Главная - Статьи

Комментарий к статье 17 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Комментарий к ст. 17

Выделение в отдельную статью норм, регулирующих общие правила составления и представления отчетности при ликвидации юридических лиц, также является законодательной новацией. В прежнем Законе о БУ данные вопросы не затрагивались.
Общие требования, которые регулируют порядок ликвидации юридического лица, установлены ст. 61 ГК РФ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, или по решению суда.

Основаниями для ликвидации юридического лица по решению учредителей или уполномоченных лиц могут быть:

  • истечение срока, на который создано юридическое лицо;
  • достижение цели, ради которой оно создано.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, определены ст. 62 ГК РФ:
- учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны:

  • незамедлительно (в трехдневный срок) письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;
  • назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 64 ГК РФ установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь - расчеты с другими кредиторами.
Примечание. С 1 июля 2013 г. абз. 2 п. 1 ст. 64 ГК РФ будет дополнен словами "... о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения" (см. Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ).

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юрлица. Таким образом, в течение периода ликвидационных мероприятий в ликвидируемой организации составляется как минимум два баланса - промежуточный и ликвидационный. На практике промежуточный баланс может составляться после удовлетворения требований кредиторов каждой очереди.

Ни промежуточный, ни ликвидационный балансы формами годовой или промежуточной отчетности не являются. Однако в том случае, когда ликвидационные мероприятия охватывают период, включающий отчетную дату, данные промежуточного баланса могут использоваться при формировании годовой или промежуточной отчетности. Разумеется, должны быть учтены результаты фактов хозяйственной деятельности, имевших место с даты составления промежуточного баланса до даты, по состоянию на которую формируется отчетность. Чаще всего такими фактами являются расчеты с кредиторами.

Ликвидируемые организации, как правило, не представляют интереса для потенциальных инвесторов в части дальнейшего развития бизнеса, однако данные об имуществе ликвидируемых организаций должны иметь определенное значение для экономических субъектов, занятых в той же сфере деятельности. Так как будущая отчетность организаций будет ориентирована прежде всего на отражение данных о финансовом состоянии экономического субъекта, данные о его имущественном положении могут оказаться неполными или недостаточными. В этих условиях возрастает роль приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах деятельности, прежде всего к пояснительной записке (в которой необходимые данные могут группироваться и детализироваться с учетом запросов заинтересованных пользователей).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом по суду влечет ликвидацию такого юрлица.

Коммерческая организация может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Применение перечисленных процедур и реализация мероприятий, проводимых в рамках указанных процедур, не означают, что организация, признанная банкротом, в конечном счете будет ликвидирована. Тем не менее, если предпринятых мер оказывается недостаточно либо оздоровление организации признается невозможным или нецелесообразным, проводится ликвидация юридического лица.

Основной особенностью, которую следует учитывать при составлении промежуточного, ликвидационного балансов и последней бухгалтерской отчетности, является необходимость осуществления дополнительных расходов, а также особый порядок расчетов с кредиторами организации, ликвидируемой в порядке банкротства.

Статьями 134 - 138 Закона о банкротстве установлен порядок удовлетворения требований кредиторов, несколько отличающийся от норм ст. 64 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае если прекращение деятельности организации - должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в очередности, установленной в п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

Так, в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абз. 2 настоящего пункта.

В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам (п. 3 ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда (С 1 июля 2013 г. абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве после слов "морального вреда..." будет дополнен словами "компенсации сверх возмещения вреда" (см. Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ)), а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности. В третью очередь - расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам. После расчетов с кредиторами третьей очереди осуществляются расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Таким образом, фактически установлено три группы расчетов с кредиторами:

1) расчеты, осуществляемые вне очереди;

2) расчеты, осуществляемые в порядке текущих платежей;

3) расчеты с кредиторами, производимые в общем порядке.

В связи с этим может оказаться целесообразным составление промежуточного баланса после удовлетворения требований кредиторов каждой из перечисленных групп.

В том случае, когда ликвидационные мероприятия проводятся в течение периода, включающего в себя отчетную дату, в пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской отчетности (или в ином аналогичном приложении, которое будет установлено соответствующим федеральным стандартом), целесообразно указать кредиторскую задолженность в разрезе приведенной выше группировки.

Пунктом 4 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете установлено общее правило составления последней бухгалтерской отчетности ликвидированной организации, составляемой на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. В соответствии с нормой п. 4 при составлении последней бухгалтерской отчетности должны быть учтены данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Такими фактами могут быть операции по распределению остатков имущества ликвидированного юридического лица после удовлетворения требований всех кредиторов. Таким образом, предполагается, что остатки активов и обязательств на конец отчетного периода должны быть нулевыми.

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: