Главная - Статьи

Кодекс профессиональной этики аудиторов

 

Аудит в России давно уже перестал быть экзотическим видом профессиональной деятельности, и его необходимость все больше признается как на уровне государственных стандартов - обязательный аудит, так и на уровне управленческого персонала и учредителей компании, которые все чаще обращаются к услугам аудиторских компаний, проводя инициативный аудит. Однако до сих пор много споров и вопросов вызывают понятия профессиональных компетенций и этических норм в деятельности аудиторов. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Данный документ представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Во многом Кодекс профессиональной этики аудиторов (далее - Кодекс) носит декларативный характер, что, например, подтверждается основными принципами аудиторской этики: честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. При этом в Кодексе дается подробная расшифровка каждого из этих принципов, носящая общий характер. Так, соблюдение принципа конфиденциальности обязывает аудитора:
- обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть такую информацию;
- не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.
Или, например, аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:
- делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт;
- давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
Таким образом, во многом Кодекс является рамочным документом, не имеющим ничего общего с практической деятельностью аудитора. Однако в рассматриваемом документе есть и положения практического характера. В частности, в Кодексе приведены обстоятельства, при которых может возникнуть угроза личной заинтересованности аудитора, такие как:
- финансовая заинтересованность в клиенте у участника группы, выполняющей задание;
- чрезмерная зависимость аудиторской организации от общего размера вознаграждения, получаемого от одного клиента;
- тесные деловые отношения с клиентом у участника группы, выполняющей задание;
- обеспокоенность аудиторской организации возможностью потери значимого клиента;
- реальная возможность участника аудиторской группы стать работником аудируемого лица;
- условное вознаграждение, зависящее от результата выполнения задания, предусмотренное договором аудиторской организации с клиентом;
- обнаружение аудитором существенной ошибки при оценке результатов оказанных ранее услуг от имени аудиторской организации, в которой работает аудитор.
В Кодексе также рассматриваются обстоятельства, при которых может возникнуть угроза потери самоконтроля, в частности:
- выпуск аудиторской организацией заключения об эффективности функционирования финансовых систем, разработку или внедрение которых она же осуществляла;
- выполнение аудиторской организацией, осуществлявшей подготовку исходных данных для составления клиентом учетных записей, задания, предметом которого является проверка этих же учетных записей;
- наличие в составе аудиторской группы, выполняющей задание участника, который является или в недавнем прошлом являлся руководителем или иным должностным лицом этого клиента;
- наличие в составе аудиторской группы, выполняющей задание, участника, который работает или в недавнем прошлом работал у клиента в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет проверки;
- предоставление аудиторской организацией клиенту услуг, которые оказывают непосредственное влияние на предмет выполняемого для этого же клиента задания.
В свою очередь, примерами обстоятельств, при которых может возникнуть угроза шантажа, являются:
- угроза отстранения аудиторской организации от выполнения задания клиента;
- угроза клиента возбудить судебное разбирательство против аудиторской организации;
- оказание клиентом давления на аудиторскую организацию с целью необоснованного снижения объема выполняемых работ для сокращения вознаграждения;
- оказание давления на аудитора с целью заставить его согласиться с мнением работника клиента по определенному вопросу только потому, что этот работник имеет больше опыта в решении подобных вопросов;
- зависимость карьерного роста аудитора от согласия аудитора с ненадлежащим подходом к бухгалтерскому учету.

 

Меры предосторожности аудитора

 

Важным пунктом Кодекса является определение мер предосторожности аудитора, которые подразделяются на общие внутрифирменные и относящиеся к конкретному заданию. Так, общие внутрифирменные меры предосторожности могут включать:
- стиль руководства аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики;
- стиль руководства аудиторской организацией, при котором подразумевается, что участники группы, выполняющей задание, действуют в общественных интересах;
- правила и процедуры осуществления контроля и мониторинга качества выполнения заданий;
- документально зафиксированные правила, предусматривающие необходимость выявления угроз нарушения основных принципов этики, оценку их значимости и применение мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня, или в случаях, когда надлежащие меры предосторожности не могут быть предприняты или их вообще не существует, прекращение выполнения задания или отказ от такого задания на этапе его принятия;
- документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов этики;
- правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской организацией или участниками группы, выполняющей задание, и клиентами; правила и процедуры контроля зависимости доходов аудиторской организации от поступлений от одного клиента и при необходимости сокращение такой зависимости;
- привлечение других руководителей и групп для выполнения заданий, не обеспечивающих уверенность для аудируемого лица;
- правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся участниками группы, выполняющей задание, ненадлежащим образом влиять на результаты задания;
- своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации и изменениях в них до сведения всех руководителей заданий и профессиональных работников и надлежащая организация обучения этим правилам и процедурам;
- назначение ответственного лица за должное функционирование системы внутреннего контроля качества из числа руководителей аудиторской организации;
- информирование всех руководителей и работников аудиторской организации обо всех аудируемых лицах и связанных с ними сторонах, независимость по отношению к которым все руководители и работники должны соблюдать;
- дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации;
- официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие работников сообщать руководству аудиторской организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов этики.
Безусловно, все эти меры предосторожности носят поверхностный характер и не содержат конкретных механизмов действия, однако они позволяют определить перечень документов, которые необходимо разработать и принять в аудиторской компании для повышения качества работы и снижения рисков в процессе профессиональной деятельности аудитора. Кроме того, в Кодексе сформулированы меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию, в т.ч.:
- привлечение к проверке выполненной работы аудитора, не участвовавшего в выполнении задания, или обращение к нему для получения необходимой консультации;
- получение консультаций от независимой третьей стороны, например комитета по аудиту клиента, саморегулируемой организации аудиторов или иных сторонних аудиторов;
- обсуждение этических вопросов с представителями собственника клиента;
- раскрытие представителям собственника клиента характера оказываемых услуг и размера вознаграждения за них;
- привлечение другой аудиторской организации для выполнения (повторного выполнения) части задания;
- ротация руководящего состава группы, выполняющей задание.

 

Процедура взаимодействия аудиторской компании с клиентами

 

В Кодексе рассмотрена и процедура взаимодействия аудиторской компании с клиентами.
Так, прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитор должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, возникнуть при наличии сомнительных характеристик клиента (его собственников, руководящих лиц или деятельности), таких как:
- участие клиента в незаконной деятельности (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, коррупция, коммерческий подкуп);
- репутация непорядочного контрагента;
- сомнительная практика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня.
Такими мерами предосторожности могут быть:
- понимание деятельности клиента;
- получение информации о собственниках, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность клиента;
- получение от клиента гарантированных заверений усовершенствовать практику корпоративного поведения (управления) либо систему внутреннего контроля.
Одним из важных вопросов в аудиторской деятельности является также определение размера вознаграждения за оказываемые услуги, его корректность, реальность и обоснованность.
Поэтому в Кодексе аудитора подробно рассмотрен и этот вопрос.
Так, при ведении переговоров о профессиональных услугах аудитор может назначать любое вознаграждение, которое он сочтет соответствующим его услугам. Назначение одним аудитором вознаграждения меньше, чем назначает другой аудитор, само по себе не считается неэтичным поступком. Однако такая ситуация может привести к угрозе нарушения основных принципов этики. Например, если размер назначенного вознаграждения настолько мал, что не позволит аудитору выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, то возникшая угроза личной заинтересованности может привести к угрозе нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
Факт возникновения и значимость этих угроз зависят от таких факторов, как размер назначенного вознаграждения и параметры услуг, к которым он относится.
В определенных обстоятельствах аудитор может получать вознаграждение и за посредничество или комиссионное вознаграждение, связанное с его работой с клиентом.
Например, если аудитор не может предоставить конкретные запрашиваемые услуги, он может получить плату за то, что направляет своего клиента к другому аудитору или эксперту.
Кроме того, аудитор может сам выплачивать вознаграждение с целью получить клиента, который продолжает оставаться клиентом другого аудитора, не оказывающего услуги, запрашиваемые в данный момент этим клиентом.
При этом в перечисленных ситуациях аудитор должен оценить значимость любых угроз нарушения основных принципов этики и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня.
В частности, такими мерами предосторожности могут быть:
- раскрытие клиенту любых соглашений о выплате посреднического вознаграждения другому аудитору за переданную ему работу;
- раскрытие клиенту любых соглашений о получении посреднического вознаграждения за передачу работы с этим клиентом другому аудитору;
- заранее полученное согласие клиента на оказание аудитором комиссионных услуг, связанных с продажей клиенту товаров, или оказание услуг третьей стороной.
Отдельно в Кодексе аудитора отмечается, что он не должен принимать на хранение денежные средства и иные активы клиента, за исключением разрешенных законодательством случаев, т.к. в этой ситуации возникает угроза личной заинтересованности в отношении принципа профессионального поведения и принципа объективности.
Аудитор, которому доверены активы, принадлежащие другим лицам, должен:
- хранить такие активы отдельно от своих активов или активов аудиторской организации;
- использовать такие активы исключительно по назначению;
- всегда быть готовым отчитаться за такие активы перед любым лицом, имеющим право на эту информацию;
- соблюдать все требования нормативных правовых актов, имеющие отношение к хранению и учету таких активов.
В целом Кодекс профессиональной этики аудиторов является общим документом, характеризующим основные принципы аудиторской этики. Большого практического значения этот документ, скорее всего, иметь не будет, однако его принятие может послужить мотивирующим фактором для разработки более конкретных и детальных кодексов профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях аудиторов и аудиторских фирмах.
 

Сентябрь 2012 г.





Статьи по теме: