Главная - Консультации

ККТ: торговля алкоголем в розницу на вмененке

 

Вот уже без малого 3 года, как плательщикам ЕНВД разрешили не применять контрольно-кассовую технику при расчетах наличными за товары, работы, услуги. Но при условии выдачи по требованию покупателя документа, заменяющего чек ККТ, например товарного чека, квитанции (Статья 5 Закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ; п. 2.1 ст. 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). При этом в Законе о госрегулировании оборота алкоголя существует норма, обязывающая иметь ККТ все организации, торгующие в городах алкоголем в розницу, в том числе пивом крепче 5 градусов (Пункт 6 ст. 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Закон N 171-ФЗ); п. 11 ст. 5 Закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) (до 22.07.2011 - алкоголем крепче 15 градусов (Пункт 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ (старая ред.))). Без этого продавать в розницу алкоголь запрещено (Статья 26 Закона N 171-ФЗ).

 

Внимание! Предприниматели не имеют права торговать алкоголем (за исключением пива) (Пункт 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ).

На этом основании налоговики на местах пытаются штрафовать за неприменение ККТ  (Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ) тех вмененщиков, которые при продаже спиртного не выбивают чеки. Ладно бы только спиртного, порой даже обычной газировки! Ведь кое-кто из налоговиков считает, что наличие у "вмененной" компании лицензии на право торговать алкоголем уже само по себе обязывает ее применять ККТ (Постановление 13 ААС от 20.01.2012 по делу N А21-6039/2011). Давайте посмотрим, правомерно ли это и какие еще проблемы могут возникнуть у "алковмененщиков", не имеющих ККТ.

 

Штрафа за неприменение ККТ быть не должно

 

Дело в том, что норма, освобождающая вмененщиков от гнета ККТ (Пункт 2.1 ст. 2 Закона о ККТ), "не содержит каких-либо исключений [ее] применения... в отношении реализации алкогольной продукции". Это признает даже Минфин (Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-01-15/4-141). Аналогичный довод приводят и некоторые суды (Решение АС Свердловской области от 09.02.2011 по делу N А60-44341/2010-С8; Постановление 17 ААС от 20.12.2011 N 17АП-12641/2011-АК), признавая незаконным привлечение вмененщиков к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление 17 ААС от 23.06.2011 N 17АП-4608/2011-АК). А еще они говорят, что по смыслу "алкогольного" Закона розничные продавцы алкоголя обязаны иметь ККТ, а не применять ее. Если касса есть, но просто не используется, то никакого нарушения в этом нет (Постановления 2 ААС от 25.11.2011 по делу N А29-4192/2011; 12 ААС от 07.02.2011 по делу N А06-5655/2010).

 

Зато есть штраф за отсутствие ККТ у "алковмененщика"

 

Поскольку Закон N 171-ФЗ предписывает именно иметь ККТ, то ее отсутствие расценивается как нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Часть 3 ст. 14.16 КоАП РФ; Письмо Минфина России от 03.09.2009 N 03-01-15/9-441; Решение АС Свердловской области от 09.02.2011 по делу N А60-44341/2010-С8). За это предусмотрен штраф: для фирмы - от 30 000 до 40 000 руб. (возможна конфискация алкоголя); для ее руководителя - от 3000 до 4000 руб. Привлекать к ответственности за это нарушение могут органы полиции (Часть 1 ст. 23.3 КоАП РФ), Роспотребнадзора (Часть 1 ст. 23.49 КоАП РФ), Росалкогольрегулирования (Часть 1 ст. 23.50 КоАП РФ; п. 5.6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154). Как видим, налоговики в этом списке не значатся.
Но угроза штрафа по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - не главная проблема вмененщиков, торгующих алкоголем без применения ККТ.

 

Без кассы могут быть проблемы с лицензией

 

Лицензии на розничную продажу алкоголя по-прежнему выдаются региональными либо местными властями (Пункт 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Однако с июля 2011 г. порядок выдачи лицензий единый, регионы не могут больше устанавливать свои правила (Статья 19 Закона N 171-ФЗ). При этом в установленный Законом перечень документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган, не входит документ, подтверждающий наличие ККТ, зарегистрированной в налоговой инспекции. А требовать от заявителя не предусмотренные Законом документы лицензирующий орган не вправе (Пункты 3.2, 3.3 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).
Но многие субъекты РФ то ли до сих пор еще не в курсе изменений, затронувших их компетенцию в части лицензирования розничной продажи алкоголя, то ли просто игнорируют эти изменения.
Так, к примеру, в Республике Коми (Приложение 3 к Регламенту, утв. Приказом Службы РК по лицензированию от 17.07.2009 N 54-О), в Красноярском (Подпункт "з" п. 1 ст. 6 Закона Красноярского края от 06.07.2004 N 11-2179) и Хабаровском (Подпункт "и" п. 2.6 Регламента, утв. Приказом Министерства экономического развития Хабаровского края от 03.06.2009 N 23) краях, в Ленинградской (Подпункт "з" п. 6.1 Административного регламента, утв. Приказом Комитета экономического развития... Ленинградской области от 01.07.2011 N 12), Астраханской (Подпункт "з" п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства Астраханской области от 19.08.2009 N 440-П), Магаданской (Пункт 2.1.9 Порядка, утв. Постановлением Администрации Магаданской области от 06.05.2010 N 242-па), Самарской (Подпункт "ж" п. 2.6.1 Регламента, утв. Приказом Министерства экономического развития Самарской области от 29.04.2011 N 39) областях в пакет документов, необходимых для получения лицензии, до сих пор входит копия карточки регистрации ККТ. Соответственно, в том же Красноярске без зарегистрированной в налоговом органе ККТ вам не выдадут лицензию на розничную торговлю алкоголем. Это, конечно, неправильно, но тому, кому нужна лицензия, от этого не легче.
А в ряде регионов (к примеру, в Республиках Башкортостан (Пункт 6.3 Положения, утв. Постановлением Правительства РБ от 11.06.2004 N 107) и Бурятия (Пункт 4 Приложения N 6 к Регламенту, утв. Приказом Республиканской службы по потребительскому рынку от 12.12.2008 N 01-136)) наличие ККТ - одно из лицензионных требований и условий. То есть лицензию без ККТ, видимо, дадут, но потом, если отсутствие кассового аппарата обнаружится, лицензирующий орган в отношении фирмы может составить протокол о нарушении лицензионных условий (Часть 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
В свою очередь, на основании этого протокола суд может оштрафовать (Части 3, 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ): организацию - на 30 000 - 40 000 руб.; ее руководителя - на 3000 - 4000 руб. А если суд сочтет неприменение ККТ грубым нарушением лицензионных условий, тогда штраф будет таким: для организации - 40 000 - 50 000 руб.; для ее руководителя - 4000 - 5000 руб. В общем, "алковмененщику" для получения лицензии либо ее продления вряд ли удастся избежать приобретения ККТ.

 

* * *

 

А на десерт для тех "алковмененщиков", которых привлекли к ответственности за отсутствие ККТ, мы припасли вот какой аргумент. Ведь в споре с нашими госорганами все средства хороши.
Сопоставляя нормы "алкогольного" Закона и поправок в него, внесенных прошлым летом (Закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ), можно сделать вывод, что в период с 22.07.2011 по 01.07.2012 обязанности иметь ККТ вообще... нет. Согласно обновленной редакции "алкогольного" Закона п. 6 ст. 16 - именно в нем говорится, что продавать алкоголь без ККТ в городе нельзя, - вступит в силу только с 01.07.2012 (Пункт 4 ст. 6 Закона N 218-ФЗ). В то же время в Законе, которым были внесены поправки в Закон N 171-ФЗ, сказано, что этот запрет распространяется на правоотношения, возникшие после 22.07.2011 (Пункт 11 ст. 5 Закона N 218-ФЗ). Вот эту путаницу и можно попробовать использовать как аргумент в свою защиту.
 

Апрель 2012 г.





Консультации по теме: