Главная - Статьи

Медицинские осмотры работников: порядок проведения, виды, учет затрат

Трудовой кодекс РФ возлагает на работодателя обязанность по обеспечению сотрудников безопасными условиями труда. Они должны в случаях, предусмотренных законодательством РФ о труде и иными нормативно-правовыми актами, организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (ст. 212 ТК РФ).
Медицинские осмотры могут проводиться (ст. 213 ТК РФ):
- для определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и
- в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Первый вид медицинских осмотров обязаны проходить лица, которые трудятся на работах: тяжелых, с вредными или опасными условиями труда, связанных с движением транспорта. Для них предусмотрены обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры. Возможны их и внеочередные медицинские осмотры, если на то есть медицинские рекомендации.
Второй вид медицинских осмотров (обследований) надлежит проходить работникам пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений.
При заключении трудового договора медицинскому осмотру подлежат также:
- лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69 ТК РФ);
- привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
- принимаемые на работу, выполняемую вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).
Требование о медицинском освидетельствовании работников существует и в некоторых законах. Среди них, например, Федеральные законы от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (ст. 6), от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (п. 2 ст. 9).
По решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
В случае если работник не прошел названные осмотры, работодатель обязан не допускать его к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 4 ст. 76 ТК РФ).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321) ведомство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает самостоятельно нормативные правовые акты. Среди таковых упомянуты, в частности, указанные перечень и порядок (п. 5.2.100.55 Положения). На основании этого Минздравсоцразвития России Приказом от 12.04.2011 N 302н утвердило:
- Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1 к Приказу N 302н);
- Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (Приложение N 2 к Приказу N 302н);
- Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3 к Приказу N 302н)
(далее - Перечень факторов, Перечень работ и Порядок соответственно). Указанные документы начали действовать с 1 января 2012 г. (п. 2 Приказа N 302н).

Проведение осмотров

Все расходы, связанные с проведением медосмотров, как предварительных (то есть при поступлении на работу), так и периодических, ложатся на плечи работодателя (абз. 7 ст. 213 ТК РФ). Поэтому его основная обязанность - заключить договор на их проведение с медицинской организацией. Такая организация любой формы собственности должна (п. п. 4, 5 Порядка):
- иметь лицензию на медицинскую деятельность, включая проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности;
- создать для этого постоянно действующую врачебную комиссию, возглавляемую врачом-профпатологом и включающую врачей-специалистов:
- прошедших повышение квалификации по специальности "профпатология" или
- имеющих действующий сертификат по этой специальности.

Предварительные

Для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) работодатель выдает соискателю под роспись направление (п. 7 Порядка). В направлении им, в частности, указывается: вид медицинского осмотра (предварительный), наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель, наименование должности (профессии) или вида работы, вредные и (или) опасные производственные факторы.
Работодатель при этом должен вести учет выданных направлений (п. 8 Порядка).
Помимо направления будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка):
- паспорт (документ, его заменяющий);
- паспорт здоровья работника (при наличии) (учетная форма N 025/у-ПЗ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2009 N 67н);
- решение врачебной комиссии, проводившей психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
В медицинской организации оформляется медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма N 025/у-04, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255) и паспорт здоровья, если ранее он на соискателя не оформлялся.
В карте отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного медицинского осмотра.
В паспорте здоровья, в частности, указывается:
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник), наименование должности (профессии) или вида работы;
- наименование вредного производственного фактора и (или) вида работы (с указанием класса и подкласса условий труда) и стаж контакта с ними;
- наименование медицинской организации, к которой прикреплен работник для постоянного наблюдения (наименование, фактический адрес местонахождения);
- заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного (периодического) медицинского осмотра работника, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.
Каждому паспорту здоровья присваивается номер, указывается дата его заполнения.
На каждого работника ведется один паспорт здоровья. В период проведения осмотра паспорт здоровья находится в медицинской организации. По окончании осмотра он выдается работнику на руки (п. 10 Порядка), поскольку он хранится у гражданина (п. 11 Порядка и объема проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 N 55н, далее - Порядок диспансеризации).
В случае утери работником данного паспорта медицинская организация по заявлению работника выдает его дубликат.
Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных факторов и Перечнем работ (п. 11 Порядка).
После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по результатам предварительного медицинского осмотра. В заключении, в частности, указывается: дата его выдачи, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы, наименование вредного производственного фактора (факторов) и (или) вида работы, результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю сразу после завершения осмотра, второй приобщается к его медицинской карте (п. п. 12, 13, 14 Порядка).
Данные о прохождении медицинского осмотра заносятся в личные медицинские книжки физических лиц. Кроме того, эти данные подлежат учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Медицинская карта амбулаторного больного хранится в установленном порядке в медицинской организации. При этом медицинская организация, с которой работодатель не пролонгировал договор на проведение медицинских осмотров, по письменному его запросу должна передать по описи медицинские карты работников в медицинскую организацию, с которой работодатель заключил соответствующий договор (п. 36 Порядка). В противном случае, а также в случае ликвидации медицинской организации, проводящей медосмотры, медицинская карта передается в центр профпатологии субъекта РФ, на территории которого она расположена, либо, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в центры профпатологии ФМБА, где хранится в течение 50 лет. В свою очередь центр профпатологии на основании письменного запроса медицинской организации, с которой работодатель заключил договор на медицинские осмотры, передает в 10-дневный срок со дня поступления запроса медицинские карты работников. К запросу в обязательном порядке прилагается копия договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров (п. п. 33, 34, 35 Порядка).
Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы, работодатель может заключить с ним трудовой договор. Если же соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к данному виду работ, заключение трудового договора не допускается. Соискатель, которому отказано в заключении трудового договора, вправе потребовать сообщить причину отказа. Изложить ее в таком случае работодатель обязан в письменном виде (абз. 5 ст. 64 ТК РФ).

Периодические

Периодические медицинские осмотры (освидетельствования) проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне вредных факторов и Перечне работ, работники же в возрасте до 21 года проходят их ежегодно (п. 16 Порядка).
Работодатель при проведении периодического медицинского осмотра составляет и утверждает поименные списки работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру. В списки включаются работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне вредных факторов, и выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ (п. 19 Порядка).
Наличие вредных факторов должно быть установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Помимо результатов данной аттестации в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов может использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
В списке контингента работников, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, указывается, в частности, наименование вредного производственного фактора (п. 20 Порядка) согласно Перечню факторов, а также вредных производственных факторов, установленных в результате:
- аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведенных лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля;
- анализа эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяются работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Утвержденные списки работников направляются:
- в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до начала проведения периодического осмотра (п. 23 Порядка);
- территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя (далее - уполномоченный орган) в 10-дневный срок.
Медицинской организацией на основе поименного списка составляется календарный план проведения периодического осмотра, который согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации. Такой план должен быть составлен в течение 10 дней с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала его проведения (п. 25 Порядка).
Работодатель же не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения осмотра обязан ознакомить обследуемых работников с календарным планом. При этом им выдается под роспись (как и при предварительном осмотре) направление на осмотр, которое заполняется на основании списка контингента.
Работниками, прибывшими в медицинскую организацию для прохождения периодического осмотра в день, установленный календарным планом, представляются те же документы, что и при проведении предварительного осмотра (п. 28 Порядка).
Медицинская организация по окончании осмотра работников на каждого из них оформляет заключение периодического медицинского осмотра (обследования) в двух экземплярах (п. 31 Порядка).
По результатам периодического осмотра определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп, указанных в п. 8 Порядка диспансеризации. При этом в медицинской карте и паспорте здоровья приводятся рекомендации по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации (п. 32 Порядка).
По итогам прохождения периодического осмотра медицинская организация не позднее чем через 30 дней после его завершения обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и составляет совместно с представителями уполномоченного органа и работодателя заключительный акт в четырех экземплярах. Данный акт направляется работодателю, в центр профпатологии субъекта РФ и уполномоченному органу. На его отправку медицинской организации дается пять рабочих дней. Один экземпляр заключительного акта хранится медицинской организацией в течение 50 лет (п. п. 42, 45 Порядка).
В заключительном акте помимо статистических данных по численности работников с разбивкой их по различным показателям (приводится в том числе и процент охвата работников периодическим медицинским осмотром) указывается (п. 43 Порядка):
- перечень впервые установленных хронических соматических и профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по Международной классификации болезней - 10;
- результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
- рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия.

Учет затрат

Расходы на проведение обязательных медицинских осмотров у работодателя складываются из затрат на услуги медицинской организации и выплат работникам.
Напомним, что на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы (ст. 185 ТК РФ). Следовательно, за период прохождения работником медицинского осмотра работодатель выплачивает ему средний заработок. Исчисление среднего заработка осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).
Как было сказано выше, работодатель не имеет права допускать сотрудника к работе, если тот не прошел в установленном порядке обязательный медосмотр либо после его прохождения по медицинским показаниям не может выполнять работу, предусмотренную трудовым договором. При этом работнику, не прошедшему медосмотр по своей вине, за время, на которое он отстранен от работы, заработная плата не начисляется.
Если медосмотр не пройден по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, нерабочее время оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (абз. 2 ст. 157 ТК РФ). Оплата производится при условии, что работник письменно сообщил работодателю о непрохождении медосмотра по не зависящим от него причинам.
При отстранении работника от работы в связи с непрохождением им медосмотра, причиной которого стала недоработка работодателя по его направлению на осмотр, время отстранения оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы (абз. 1 ст. 157 ТК РФ).
Расходы на проведение обязательных медицинских осмотров на основании первичных документов (счета, акта и т.д.) учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ при исчислении налога на прибыль, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Финансисты считают, что на основании этой нормы в расходы можно принимать только те затраты, которые обусловлены обязательными требованиями трудового законодательства (Письмо Минфина России от 14.11.2005 N 03-03-04/4/86). Следуя этому, они настоятельно рекомендуют учитывать расходы, связанные с проведением медицинских осмотров, при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль только в том случае, если проведение таких осмотров предусмотрено действующим законодательством и является обязанностью работодателя (Письма Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, от 23.12.2004 N 03-03-01-04/1/185).
При этом указанные затраты должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ - быть экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Соглашаются с такой позицией и судьи. Так, на взгляд судей ФАС Поволжского округа, расходы налогоплательщика на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении, удовлетворяющем требованиям ст. 252 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 по делу N А55-9496/2008).
Затраты на проведение предварительных осмотров соискателей на работу можно отнести к расходам на подбор персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ), хотя чиновники и в этом случае ссылаются на приведенную выше норму по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Затраты на проведение предварительных медосмотров кандидатов на вакантные должности, на их взгляд, могут быть учтены в расходах, даже если соискатель по результатам осмотра или по иным основаниям впоследствии не был принят налогоплательщиком на работу (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648).
Организации нередко возмещают вновь принятым работникам стоимость оплаченных ими обязательных предварительных медицинских осмотров. Финансисты не возражают, если налогоплательщик учтет при определении облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свои счет обязательных предварительных медицинских осмотров и оформления медицинских книжек при трудоустройстве на работу на основании представленных ими документов (Письма Минфина России от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340).
В настоящее время многие сотрудники большую часть рабочего времени проводят за компьютером. Минфиновцы соглашались с возможностью учета в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат, связанных с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров работников управленческого персонала и других работников организации, профессионально занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50% рабочего времени (Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543). Положительное решение ими принималось исходя из того, что:
- работы с персональными электронно-вычислительными машинами лиц, профессионально связанных с эксплуатацией ПЭВМ, были приведены в п. 4.2.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83);
- лица же, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), согласно п. 13.1 разд. XIII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном Порядке.
В новом Перечне факторов в разд. 4 "Факторы трудового процесса" работы с ПЭВМ лиц, профессионально связанных с их эксплуатацией, отсутствуют. В то же время упомянутые СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 продолжают действовать. Как к такому изменению отнесется Минфин России - загадывать сложно.
В свое время судьи ФАС Восточно-Сибирского округа согласились с налоговиками, доначислившими налог на прибыль, пени и штраф организации, которая учла в расходах затраты на медицинские осмотры работников управленческого персонала и бухгалтерии, поскольку функции, выполняемые указанными работниками, не относились к работам, включенным в действующий на тот момент Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (утв. Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1).
Если прохождение медицинских осмотров для отдельных категорий работников законодательством РФ не предусмотрено, то финансисты настоятельно рекомендуют не учитывать расходы, связанные с их проведением, при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196). Касается это и расходов на оплату времени, связанного с прохождением таких медицинских осмотров.

Май 2012 г.





Статьи по теме: