Главная - Статьи

Комментарий к статье 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете": Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

Комментарий к п. 1 ст. 18

Статья 18 нового Закона о бухгалтерском учете заменила (по совокупности содержащихся в ней норм, регулирующих порядок представления бухгалтерской отчетности) ст. 15 "Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности" прежнего Закона о БУ. При этом состав требований весьма существенно изменился.
Отсутствие в тексте нового Закона о бухгалтерском учете статьи об адресах и сроках представления бухгалтерской отчетности позволило некоторым экспертам в области бухгалтерского учета и права сделать вывод о возникшей правовой коллизии между требованиями законодательства о бухгалтерском учете и налогового законодательства, а также о том, что в связи со вступлением нового Закона о бухгалтерском учете в силу представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы будет необязательным (либо необходимы внесения в ст. 23 НК РФ).

На самом деле реального противоречия норм нового Закона о бухгалтерском учете нормам налогового законодательства нет, как нет и существенной разницы между требованиями нового Закона о бухгалтерском учете и прежнего Закона о БУ.

Пункт 1 ст. 15 прежнего Закона о БУ обязывал организации (за исключением бюджетных, казенных учреждений) представлять годовую бухгалтерскую отчетность только территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации (и, разумеется, собственным заинтересованным пользователям). В отношении обязанности по представлению отчетности другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям существовала отсылочная норма - к законодательству РФ.

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, бухгалтерская отчетность в налоговые органы будет представляться по-прежнему в том объеме и в те сроки, которые установлены для представления обязательного экземпляра отчетности в органы государственной статистики. А то обстоятельство, что в тексте ст. 23 НК РФ номер и дата принятия Закона о бухгалтерском учете не указаны, исключает необходимость внесения изменений в налоговое законодательство и в части уточнения реквизитов законодательного акта.

Комментарий к п. 2 ст. 18

В п. 2 ст. 18 комментируемого Закона установлен срок представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики и иным пользователям бухгалтерской отчетности. Отличия от нормы п. 2 ст. 15 прежнего Закона о БУ нельзя назвать существенными, тем не менее они есть. Ранее действовала норма, в соответствии с которой организации (за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций) были обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, во-первых, не установлены сроки для представления промежуточной отчетности. Вероятно, это обусловлено тем, что комплект промежуточной отчетности не подпадает под определение обязательного экземпляра.

Во-вторых, уточнено, что отчетность представляется не позднее трех месяцев (а не 90 дней) после окончания отчетного периода (а не отчетного (календарного) года). Из этого следует, что в високосный год последним сроком представления годовой отчетности (организациями, продолжавшими деятельность по состоянию на 31 декабря) теперь также является 31 марта. Кроме того, однозначно урегулирован вопрос со сроками представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности в случае ликвидации или реорганизации экономического субъекта. В указанных случаях также будет действовать правило "трех месяцев". Например, если организация ликвидирована 15 декабря, то последним сроком представления обязательного экземпляра отчетности для нее будет 14 марта следующего года.

Комментарий к п. п. 3 и 4 ст. 18

Нормы, закрепленные в п. п. 3 и 4 ст. 18 комментируемого Закона, являются принципиально новыми для системы регулирования бухгалтерского учета и доступа к бухгалтерской информации. Ранее мы уже обращали внимание на то, что отдельными положениями нового Закона о бухгалтерском учете резко сужена сфера применения режима коммерческой тайны в отношении к бухгалтерской информации. Создание информационного ресурса при Росстате, по-видимому, является развитием и логическим продолжением обозначившейся тенденции.

В настоящее время создается единая межведомственная информационно-статистическая система, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2010 N 367.

Пунктом 4 названного Положения установлено, что доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе. Из нормы п. 4 ст. 18 нового Закона о бухгалтерском учете следует, что в общем случае пользование государственным информационным ресурсом, объединяющим данные бухгалтерской отчетности экономических субъектов, будет платным. Из этого можно сделать вывод, что указанный государственный информационный ресурс будет формироваться и функционировать вне рамок названной единой межведомственной информационно-статистической системы.

Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, в состав полномочий Росстата, в частности, включено:

  • обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ;
  • обеспечение пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг;
  • выполнение функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг.

Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что соответствующая нормативная база (по оказанию государственной услуги в виде пользования данными бухгалтерской отчетности, размеры и порядок взимания платы за услуги и т.п.) будет разрабатываться Федеральной службой государственной статистики.

В настоящее время соответствующие документы не разработаны и не приняты. На официальном сайте Росстата размещена конкурсная документация на выполнение технологической работы по теме "Разработка программного обеспечения оказания государственной услуги "предоставление данных бухгалтерской отчетности по запросам пользователей с портала государственных услуг".

К оглавлению: Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете"





Статьи по теме: