Главная - Статьи

ККМ в платежных терминалах. Порядок регистрации

 

С этого года платежные терминалы должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой, отвечающей всем требованиям законодательства. Кроме того ККМ необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Таковы требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ (далее - Закон N 103-ФЗ).

С 1 апреля 2010 г. работа терминалов без ККМ запрещена. До 1 января 2014 г. при приеме платежей может применяться любая техника, включенная в госреестр ККМ до дня вступления в силу Закона N 103-ФЗ (то есть до 1 января 2010 г.). При этом допускается использование кассовой техники, не соответствующей требованиям Закона N 103-ФЗ, но при условии ее регистрации платежным агентом в инспекции до 1 января 2011 г.

Кассовую технику, включенную в госреестр после вступления Закона в силу, можно применять только, если она соответствует всем требованиям Закона N 103-ФЗ.

Зарегистрировать в инспекции ККМ, входящую в состав платежного терминала (банкомата), обязаны платежные агенты (операторы по приему платежей или платежные субагенты).

 

Документы и порядок регистрации

 

Для регистрации ККМ необходимо в налоговую инспекцию по месту учета подать заявление. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@. В заявлении указываются реквизиты бизнесмена, модель контрольно-кассовой техники, заводской номер, год выпуска. Кроме того, вписывается адрес и место установки платежного терминала (банкомата). Этот же адрес прописывается в карточке регистрации контрольно-кассовой техники. Также в инспекцию необходимо представить паспорт на ККМ и договор с центром технического обслуживания.

Примечание. Для регистрации кассового аппарата в составе платежного терминала в инспекцию необходимо представить заявление, паспорт ККМ, а также договор с центром технического обслуживания.

Организация представляет заявление в инспекцию по месту нахождения. Если терминал применяется обособленным подразделением, тогда - по месту нахождения данного подразделения. Предприниматель обращается в инспекцию по месту жительства. Если терминал расположен не по месту нахождения коммерсанта, а, скажем, в районе, подведомственном другой инспекции, регистрировать ККМ в составе терминала (банкомата) нужно все равно в налоговой по месту жительства.

Итак, бизнесмену понадобится три документа: заявление, паспорт ККМ, договор с ЦТО. Представление договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на помещение законом не предусмотрено (Письмо Минфина России от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-407).

Платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных ст. 5 Закона N 103-ФЗ: наименование документа (кассовый чек), наименование оплаченного товара (работы, услуги), общую сумму принятых денежных средств, размер вознаграждения агента (в случае взимания), дату и время приема денег, номер чека и ККМ, адрес места приема денег, наименование и место нахождения агента, его ИНН, номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему денежных средств (платежного субагента). Информация на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти ККМ должна быть идентична.

В процессе регистрации на место установки платежного терминала обязательно выезжают представители налоговой инспекции, платежного агента и специалист ЦТО.

В случае изменения адреса места установки платежного терминала предприниматель обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Документ составляется в свободной форме, но должен содержать определенные реквизиты, перечисленные в таблице (Письмо Минфина России от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-408).

Таблица. Обязательные реквизиты уведомления в случае смены адреса установки платежного терминала

N п/п

Реквизит

1

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН.
Для организации - полное наименование организации с указанием ее
организационно-правовой формы (обособленного подразделения), ОГРН,
ИНН/КПП

2

Дата регистрации

3

Адрес, телефон, телефакс индивидуального предпринимателя

4

Номер служебного телефона (для организаций - Ф.И.О. руководителя
и главного бухгалтера, их номера телефонов, но если у ИП есть
бухгалтер, стоит указать его координаты)

5

Модель контрольно-кассовой техники, заводской номер, год выпуска

6

Номер паспорта контрольно-кассовой техники

7

Наименование организации, осуществляющей техническую поддержку
контрольно-кассовой техники

8

Предыдущий адрес и место установки платежного терминала
(банкомата), содержащего в своем составе контрольно-кассовую
технику

9

Новый адрес места установки платежного терминала (банкомата),
содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику

Примечание. Если адрес места установки платежного терминала изменится, коммерсант должен сообщить об этом в инспекцию, составив уведомление в свободной форме.

Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. N 19н, на прием и оформление документов отводится 30 минут на каждого заявителя. Для осуществления всей регистрации установлен срок 5 дней.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ возлагает на бизнесменов, применяющих платежные терминалы и банкоматы, ряд обязанностей. При регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККМ, замене накопителей фискальной памяти необходимо представлять налоговым инспекторам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти. Владельцы терминалов (банкоматов) обязаны вести и хранить документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах. В случае необходимости эти сведения должны представляться проверяющим.

 

Ответственность за неисполнение

 

Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККМ предусмотрена ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ в эту статью внесены изменения, вступившие в силу с января 2010 г.

Частью 2 рассматриваемой статьи установлена ответственность за неприменение ККМ, а также применение ККМ, не соответствующей установленным требованиям. Оштрафовать могут и за нарушение порядка и условий ее регистрации и применения, равно как и за невыдачу чека. Штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб. предусмотрен для организаций. Индивидуальных предпринимателей и должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 до 4 тыс. руб. Для граждан предусмотрен штраф от 1,5 до 2 тыс. руб.

Финансы. ККМ можно не регистрировать

Нина Черкасова, эксперт журнала

Регистрировать ККМ, входящую в состав платежного терминала не обязательно, если терминал передать банку. Как сообщает ФНС России, по состоянию на 15 апреля 2010 г. инспекциями выявлено 140 394 платежных терминала, используемых для приема платежей физлиц. В налоговых зарегистрировано 42 465 кассовых аппаратов, входящих в состав терминалов, что составляет 30,2 процента от общего количества платежных терминалов. Цифры приводятся в Письме ФНС России от 23 апреля 2010 г. N ШТ-37-2/551. Это не означает, что оставшиеся терминалы прекратили работать. Платежные агенты передают терминалы, используемые для приема платежей физлиц в собственность кредитных организаций.

Предпринимателям и организациям запрещено использовать терминалы без ККМ, зарегистрированной в инспекции. Но на кредитные организации это требование не распространяется (ст. 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Порядок применения ККМ кредитными организациями определяется и утверждается Центральным банком. В отношении контроля применения банками ККМ полномочия налоговых инспекций не распространяются.

Налоговая служба сообщает, что из общего количества платежных терминалов 40 877 (29,1 процента) принадлежит кредитным организациям. Коммерческие банки готовы у платежных агентов приобретать терминалы по договору обратного выкупа и залогом в виде векселя. В этой ситуации терминал юридически переходит в собственность банка (на чеке, выдаваемом клиенту, печатаются реквизиты банка), однако фактическую деятельность по приему платежей физлиц (заключение договоров аренды мест под установку платежных терминалов, оплата услуг GPRS связи, техническое обслуживание оборудования и т.д.) продолжает осуществлять платежный агент.





Статьи по теме: