная ситуация. Для того чтобы начать амортизировать основное средство, нужно знать, в какую амортизационную группу оно фактически включено. Причем в п. 11 ст. 258 НК РФ прямо говорилось, что отнести недвижимое имущество к соответствующей амортизационной группе налогоплательщик может, выполнив конкретное условие. Однако по мнению судей, начать амортизировать недвижимое имущество можно и без включения ОС в ту или иную амортизационную группу.

Окончательная правовая позиция по рассматриваемому вопросу была сформирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 30.10.2012 N 6909/12. Высшие арбитры указали, что п. 11 ст. 258 НК РФ лишь регулирует механизм распределения амортизируемого имущества по амортизационным группам в соответствии со сроками его использования. Что же касается порядка расчета сумм амортизации, то этот вопрос нашел отражение в ст. 259 НК РФ (в ред. до 2013 г.), в которой не предусматривается, что факт подачи документов на госрегистрацию прав на амортизируемое имущество препятствует началу начисления амортизации, когда сама амортизация начала осуществляться. По мнению ВАС, отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства в связи с тем, что налогоплательщиком не реализовано право на своевременное оформление его в собственность, не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию. Поэтому если объект ОС отражен в качестве такового в бухгалтерском учете с определением первоначальной стоимости, введен в эксплуатацию и используется в производственной деятельности, лишение налогоплательщика права начисления амортизационных отчислений и их учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль противоречит положению п. 4 ст. 259 НК РФ. Следовательно, момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от условий, обозначенных в п. 11 ст. 258 НК РФ.

Руководствуясь данной позицией высших арбитров, федеральные суды стали применять ее при рассмотрении налоговых споров, о чем свидетельствуют Постановления ФАС МО от 12.02.2013 N А40-31075/12-91-157, ФАС ВСО от 05.02.2013 N А19-21331/2011, ФАС ПО от 29.01.2013 N А55-13129/2012.

Отметим, что некоторые налоговики начали прислушиваться к мнению ВАС. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 24.01.2013 N Ф03-3379/2012. В этом судебном акте, в частности, указано, что представители налогового органа выразили согласие с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 6909/12, согласно которой момент возникновения права на начисление амортизации связан не с подачей документов на госрегистрацию прав на объект и документальным подтверждением данного факта, а с моментом ввода объекта в эксплуатацию.

Понять проверяющих легко: явно проигрышные дела им не нужны. И прежде чем затевать судебную тяжбу, они, как правило, изучают арбитражную практику, чтобы не вступать в заведомо бесперспективные споры. Тем более на это налоговиков нацеливают их внутренние документы, например Приказ ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах", Письмо ФНС России от 30.05.2006 N ШС-6-14/550@. В указанных документах отмечено, что вынесение налоговиками решений с целью признания их недействительными при последующем обращении налогоплательщика в суд не допускается, а при принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора должна учитываться сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности постановления Президиума и Пленума ВАС.

Минфин себе не изменяет

Финансовое ведомство, судя по разъяснениям 2013 г., стоит на своем: амортизация по недвижимости, не зарегистрированной на 01.01.2013, должна начисляться с учетом даты подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество. Другими словами, Минфин не разделяет правовую позицию, выработанную высшими арбитрами в Постановлении N 6909/12. Причем отмену с 2013 г. п. 11 ст. 258 НК РФ чиновники не связывают с тем, что при начислении амортизации указанная правовая норма фактически не применялась в связи с ее противоречивостью по отношению к другим положениям гл. 25 НК РФ. Изменение порядка амортизирования недвижимых основных средств финансовое ведомство объясняет необходимостью упрощения налогового учета и сближения его с бухгалтерским, что является одной из приоритетных задач налоговой политики. На это Минфин России указал в уже упоминавшемся Письме N 03-03-06/1/421. В данном документе отмечено, что предполагается выделить области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчете базы по налогу на прибыль, отличные от правил бухгалтерского учета. Количество таких различий в итоге должно быть минимизировано, что и было реализовано, по мнению Минфина, путем внесения Федеральным законом N 206-ФЗ изменений в гл. 25 НК РФ.

К сведению. В бухгалтерском учете начисление амортизации по ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, производится в общем порядке - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Причем факт отсутствия регистрации данных основных средств не влияет на исчисление амортизации. На это указано в п. 21 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. п. 52, 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

В свою очередь большинство судей всегда считали п. 11 ст. 258 НК РФ попросту лишней правовой нормой. Такой вывод можно сделать, например, из Постановления ФАС ВСО от 05.02.2013 N А19-21331/2011. В данном судебном акте указано, что признание имущества амортизируемым не зависит от его включения в состав какой-либо амортизационной группы, так как в силу п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 258 НК РФ по амортизационным группам распределяется уже признанное амортизируемым имущество. Иное толкование названных статей, по мнению арбитров, лишает налогоплательщика основания для включения имущества в амортизационные группы.

Что же делать?

Так как же поступить налогоплательщику, который начал до 01.01.2013 использовать в хозяйственной деятельности незарегистрированную недвижимость, но амортизацию до указанной даты не начислял?

Вариант первый

Можно не противоречить Минфину, забыть выводы высших арбитров из Постановления N 6909/12 и считать, что новая редакция п. 4 ст. 259 НК РФ распространяется только на основные средства, приобретенные (созданные) после 1 января 2013 г. Другими словами, налогоплательщики, руководствуясь разъяснениями специалистов финансового ведомства, приступят к начислению амортизации после подачи документов на регистрацию прав на рассматриваемые объекты основных средств.

При таком подходе следует обратить внимание на один нюанс - определение срока полезного использования недвижимости.

Напомним, что сроком полезного использования признается период, в течение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. При этом указанный срок определяет сама организация на дату ввода в эксплуатацию данного объекта в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы").

Как правило, объекты недвижимости (здания, сооружения) по Классификации ОС налогоплательщики относят к восьмой - десятой амортизационным группам со сроком службы свыше 20 лет, а амортизацию по ним согласно п. 3 ст. 259 НК РФ исчисляют линейным методом.

Итак, организация с целью начисления амортизации по рассматриваемым основным средствам может определить срок их полезного использования одним из двух способов:

  • как для нового объекта, установив, что он будет использоваться в хозяйственной деятельности с 1 января 2013 г. как минимум 20 лет и 1 месяц;
  • как для основного средства, бывшего в эксплуатации. При таком подходе, по мнению автора, возможно применить положения п. 7 ст. 258 НК РФ и при определении нормы амортизации учитывать срок службы ОС, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества до начала начисления амортизации.

Естественно, что во втором случае налогоплательщик перенесет стоимость объекта недвижимости на расходы быстрее. Как к этому отнесутся контролирующие органы, покажет время. К сожалению, на сегодня специалисты финансового и налогового ведомств по данному вопросу свою позицию не высказали.

Вариант второй

Можно считать, что новая редакция п. 4 ст. 259 НК РФ распространяется на любые объекты основных средств, в том числе и на ОС, введенные в эксплуатацию до 01.01.2013, и начать исчислять амортизацию по ним с 1 января 2013 г. Причем налогоплательщикам также следует определиться, как будет начисляться амортизация: как по новому основному средству или как по бывшему в эксплуатации.

Отметим, что при применении данного подхода существует вероятность возникновения налогового спора с контролирующими органами. Ведь на сегодня арбитражная практика по рассматриваемой проблеме (что естественно) не сформировалась, поэтому налоговики при проведении контрольных мероприятий, возможно, будут руководствоваться позицией Минфина.

Между тем финансовое ведомство в каждом своем письме указывает, что его мнение не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Чиновники, ссылаясь на Письмо от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, утверждают, что их разъяснения не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами налогового законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Поэтому, по мнению автора, организации, не начислявшие до 2013 г. амортизацию по введенной в эксплуатацию незарегистрированной недвижимости, могут смело начать амортизировать указанные объекты с 01.01.2013. Ведь новая редакция п. 4 ст. 259 НК РФ не предусматривает, что закрепленный в ней порядок начисления амортизации применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию не ранее указанной даты. Нет каких-либо условий для использования данной правовой нормы и в Федеральном законе N 206-ФЗ. К примеру, если законодатель установил специальные правила применения новой редакции п. 9 ст. 258 и п. 1 ст. 268 НК РФ (при реализации ОС начиная с 1 января 2013 г.), то это прописано в п. 3 ст. 4 названного Закона. В нашем же случае никаких оговорок названный Закон не содержит. Так что, на наш взгляд, оснований для вывода, что обновленные положения п. 4 ст. 259 НК РФ распространяются на ограниченный перечень ОС (например, приобретенных (созданных) после 01.01.2013), не имеется.

Кроме того, из ноябрьских поправок в Налоговом кодексе следует, что налогоплательщик не только вправе, но и должен в январе 2013 г. включить незарегистрированный объект недвижимости в соответствующую ему амортизационную группу, поскольку именно с указанного месяца исключено условие, запрещавшее ему сделать это (п. 11 ст. 258 НК РФ).

Не стоит забывать и про положительную для налогоплательщиков арбитражную практику, в соответствии с которой и до 2013 г. факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество не влиял на момент начала начисления амортизации по нему (Постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12). И даже если налоговики, следуя позиции Минфина, продолжат исключать из расходов начисленную плательщиками амортизацию по незарегистрированной недвижимости, то поддержки в судах они явно не найдут. Поэтому вряд ли инспекции будут выносить заведомо проигрышные решения.

Более того, 19.03.2013 на официальном сайте ФНС размещена информация, в каких случаях налоговые органы при проведении контрольных мероприятий и принятии решений по их результатам руководствуются арбитражной практикой. В этой информации, в частности, указано, что иногда судебные органы при рассмотрении налоговых споров занимают позицию, отличную от мнения Минфина. И если по какому-либо вопросу сложилась устойчивая арбитражная практика (тем более в случае рассмотрения дела в Президиуме ВАС), налоговое ведомство не считает целесообразным отстаивать противоположную позицию, даже когда она поддерживается Минфином.

Все это позволяет сделать оптимистический вывод, что налогоплательщики без каких-либо отрицательных для себя последствий с 1 января 2013 г. смогут воспользоваться обновленной редакцией п. 4 ст. 259 НК РФ и начать амортизировать используемую в деятельности недвижимость, права на которую до сих пор не зарегистрированы. Приведут ли такие действия организаций к налоговым спорам и в чью пользу они будут разрешаться - покажет время.

И в заключение хочется обратить внимание читателей еще на один нюанс. Поскольку с 2013 г. единственным условием для начала исчисления амортизации является ввод объектов ОС в эксплуатацию, налоговики с пристрастием будут относиться к первичным документам, подтверждающим этот факт. Поэтому надлежащее оформление данных документов - залог отсутствия претензий со стороны проверяющих.

Май 2013 г.





Статьи по теме: