Главная - Статьи

Космическая и авиационная техника, морские и речные суда как основные средства

 

Как вы знаете, в соответствии с гражданским законодательством к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Но помимо перечисленных объектов к недвижимым вещам в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, что установлено ст. 131 ГК РФ.

 

Космическая техника

 

Под космической деятельностью в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации и, в частности, включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания) и использование (эксплуатацию) космической техники.
Космическая деятельность на основании ст. 9 Закона N 5663-1 подлежит лицензированию, Положение о лицензировании космической деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 403. Лицензирование осуществляется Федеральным космическим агентством.
Космическая техника, создаваемая в научных и социально-экономических целях, на основании ст. 10 Закона N 5663-1 подлежит обязательной сертификации или декларированию соответствия, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Обязательной сертификации или декларированию соответствия также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники.
Как установлено ст. 15 Закона N 5663-1, использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники.
Компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью, могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении одного или нескольких предприятий, если это не нарушает технологический режим функционирования такой техники.
Организации, осуществляющие космическую деятельность, руководствуясь ст. 25 Закона N 5663-1, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники).
Как мы отметили в начале статьи, право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Пунктом 2 ст. 131 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Под специальной регистрацией понимается регистрация самого объекта недвижимости, его технических и функциональных качеств, пригодности его к использованию по назначению. Такая регистрация установлена, например, в отношении космических объектов. Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Как указано в п. 1 ст. 22 Закона N 122-ФЗ, впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Космические объекты Российской Федерации в соответствии со ст. 17 Закона N 5663-1 подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.
Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.
Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными организациями, то вопросы регистрации такого объекта, юрисдикции и контроля над ним, а также вопросы прав собственности на такой космический объект решаются на основе соответствующих международных договоров.
Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела.
Государственная регистрация космических объектов осуществляется в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г. (далее - Конвенция от 14 января 1975 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Конвенции от 14 января 1975 г., когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр, который им ведется.
Регистрация космического объекта осуществляется тогда, когда объект запускается. Между тем строится космический объект задолго до этого, и в соответствии с Конвенцией от 14 января 1975 г. он не может быть зарегистрирован.
Вместе с тем существует другой международный Договор о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г., в ст. 8 которого сказано, что право собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, остаются незатронутыми во все время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле или по возвращении на Землю.
Таким образом, договор требует, чтобы право собственности на запускаемый космический объект существовало ранее его регистрации (и даже ранее его запуска). На этом основании к космическому объекту применяется правило, установленное п. 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Не подлежат государственной регистрации метеорологические шары-зонды. Беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты подлежат пономерному учету.

 

Авиационная техника

 

Авиационная техника в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" включает в себя летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.
К летательным аппаратам отнесены самолеты, вертолеты, авиационные и авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты
. Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.
Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.
Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов (далее - Правила N 460). Согласно Правилам N 460 государственной регистрации подлежат все государственные гражданские воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения воздушных полетов.
Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) (п. 4 Правил N 460).
Государственную регистрацию государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций в соответствии с п. 5 Правил N 460 проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.
Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, на основании п. 6 Правил N 460 осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций в соответствии с заключенными соглашениями.
Согласно ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
- гражданские воздушные суда - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.
Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. N 85. Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющего степень защиты, утверждено Приказом ФАС России от 4 ноября 1998 г. N 323;
- государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Пономерной учет наличия, технического состояния государственных воздушных судов, авиационных двигателей, привязных аэростатов и беспилотных летательных аппаратов всех федеральных органов исполнительной власти и организаций государственной авиации осуществляется в Главном командовании Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) в установленном порядке (п. 17 Правил N 460).
При изменении эксплуатанта государственного воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации органом государственной регистрации вносятся соответствующие изменения.
Государственное воздушное судно, занесенное в Реестр, может быть исключено из него в случаях списания или снятия государственного воздушного судна с вооружения (эксплуатации), а также в случаях продажи или иной передачи государственного воздушного судна в установленном порядке юридическому (физическому) лицу, не являющемуся эксплуатантом государственного воздушного судна;
- экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ.
Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними - юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав (далее также - права) на воздушные суда в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с названным Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно. Датой государственной регистрации прав на воздушные суда является день внесения соответствующих записей о правах и сделках с воздушными судами в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена ГК РФ.
За государственную регистрацию гражданского воздушного судна в Государственном реестре уплачивается государственная пошлина в следующих размерах, установленных пп. 61 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ):
- за регистрацию воздушных судов I класса - 2000 руб.;
- за регистрацию воздушных судов II и III класса - 1500 руб.;
- за регистрацию воздушных судов IV класса - 1000 руб.;

 

Морские и речные суда

 

Вопросы, касающиеся регистрации судов, регулируются:
- Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - Кодекс ТМ);
- Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - Кодекс ВВТ).
Кодекс торгового мореплавания регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания, под которым понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; проведения морских научных исследований, а также для иных целей, перечисленных в ст. 2 Кодекса ТМ.
Кодекс ВВТ регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, что следует из п. 1 ст. 1 Кодекса ВВТ.
Понятие "судно" содержится в каждом из названных Кодексов.
Согласно ст. 7 Кодекса ТМ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыболовного флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
По определению, содержащемуся в ст. 3 Кодекса ВВТ, судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Эта же статья содержит понятие самоходного транспортного судна - судна, осуществляющего перевозки грузов, пассажиров и багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов.
Согласно п. 1 ст. 33 Кодекса ТМ судно подлежит регистрации в одном из следующих реестров судов Российской Федерации:
- Государственном судовом реестре;
- судовой книге;
- бербоут-чартерном реестре;
- Российском международном реестре судов.
Регистрация судна, права собственности и иных вещных прав, ограничений (обременений) прав на него в вышеназванных реестрах (за исключением бербоут-чартерного реестра судов) является единственным доказательством существования зарегистрированного права на судно, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Органами, осуществляющими государственную регистрацию судов, согласно ст. 35 Кодекса ТМ являются:
- капитаны морских торговых портов - в отношении пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных судов, а также других судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных прогулочных судов;
- органы технического надзора за судами - в отношении спортивных и прогулочных судов независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также иных судов, к которым не применяются правила, установленные п. 2 ст. 23 Кодекса ТМ.
Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87 (далее - Правила N 87). Датой регистрации судов согласно п. 4 Правил N 87 является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, бербоут-чартерный реестр либо реестр строящихся судов.
В Государственном судовом реестре подлежат регистрации пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, другие несамоходные суда с главными двигателями мощностью не более 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, исключение составляют спортивные и прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях (п. 14 Правил N 87).
Военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре только в том случае, если они используются в коммерческих целях, в противном случае эти суда регистрации не подлежат.
Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.
В бербоут-чартерном реестре судов на основании п. 50 Правил N 87 подлежат регистрации суда, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по бербоут-чартеру, при условии того, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 1 ст. 15 Кодекса ТМ, и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приняла решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В Российском международном реестре судов подлежат регистрации суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (буксировки, ледокольной проводки, спасательных операций и иных услуг), что установлено п. 59 Правил N 87.
Правила регистрации судов рыбопромыслового флота утверждены Приказом Госкомрыбоводства России от 31 января 2001 г. N 30 "Об утверждении Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах".
Капитан торгового порта при осуществлении регистрации судов и прав на них должен выдать следующие документы:
- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
- свидетельство о праве собственности на судно;
- свидетельство о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно);
- свидетельство о регистрации ипотеки судна;
- свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов;
- свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра Российской Федерации (Российского международного реестра судов).
Образцы перечисленных документов приведены в Приложениях к Правилам N 87.
Согласно п. 1 ст. 16 Кодекса ВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством, что следует из п. 3 ст. 16 Кодекса ВВТ. Единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, согласно п. 5 ст. 16 Кодекса ВВТ является государственная регистрация судна.
Основанием государственной регистрации судна и прав на него в соответствии со ст. 18 Кодекса ВВТ являются:
- акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
- договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- свидетельство о праве на наследство;
- вступившее в законную силу решение суда;
- свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органами, осуществляющими государственную регистрацию судов, согласно ст. 17 Кодекса ВВТ являются:
- государственные речные судоходные инспекции бассейнов - в отношении самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов; прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн;
- капитаны речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитаны морских портов - в отношении судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих судоходство, связанное с выходом на морские пути.
Пунктом 2 ст. 19 Кодекса ВВТ установлено, что порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 (далее - Правила N 144).
При осуществлении государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними согласно п. 130 Правил N 144 выдаются следующие документы:
- свидетельство о праве собственности на судно;
- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
- свидетельство о государственной регистрации прав на судно (строящееся судно);
- свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра Российской Федерации.
Перечисленные свидетельства выдаются правообладателю при государственной регистрации любого вещного права на судно.
Обратите внимание, регистрирующий орган должен на оригинале правоустанавливающего документа поставить штамп регистрационной надписи на документах, который также удостоверяет проведение государственной регистрации договоров и иных сделок в отношении судна. На штампе должна стоять дата государственной регистрации и номер, под которым сделка зарегистрирована в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Если одновременно с государственной регистрацией сделки регистрируется право на судно, возникающее на основании этой сделки, правообладателю выдается Свидетельство о государственной регистрации права на судно (строящееся судно), а в штампе на оригинале правоустанавливающего документа указываются серия и номер выданного свидетельства и дата его выдачи.
Если же государственная регистрация сделки совершена, но право собственности на судно не возникло, то свидетельство не выдается, а в штампе делается запись об этом.
Государственная регистрация судов - процедура платная.
Уплата государственной пошлины регулируется гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, размеры государственной пошлины за регистрацию судов установлены ст. 333.33 НК РФ.
Космическая и авиационная техника, морские и речные суда учитываются организациями в качестве объектов основных средств, если удовлетворяют условиям, установленным п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
Следует заметить, что ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не устанавливают специальных правил в отношении учета рассматриваемых в статье объектов, в связи с чем их учет осуществляется в общем порядке.
Отметим лишь, что в целях исчисления налога на прибыль основополагающим моментом для принятия объектов к учету является документально подтвержденный факт подачи документов на регистрацию права собственности на приобретаемое имущество. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию объекта недвижимости.





Статьи по теме: