Главная - Консультации

Классификация основных средств и бухучет

 

С 1 января 2017 года Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" будет действовать в новой редакции, из которой исключено положение о том, что данная Классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета. С чем связано это нововведение и как оно повлияет на ведение бухгалтерского учета основных средств?

Новшество обусловлено изменением роли Правительства РФ в регулировании бухгалтерского учета. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Правительство РФ осуществляло общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации. Теперь в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) в качестве государственных регуляторов бухгалтерского учета выступают только уполномоченные федеральные органы, которыми являются Минфин и ЦБ РФ; Правительство РФ в этом Законе не упоминается.

В пояснительной записке к Постановлению Правительства РФ N 640 указано, что исключение из Постановления Правительства РФ N 1 фразы о его применимости и для целей бухгалтерского учета связано с тем, что правила формирования в бухучете информации об основных средствах, в том числе в части установления срока полезного использования, установлены нормативными правовыми актами Минфина.

Какие последствия влечет данное изменение для организаций, ранее указывавших в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что сроки полезного использования основных средств определяются в соответствии с налоговой Классификацией, то есть совпадают со сроками их использования для целей налогообложения, устанавливаемыми согласно данной Классификации? Понятно, что это существенно облегчало и упрощало жизнь организаций, в том числе за счет сужения сферы применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". При том что таких организаций было подавляющее большинство.

Одно из законодательно установленных требований к бухгалтерской учетной политике - организация обеспечивает отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Применительно к вопросу о сроках полезного использования основных средств это требование выражается в установлении такого срока, который бы максимально соответствовал реальному периоду времени, в течение которого объект сможет приносить организации экономические выгоды (п. 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

Предполагается (презюмируется, как сказали бы юристы), что в целом в Классификации установлены экономически обоснованные сроки полезного использования основных средств. Именно из этого исходил, например, Президиум ВАС, противопоставляя произвольному определению сроков полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета определение их для этих целей с учетом данной Классификации (Постановление от 05.07.2011 N 2346/11).

Следовательно, ориентация в целом при установлении сроков полезного использования основных средств для целей бухгалтерского учета на налоговую Классификацию не противоречит требованию приоритета содержания перед формой. Необходимо подчеркнуть недостаточность ссылок на одно лишь требование к учетной политике обеспечить рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности) (п. 6 ПБУ 1/2008), поскольку стремление к рациональности не может быть основанием и оправданием нарушения других требований к учетной политике, отступления от принципов (допущений) и правил бухгалтерского учета.

Таким образом, на практике организация по-прежнему может в большинстве случаев устанавливать в бухгалтерском учете такие же сроки полезного использования основных средств, как и в налоговом учете в соответствии с Классификацией. Но с двумя оговорками.

Во-первых, как представляется, правильнее будет не прописывать этого в учетной политике. У каждой организации есть (должен быть) свой порядок определения этих сроков согласно нормам п. 20 ПБУ 6/01, зависящий от масштабов ее деятельности, организационной структуры, количества основных средств и т.д. Где-то это делает комиссия по основным средствам, где-то - один бухгалтер и т.д. И именно этот порядок - по возможности без упоминания налоговой Классификации основных средств - должен быть описан в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Во-вторых, надо помнить, что об установлении в Классификации экономически обоснованных сроков полезного использования основных средств можно говорить лишь именно в общем - особенности, связанные с конкретными условиями использования основных средств (например, агрессивная среда, в том числе климатические условия, режим эксплуатации (интенсивность, сменность), установка на быстрейшее обновление или на максимально продолжительное сохранение основных фондов и т.д.), в Классификации не учитываются. Поэтому при прогнозировании существенного отклонения реальных сроков полезного использования основных средств от сроков, приведенных в Классификации, организация должна устанавливать для конкретных основных средств первый из этих сроков.

Отметим, что с введением для обязательного применения нового ФСБУ "Основные средства" (пока что согласно Приказу Минфина России от 23.05.2016 N 70н это планируется сделать с 2018 года) невозможной станет еще нередко встречающаяся сегодня ситуация использования основных средств с истекшим сроком полезного использования. Проектом ФСБУ, разработанным Фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" на основе МСФО (как того требует п. 4 ст. 20 Закона о бухгалтерском учете), предусмотрено, что параметры амортизации, в том числе ее срок, подлежат проверке ежегодно в конце отчетного года, а также при наступлении фактов, свидетельствующих о возможном их изменении, и при необходимости изменения отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

Сегодня указанная ситуация, как правило, не считается нарушением норм бухгалтерского учета (даже тогда, когда она свидетельствует о явной экономической необоснованности сроков полезного использования основных средств, установленных при принятии их к учету) и не влечет замечаний со стороны аудиторов. А вот налоговые органы при проверке правильности исчисления налога на имущество могут предъявить претензии в необоснованности таких сроков и, соответственно, в отступлении от правил бухгалтерского учета (кроме названного выше Постановления Президиума ВАС РФ N 2346/11, см., например, Постановления АС МО от 04.02.2015 по делу N А40-130146/13 (Определением ВС РФ от 29.05.2015 N 305-КГ15-4746 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда), ФАС МО от 13.05.2014 по делу N А40-5771/12 и от 07.05.2014 по делу N А40-24756/13 (Определением ВС РФ от 25.09.2014 N 305-КГ14-1477 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда)).

Март 2017 г.





Консультации по теме: