Главная - Консультации

Изменения в учетную политику на 2013 год

 

Наверняка все в курсе, что с 1 января следующего года вступит в силу новый Закон о бухучете. И многие задаются вопросом: потребуется ли в бухгалтерскую учетную политику вносить изменения или можно оставить все так, как есть? Кроме того, вести бухучет в следующем году должны будут все организации независимо от режима налогообложения. Поэтому упрощенцам, которые в этом году бухучет не вели, понадобится "бухучетная" политика на 2013 г. До конца декабря 2012 г. надо закрепить новшества в учетной политике. Что нужно изменить в учетной политике на следующий год?

Внимание! Изменения в учетную политику на следующий год должны быть утверждены приказом руководителя организации до 1 января 2013 г.

Изменения в бухучетную политику, касающиеся всех организаций

Неунифицированная первичка

С 2013 г. организации будут вправе не применять унифицированные формы первичных документов (Часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Вам нужно определиться, будете ли вы по-прежнему использовать формы, предложенные Госкомстатом (и если да, то какие), или разработаете свои. И закрепить свой выбор в учетной политике:

Формы первичных учетных документов.
В  случаях,  когда  организация  может  выбрать,  по  какой  форме ей составлять тот или иной первичный документ, она использует:

  • самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов;

(или)

  • унифицированные формы, а при их отсутствии - самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов;

(или)

следующие унифицированные формы: ____________________________________________ (перечислить списком).
Для составления других первичных учетных документов организация использует самостоятельно разработанные формы.

Примечание
Вести первичную документацию по унифицированным формам будут обязаны только учреждения государственного сектора (Часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Однако учтите, что такая свобода выбора касается не всех унифицированных форм. А для самостоятельной разработки первичных документов надо учесть определенные требования.

Разбираемся, что такое внутренний контроль

Еще одно правило нового Закона о бухучете (Часть 1 ст. 19 Закона N 402-ФЗ) гласит: организация должна организовать внутренний контроль, причем не только за ведением бухучета и составлением отчетности, но и за самими фактами хозяйственной жизни.

В старом Законе о бухучете было перекликающееся требование (Пункт 3 ст. 6 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ): учетная политика организации должна включать в себя порядок контроля за хозяйственными операциями. Однако не все понимали, что собой представляет подобный порядок, и на эту норму просто не обращали внимания.

Сейчас некоторые бухгалтеры опасаются, что вопросы внутреннего контроля надо будет довольно детально расписывать во внутрифирменных документах, в том числе и в учетной политике. Не пугайтесь: в любой нормально работающей организации внутренний контроль был, есть и будет по определению. Даже если в вашей организации нет особого локального акта, посвященного внутреннему контролю. Общее руководство и контроль лежат на руководителе, в должностных инструкциях других работников прописано, кто и за что отвечает.

А к примеру, в АО и некоторых ООО могут быть созданы ревизионные комиссии или избран ревизор по требованию устава или закона (Статья 85 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ; ст. 47 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ; ст. 18 Закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ). Но это тоже лишь один из элементов системы внутреннего контроля.

Обмен опытом
Ражковский Дмитрий Николаевич, главный бухгалтер ОАО "Российские коммунальные системы"
"Конечно, новый Закон о бухучете обязывает компании наладить внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (сделок, событий, операций). В зависимости от размеров организации этим может заниматься руководитель компании лично (это актуально для микропредприятий и малых предприятий) или специально созданное подразделение (подразделения) с соответствующими функциями (например, отдел внутреннего контроля и аудита). Функции внутреннего контроля могут быть прописаны в должностных инструкциях отдельных работников, в положениях о структурных подразделениях, а также в иных локальных документах.
Законодатель не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако важно понимать, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как правило, у организаций уже существуют подобные регламенты (процедуры, порядки и т.п.), поэтому если они максимально охватывают все хозяйственные операции (сделки), то можно считать, что экономический субъект выполняет требования ст. 19 нового Закона о бухучете, и в преддверии 2013 г. дополнительно в этом направлении предпринимать ничего не нужно".

Если же вы хотите отразить в своей учетной политике отдельные элементы внутреннего контроля, на сегодняшний день формально в ней будет вполне достаточно:

  • утвердить формы первичных учетных документов;
  • утвердить формы регистров бухгалтерского учета. Кстати, по правилам нового Закона о бухучете их теперь также должен утверждать руководитель (Часть 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
  • прописать порядок инвентаризации, когда она проводится исключительно по решению руководства.
Примечание
Кстати, в Плане Минфина на 2012 - 2015 гг. по развитию бухучета и отчетности разработка рекомендаций, посвященных внутреннему контролю (Приказ Минфина России от 30.11.2011 N 440). В качестве одной из составляющих системы внутреннего контроля названо выявление рисков (финансовых, правовых, репутационных, страновых, региональных) и управление ими (Пункты 6, 39 ПБУ 4/99). И по ним Минфин уже успел выпустить разъяснения о том, как раскрывать информацию о них в годовой отчетности (Информация Минфина России N ПЗ-9/2012). Надо сказать, что Минфин адресует свои рекомендации прежде всего тем организациям, которые публикуют свою отчетность (Пункт 13 Информации Минфина России N ПЗ-9/2012). Ведь далеко не все организации захотят включить в свою пояснительную записку отчет о рисках.

Вот, пожалуй, и все, что нужно предусмотреть в учетной политике в связи с требованиями нового Закона о бухучете.

У кого еще нет бухгалтерской учетной политики - подходи!

Как мы уже сказали, в следующем году вести бухучет будут абсолютно все организации. Только предпринимателей минула чаша сия (Пункт 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ; ст. 346.24, п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ; Порядок, утв. Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002; Письма Минфина России от 17.07.2012 N 03-11-10/29, от 26.07.2012 N 03-11-11/221, от 08.08.2012 N 03-11-11/233).

(!) Тем небольшим организациям, которые впервые сталкиваются с необходимостью разработки учетной политики, можно сказать следующее. Такая политика нужна, прежде всего, самой организации. Для того чтобы каждый сотрудник бухгалтерии вел учет операций по единым правилам, выбранным главным бухгалтером и одобренным руководителем. Кроме того, учетная политика объяснит сторонним пользователям (к примеру, проверяющим), какие способы и методы учета использованы.

Каждая организация разрабатывает учетную политику с учетом специфики своей деятельности. Но есть и общие правила. Действуйте следующим образом.

Шаг 1. Учтите требования "профильного" ПБУ 1/2008, посвященного учетной политике. В частности, в учетной политике должны быть утверждены (ПБУ 1/2008):

  • рабочий план счетов бухучета. Проще всего сделать из вашей бухгалтерской программы распечатку применяемых вами счетов бухучета с расшифровкой субсчетов к ним. Можете назвать эту распечатку "Приложение N 1 к учетной политике" и предусмотреть в ней строки для утверждения документа руководителем "Утверждаю _______________ (Ф.И.О., дата, подпись)";
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также внутренней бухгалтерской отчетности. Это тоже может быть отдельное приложение к учетной политике. Также удобно использовать формы, предлагаемые в бухгалтерской программе;
  • порядок и сроки проведения добровольной инвентаризации активов и обязательств. Если вы не планируете проводить инвентаризации по собственной инициативе, можете ничего в учетной политике не фиксировать. Не нужно ничего писать про обязательные инвентаризации (проводимые в случаях, перечисленных в нормативных актах по бухучету, - перед сдачей годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т.д.);
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации. Их можно вынести в отдельное приложение.

Шаг 2. Определитесь, от применения каких ПБУ вы можете отказаться, и пропишите свое решение в учетной политике. Для этого, прежде всего, вам надо проверить, относится ли ваша организация к малым предприятиям.

Для справки
Малые предприятия - это, в частности, те организации, у которых (Пункты 1, 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- средняя численность работников за 2 предшествующих года не превышала 100 человек за каждый год;
- выручка за 2 предшествующих года не превышала 400 млн руб. (без НДС) за каждый год;
- не более четверти уставного капитала (в совокупности) принадлежит организациям, не являющимся малыми предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

(!) Как известно, малые предприятия освобождены от применения следующих Положений:

  • ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";
  • ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  • ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам";
  • ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности";
  • ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" могут не применять организации, которые не публикуют свою отчетность, - в эту группу организаций попадают многие небольшие фирмы.

(!) Есть и отдельные бухгалтерские льготы для малых предприятий. Им можно:

  • не переоценивать финансовые вложения (например, купленные акции, векселя, выданные займы) (Пункт 19 ПБУ 19/02);
  • не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это в случаях, когда посчитать величину обесценения трудно. Хотя ПБУ 19/02 не дает такой возможности, так разрешает делать Минфин (Пункт 10 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012);
  • не переоценивать основные средства (правда, этого могут не делать и более крупные организации) (Пункт 7 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012);
  • если ваша организация не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, можно признавать все расходы по займам прочими расходами (Пункт 7 ПБУ 15/2008);
  • малые предприятия (не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги) могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (Пункт 12 ПБУ 9/99; п. 18 ПБУ 10/99). Кстати, некоторые упрощенцы намереваются закрепить в учетной политике именно кассовый метод учета с целью сближения бухгалтерского учета с налоговым (для целей расчета "упрощенного" налога). Однако кассовый бухгалтерский метод учета расходов вовсе не равнозначен правилам, применяющимся для расчета размера расходов, которые можно учесть в "упрощенной" налоговой базе. К примеру, посмотрим на различия в учете сырья и материалов, необходимых для производства продукции. По правилам налогового "упрощенного" учета затраты на покупку оприходованных материалов надо признавать в том периоде, в котором они оплачены (Подпункт 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А в бухгалтерском учете, даже при применении кассового метода, стоимость полученных и оплаченных материалов надо списать на счет 20 "Основное производство", только когда они отпущены в это производство (Пункт 20 Типовых рекомендаций, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н). На финансовый результат стоимость материалов повлияет опосредованно - в составе себестоимости выпущенной продукции и только после ее реализации. Поэтому в бухучете лучше остановиться на привычном для всех методе начисления.

Кстати, для малых предприятий недавно были разработаны упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Если вы хотите отчитываться именно по ним, это можно прямо зафиксировать в своей учетной политике.

Шаг 3. Просмотрите все оставшиеся ПБУ, которыми ваша организация должна руководствоваться. Нужно выяснить, в отношении каких способов или методов учета положения дают право выбора. Затем выберите один из этих способов/методов и закрепите его в учетной политике.

К примеру, основные средства и/или сырье и материалы есть практически у всех организаций. Поэтому нужно заглянуть в ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01, выбрать и закрепить в учетной политике:

  • лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам (он может быть не более 40 000 руб.) (Пункт 5 ПБУ 6/01);
  • способ амортизации основных средств;
  • применение специальных коэффициентов к норме амортизации (при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка);
  • способы оценки (по средней, ФИФО, по стоимости единицы) при списании (Пункты 16, 18 ПБУ 5/01) сырья и материалов;
  • способы отражения скидок при покупке товаров, работ, услуг;
  • правила для списания транспортно-заготовительных расходов.

Если каких-то операций или объектов учета у вас нет и не предвидится, вы можете ничего не писать про них в учетной политике. Когда они у вас появятся, тогда и дополните учетную политику.

Примечание
Кстати, аналогичное правило лучше применять и при составлении учетной политики для целей налогового учета.

Шаг 4. Посмотрите, какие вопросы учета по имеющимся у вас операциям остались непрописанными. Так, к примеру:

  • надо прописать особенности формирования резерва по сомнительным долгам (его надо создавать обязательно, если есть сомнительные долги);
  • для исправления ошибок, обнаруженных в бухучете, в учетной политике надо установить критерий существенности. Ведь порядок исправления существенных и несущественных ошибок разный (Пункты 3, 5 - 11, 14 ПБУ 22/2010);
  • если вы применяете ПБУ 8/2010, нужно установить правила формирования основных оценочных значений, к примеру резерва на оплату отпусков работникам.

Шаг 5. Учетную политику должен утвердить руководитель организации. Причем не нужно называть ее "Учетная политика на 2013 г. ". Пусть это будет просто "Учетная политика". Ведь этот документ вы будете применять последовательно из года в год. При необходимости вы будете вносить в него изменения и дополнения.

Представлять вашу учетную политику в налоговую инспекцию не надо - такого требования нет ни в старом, ни в новом Законе о бухучете.

Самостоятельно меняем учетную политику

Вы можете решить применять с нового года новый способ учета. Но обратите внимание: просто так менять свою учетную политику нельзя. Новый способ должен помогать формировать более достоверную отчетность (Пункт 10 ПБУ 1/2008; ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). К тому же вы должны доказать, что этот способ дает более достоверные результаты, чем применявшийся ранее.

Например, торговая организация списывала товары по способу средней себестоимости. Однако с 2012 г. она решила перейти на списание товаров по способу ФИФО, поскольку сочла его более достоверным. Ведь при применении этого способа оставшиеся в организации товарные запасы оцениваются по стоимости последних закупок. А следовательно, информация в балансе максимально приближена к текущей рыночной стоимости.

Учтите, что в балансе и отчете о прибылях и убытках за 2012 г. ничего менять не нужно. Но потом, возможно, придется пересчитать отчетные данные за этот и предыдущие годы, как если бы новый способ применялся с самого начала.

Такой ретроспективный пересчет показателей прошлых отчетных периодов нужно делать, если одновременно выполняются два условия:

  • последствия таких изменений могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации (то есть на ее активы, обязательства и финансовые результаты), результаты ее деятельности и/или движение денежных средств;
  • можно дать надежную денежную оценку таких последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному (Пункт 15 ПБУ 1/2008).

Конкретный порядок такого пересчета правилами бухучета не регламентирован. В ПБУ 1/2008 сказано лишь, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке (Пункт 25 ПБУ 1/2008). Также приведен перечень данных, которые нужно раскрывать в случае изменения учетной политики (Пункт 21 ПБУ 1/2008).

Когда приводить эти данные ретроспективного пересчета: в отчетности за год, предшествующий году изменения учетной политики, или в отчетности за год, в котором впервые стали применяться новые методы? ПБУ 1/2008 четкого ответа на этот вопрос не дает, поэтому есть разные точки зрения. Но в любом случае такие пересчеты делать придется. Причем они понадобятся уже для того, чтобы правильно сформировать входящее сальдо (в нашем примере, прежде всего, счета 41 "Товары") на 1 января 2013 г.

Предположим, организация решила отразить в годовой отчетности за 2012 г. (в пояснительной записке) лишь то, какой именно метод бухгалтерского учета меняется, и объяснить, почему из-за нового метода повышается достоверность отчетности (Пункт 21 ПБУ 1/2008). Тогда результаты ретроспективного пересчета надо будет раскрыть в пояснительной записке к отчетности за 2013 г. (напомним, что со следующего года обязательной промежуточной бухгалтерской отчетности уже не будет), а также отразить в отчете об изменениях капитала. В пояснениях надо привести данные по меняющимся положениям учетной политики за последний отчетный год и 2 предыдущих, которые получились бы, если бы организация изначально применяла новые способы учета. Изменятся и показатели строки "Себестоимость продаж" отчета о прибылях и убытках, и финансовые результаты за эти годы, а также остатки товаров за 2012 и 2011 гг. и нераспределенная прибыль в балансе. Данные за 2013 г. корректировать нет нужды - ведь они уже будут сформированы с учетом нового метода/способа учета.

Примечание
Для ретроспективного пересчета бухгалтеры часто поступают так. Копируют данные бухгалтерской программы и в сохраненной копии делают пересчеты. В итоге выходят на новые данные остатков по счетам на 1 января следующего года, сформированные с учетом нового способа или метода бухгалтерского учета. Далее можно либо вести бухучет в этой исправленной версии, либо вручную исправить входящие данные на новый год в старой версии бухгалтерской базы проводок.
Если вы будете также делать ретроспективный пересчет, обязательно сохраните бухгалтерскую базу данных, по которым ранее вы сдавали отчетность (то есть без учета ретроспективных корректировок). Они могут вам понадобиться.

Для всех скорректированных показателей в пояснительной записке надо указать их суммы до корректировок, а также их суммы после корректировок. Легче сделать это в табличной форме. Например, шапка пересчетной таблицы с данными, указываемыми в балансе, может в пояснительной записке к отчетности 2013 г. выглядеть так:

Наименование
показателя

На 31 декабря 2012 г.

На 31 декабря 2011 г.

до
корректировки

после
корректировки

до
корректировки

после
корректировки

(!) Учитывая сложность ретроспективного пересчета, многие организации (если им не требуется аудиторское заключение) предпочитают его не делать. В пояснительной записке к отчетности они просто указывают, что изменение применяемого способа учета не оказывает существенного влияния на финансовые показатели организации и/или не может без существенных трудозатрат быть "произведено с достаточной надежностью".

Примечание
Некоторые бухгалтеры, отказываясь делать ретроспективный пересчет, ссылаются еще на требование рациональности бухгалтерского учета (Пункт 6 ПБУ 1/2008).

Налоговые инспекторы не уделяют подобным тонкостям особого внимания. Пожалуй, лишь в одном случае налоговики могут проявить интерес к изменениям в учетную политику: когда такие изменения влияют на расчет налогов. Но если речь идет о бухгалтерской учетной политике, то это довольно редкие случаи. Поэтому получается, что лишь аудиторы могут поставить под сомнение правильность отражения в отчетности изменений, внесенных в учетную политику. Если у вас есть аудиторы, заранее обсудите с ними планируемые изменения. Чтобы потом не было сюрпризов в виде модифицированного аудиторского заключения.

Налоговая учетная политика

Никаких кардинальных налоговых поправок, из-за которых нужно было бы вносить изменения в налоговую учетную политику, пока не предвидится.

Если же вы решили по собственной инициативе поменять что-либо в налоговой политике, то обратите внимание вот на что. Есть ограничения по изменению некоторых принципов учета, к примеру:

  • порядок распределения прямых расходов для целей налогообложения можно менять не чаще чем раз в 2 года (Пункт 1 ст. 319 НК РФ);
  • переходить с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 лет (Пункт 1 ст. 259 НК РФ).

В налоговом учете ретроспективные пересчеты не предусмотрены.

* * *

И, конечно, следите за появлением новых ПБУ, которые обещал утвердить Минфин (по аренде, о выплате вознаграждений работникам и другие). О них мы уже рассказывали вам раньше. Когда их утвердят, возможно, понадобится внести в бухгалтерскую учетную политику изменения уже в середине года (Пункты 10, 14 ПБУ 1/2008).

Декабрь 2012 г.





Консультации по теме: