Главная - Статьи

Контроль за качеством деятельности аудиторской организации

 

Основная цель контроля за качеством работы аудиторских организаций - обеспечение разумной уверенности в том, что аудит и сопутствующие аудиту услуги:

- соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 01.07.2010) и других нормативных актов Российской Федерации, Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее - ПСАД), внутренних правил (стандартов), разрабатываемых саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРОА);

- гарантируют высокое качество выполнения всех заданий.

Кроме того, выданное аудиторское заключение должно соответствовать условиям конкретного задания.

Статья 10 Закона N 307-ФЗ устанавливает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны разрабатывать и соблюдать принципы внутреннего контроля за качеством работы.

В ПСАД N 7 "Внутренний контроль качества аудита", действовавшем до 2008 г., определены требования по обеспечению внутреннего контроля качества аудита как к деятельности организации в целом, так и к выполнению отдельных аудиторских заданий. К данному Стандарту разработаны Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол N 18 от 21 - 22 октября 2003 г. Положения этого документа носят рекомендательный характер и помогают аудиторским организациям в разработке процедур, направленных на выполнение требований ПСАД N 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 863 внесло значительные изменения в структуру и содержание ПСАД N 7. Новое название Стандарта N 7 - "Контроль качества выполнения заданий по аудиту". В основном данный Стандарт направлен на организацию внутреннего контроля качества при проведении аудита. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 557 введено в действие ПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Данный Стандарт рассматривает в основном контроль качества аудита применительно к деятельности организации в целом и контроль за оказанием сопутствующих и прочих услуг. В п. 4 ПСАД N 34 определена обязанность аудиторских организаций самостоятельно разрабатывать принципы и процедуры контроля за качеством. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России разработаны Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации, которые учитывают специфику новых ПСАД (Протокол N 80 от 26.11.2009).

Информация о целях и основных элементах системы контроля за качеством услуг должна быть доведена до сведения каждого работника организации. Учитывая важность обратной связи с работниками организации по вопросам контроля качества услуг, необходимо поощрять работников в выражении их мнения по данному вопросу. В аудиторской организации надлежащим образом должна проводиться работа с жалобами и претензиями по поводу того, что работа, выполненная аудиторской организацией, не соответствует ПСАД и нормативным правовым актам Российской Федерации или не соблюдены процедуры контроля за качеством работы аудиторской организации. Отметим, что основная часть элементов системы контроля качества ранее в рамках ПСАД N 7 "Внутренний контроль качества аудита" практически не рассматривалась. Неизменной осталась обязанность аудиторской организации выполнять этические требования и вести кадровую работу.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы контроля качества аудиторских услуг.

 

Обязанности руководства аудиторской организации обеспечивать качество аудиторских услуг

 

Руководитель аудиторской проверки должен обеспечивать высокое качество выполнения всех заданий, что является его первостепенной задачей. В связи с этим аудиторская организация должна направлять достаточный объем средств на развитие и документирование принципов контроля качества услуг. Информация о поощрении высококачественной работы может доводиться до сведений работников аудиторской организации следующими способами:

- обучающие семинары;

- совещания;

- формальные и неформальные беседы;

- внутренние отчеты;

- методические материалы.

Этические требования

Аудиторской организацией должны быть разработаны принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность, что ее работниками соблюдаются необходимые этические требования.

Основное внимание ПСАД уделено требованию соблюдения независимости. Нормативными актами, раскрывающими требования независимости, являются:

- Закон N 307-ФЗ (ст. 8);

- ПСАД N 1 (п. 3);

- Кодекс этики аудиторов России (разд. 9).

В табл. 1 представлены мероприятия, которые должны обеспечить соблюдение принципа независимости.

Таблица 1

Соблюдение принципа независимости

Мероприятия

Стандарт
аудиторской
деятельности

Требования к процедурам

Доведение
требований до
сведения
работников

Пункт 16
ПСАД N 34

Руководители заданий обязаны предоставлять
аудиторской организации информацию о
заданиях с целью соблюдения своей
независимости при работе с клиентом
Работники аудиторской организации обязаны
сообщать информацию о возможной угрозе ее
независимости
Сбор и накапливание соответствующей
информации должны осуществляться специально
уполномоченным работником аудиторской
организации

Выявление
обстоятельств,
создающих угрозу
независимости
(угрозу
"привычности")

Пункты 17,
18, 21, 22
ПСАД N 34

Информация о выявленных нарушениях
принципов независимости с целью их
своевременных устранений должна быть
сообщена работниками аудиторской
организации
Должны быть предоставлены письменные
подтверждения соблюдения принципов и
процедур независимости
Необходима периодическая (не реже одного
раза в 7 лет) ротация работников,
осуществляющих руководство аудитом
Обзорная проверка качества выполнения
задания

Действия по
устранению угроз
либо сведению их
до приемлемого
уровня

Пункт 18
ПСАД N 34

Сведение угрозы независимости до
минимального уровня
Отказ от выполнения задания
Включение вопросов независимости в
обучающие программы

Мероприятия, указанные в табл. 1, актуальны и при проверке соблюдения принципа независимости применительно к конкретному заданию по аудиту, что отражено в п. 10 ПСАД N 7.

Аудиторская организация должна документально оформлять выводы в отношении независимости и все имеющиеся по этому вопросу аргументы.

 

Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества

 

Аудиторская организация решает, принять на обслуживание нового клиента или продолжить сотрудничество с уже существующим клиентом на основе принципов и требований к процедурам, представленным в табл. 2.

Таблица 2

Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества

Принципы

Стандарт
аудиторской
деятельности

Объекты проверки

Честность
руководства
предполагаемого
аудируемого лица

Пункт 25
ПСАД N 34,
п. 14
ПСАД N 7

Личность и деловая репутация основных
собственников клиента
Характер хозяйственных операций клиента.
Проявления ненадлежащего объема аудита
Признаки того, что клиент занимается
легализацией (отмыванием) доходов,
полученных в результате криминальной
деятельности

Способность
аудиторской
организации
выполнить задание

Пункт 27
ПСАД N 34,
п. 14
ПСАД N 7

Знания работников в конкретной отрасли и
области
Опыт применения требований нормативных
правовых актов Российской Федерации
Наличие достаточного для выполнения
задания количества работников с
соответствующей профессиональной
компетентностью
Способность аудиторской организации
выполнить задание в установленные сроки

Нарушение
этических
требований

Пункт 28
ПСАД N 34,
п. 14
ПСАД N 7,
разд. 3
Кодекса
аудиторов
России

Выявление потенциального конфликта
интересов
Принятие мер предосторожности с целью
устранения угрозы или сведения ее до
приемлемого уровня

В случае несоблюдения хотя бы одного из указанных принципов аудиторская организация обязана отказаться от выполнения задания и от дальнейшего сотрудничества с клиентом. Процедуры, регулирующие порядок отказа, рассмотрены в п. 31 ПСАД N 34.

 

Кадровая работа

 

Выполнение заданий по аудиту и сопутствующим аудиту услугам требует обеспечения разумной уверенности аудиторской организации в достаточном по количеству и профессиональному уровню кадровом составе. В табл. 3 представлены направления кадровой работы при выполнении поставленных задач.

Таблица 3

Кадровая работа

Принципы

Стандарт
аудиторской
деятельности

Процедуры

Наем работников

Пункт 33
ПСАД N 34,

Отбор достойных работников, стремящихся
развивать свои навыки и профессиональную
компетентность

Оценка
результатов
выполнения
работы,
установление
оплаты труда,
порядка повышения
в должности

Пункт 36
ПСАД N 34,

Информирование работников о своих
ожиданиях в отношении выполнения заданий и
соблюдения этических принципов
Оценка и консультирование работников в
отношении порядка выполнения работ,
развития профессиональной компетенции и
роста
Информирование работников о том, что
качество выполнения работ и соблюдение
этических требований ведут к повышению в
должности или, наоборот, к дисциплинарным
мерам

Проверка
профессиональной
компетенции и
навыков
работников

Пункт 41
ПСАД N 34,
п. 18
ПСАД N 7

Данное направление включает проверку:
понимания заданий и практического опыта;
выполнения аналогичных по характеру и
сложности заданий;
знания и понимания ПСАД и требований
нормативных актов Российской Федерации;
соответствующих технических знаний;
знаний специфики отрасли, в которой клиент
осуществляет свою деятельность;
способности формировать профессиональное
суждение

Оценка
профессионального
развития
работников

Пункты 34,
35 ПСАД N 34

Организация профессионального образования,
постоянного профессионального обучения
Приобретение опыта в процессе работы
Обучение менее опытных специалистов более
опытными, в том числе внутри аудиторской
группы

 

Выполнение задания

 

Ведущую роль здесь играют рекомендации по проведению обзорных проверок качества выполнения задания, предшествующие выдаче аудиторского заключения. Обзорная проверка качества выполнения задания включает объективную оценку значимых суждений, сформированных участниками аудиторской группы, и выводы, лежащие в основе аудиторского заключения.

Перед началом выполнения задания необходимо провести инструктаж аудиторской группы (п. 44 ПСАД N 34, п. 21 ПСАД N 7). Все члены аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания.

В процессе выполнения задания должны соблюдаться положения применяемых стандартов (п. 19 ПСАД N 7). Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за распределение работ, надзор и выполнение задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и стандартами аудиторской деятельности.

В порядке надзора за выполнением задания, обучения сотрудников и инструктажа осуществляются (п. п. 45, 46 ПСАД N 34, п. п. 22 - 26 ПСАД N 7):

- наблюдение за ходом выполнения задания;

- оценка навыков и профессиональной компетенции каждого члена аудиторской группы;

- решение значимых вопросов, возникающих в ходе выполнения задания, в том числе в отношении которых необходимо проведение консультаций или рассмотрение более опытными членами группы.

В соответствии с п. п. 55 - 69 ПСАД N 34, п. п. 37 - 40 ПСАД N 7 необходимо соблюдать:

- характер, временные рамки и объем обзорной проверки качества выполнения заданий;

- требования к лицам, осуществляющим обзорную проверку;

правила документального оформления проверки качества.

Результаты выполненной работы должны быть документированы (п. 69 ПСАД N 34). Результаты должны подтверждать:

- осуществление установленных в аудиторской организации процедур обзорной проверки качества выполнения задания;

- проведение обзорной проверки до выдачи заключения;

- отсутствие выводов о том, что сформированные аудиторской группой значимые суждения и выводы являются ненадлежащими.

 

Мониторинг

 

Мониторинг включает текущий анализ и оценку системы контроля за качеством работы аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий.

В заключение отметим, что аудиторские организации, внедряя в свою практическую деятельность стандарты контроля за качеством услуг, разработанные на основе требований ПСАД, могут значительно повысить качество выполняемой работы. Это является необходимым условием их высокого профессионального уровня.





Статьи по теме: