Главная - Статьи

Использование кассовых аппаратов при ЕНВД

 

Плательщикам ЕНВД предоставлено право не применять ККТ. Рассмотрим, какие проблемы и вопросы возникают на практике у плательщиков единого налога при использовании этого права.

Организация (индивидуальный предприниматель) может не использовать контрольно-кассовую технику при одновременном выполнении условий:
- применяет систему налогообложения в виде ЕНВД;
- не подпадает под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (не применяет бланки строгой отчетности либо освобождена от применения ККТ в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения);
- по требованию покупателя (клиента) выдает документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
На платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, в том числе через платежные терминалы, это правило не распространяется. Для них наличие в терминале контрольно-кассовой техники обязательно.
Организация сама решает, прекратить применение ККТ или нет. Закон N 54-ФЗ устанавливает право отказа от кассовой техники, но не обязанность. Если же принято решение и дальше использовать в работе кассовый аппарат, то при этом придется по-прежнему соблюдать установленный порядок его регистрации и применения, платить за обслуживание и замену ЭКЛЗ. В противном случае налоговые органы могут оштрафовать по ст. 14.5 КоАП РФ (Письма Минфина России от 09.09.2009 N 03-01-15/9-451, от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413).
Наличие обязательных реквизитов в документе, заменяющем кассовый чек. Плательщик ЕНВД при применении льготы обязан по требованию покупателя (клиента) выдать документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Он выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Среди сведений, установленных п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ и которые должен содержать товарный чек, печать не значится. Следовательно, ставить печать организации или предпринимателя на нем не требуется.
Законом N 54-ФЗ также не установлено каких-либо требований к изготовлению или форме документа. Разработать форму, назвать документ и выбрать способ изготовления фирма может сама. Согласовывать свои действия с какими-либо контролирующими органами не надо, регистрировать форму также нет необходимости. Документ может быть выписан от руки или изготовлен на компьютере. Для этих целей можно, например, использовать товарный чек, дополнив его всеми необходимыми реквизитами.
Количество экземпляров таких документов законодательно не установлено. По аналогии с бланками строгой отчетности следует вести их отдельный учет в хронологическом порядке. Хранить документы следует аналогично кассовым чекам как первичный документ.
В Письме Минфина России от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492 указано, что выдача документа, в котором отсутствуют сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, влечет ответственность, установленную ст. 14.5 КоАП РФ. Иными словами, за выдачу документа, содержащего неполный перечень реквизитов, могут оштрафовать.
Если покупатель не изъявил требования о выдаче ему документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, а продавец в свою очередь не был обязан его выдавать, то к ответственности в данном случае организация (предприниматель) привлечена быть не может (Письмо Минэкономразвития России от 23.12.2009 N Д05-5502).
Применение ККТ, снятой с учета, без электронных контрольных лент защищенных. Использование незарегистрированной ККТ приведет налогоплательщика ЕНВД к административной ответственности (Письма Минфина России от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413, от 12.08.2009 N 03-01-15/8-412).
Аналогичная позиция отражена в Письмах Минэкономразвития России от 23.12.2009 N N Д05-5497, Д05-5494: в соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти). Применение ККТ без электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) недопустимо, поскольку является нарушением норм действующего законодательства.
Однако имеется и другая точка зрения по данному вопросу. Так, по мнению ФНС России, в случае отказа от применения ККТ Законом N 54-ФЗ не запрещено по желанию владельца использовать ККТ для внутреннего учета. Также Законом N 54-ФЗ не запрещена доработка ККТ заводом-изготовителем или центром технического обслуживания по методике завода-изготовителя для печати документа, предусмотренного п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, содержащего ряд обязательных сведений.
В Письме от 22.06.2010 N 03-01-15/4-141 Минфин России сообщил, что использование снятой с регистрации в налоговом органе контрольно-кассовой техники, в частности для целей внутреннего учета движения товара, Законом N 54-ФЗ не регулируется.
Кроме того, в Письме Минфина России от 23.10.2009 N 03-01-15/9-474 сказано, что применение модели контрольно-кассовой техники в случае исключения ее из государственного реестра возможно до истечения нормативного срока амортизации. Использование ККТ, исключенной из государственного реестра, после истечения нормативного срока ее амортизации влечет ответственность, установленную законодательством.
В своих разъяснениях Минфин России (Письма от 06.11.2009 N 03-01-15/10-492, от 13.08.2009 N 03-01-15/8-413) акцентирует внимание налогоплательщиков на том, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 неприменением контрольно-кассовой машины, в частности, считается использование ККМ:
- не зарегистрированной в налоговых органах;
- не включенной в государственный реестр;
- без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.
Правомерность применения ККТ для внутренних нужд подтверждается арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2010 по делу N А56-54117/2009).
Таким образом, во избежание претензии от контролирующих органов следует снять кассовый аппарат с учета в налоговой инспекции, для чего необходимо подать заявление в инспекцию о снятии с учета ККТ.
Пока ККТ не будет снята с регистрации в ИФНС, сотрудники налоговых органов могут проверить ее применение. При этом за неприменение ККТ, равно как и за несоответствие ККТ законным требованиям (отсутствие ЭКЛЗ, фискальной памяти, пломбы ЦТО, исключение применяемой модели ККТ из госреестра) наступает ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.
Применение ККТ организациями, осуществляющими продажу алкогольной продукции. Следует отметить, что плательщики ЕНВД, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей алкогольной продукцией, согласно Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в любом случае обязаны применять ККТ. Розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции запрещается без ККТ в соответствии со ст. 26 Закона N 171-ФЗ (Письма Минфина России от 03.09.2009 N 03-01-15/9-441, от 16.09.2009 N ШТ-17-2/167@, от 09.12.2009 N N 03-01-15/11-527, 03-01-15/11-525).
Нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Применение ККТ при совмещении различных видов деятельности. При совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности на ином режиме налогообложения налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД. При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим или упрощенным режимом налогообложения, использование ККТ обязательно (Письмо Минфина России от 28.12.2009 N 03-01-15/11-544).
Контроль за применением льготы. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложено на налоговые органы, которые, в частности:
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
Однако налоговые органы не наделены правом проводить проверочную закупку при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники, поскольку контрольная (проверочная) закупка допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности.
Статьей 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности установлено, что налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Документы, составленные в ходе проведения должностным лицом налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением организацией или предпринимателем контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие административного правонарушения.
Таким образом, действия налогового органа по привлечению организации или предпринимателя к административной ответственности по результату контрольной закупки являются неправомерными.
Проводить контрольную закупку для выявления административного правонарушения в области законодательства о применении контрольно-кассовой техники налоговые органы вправе только в присутствии органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность.
В этой связи арбитражные суды признают незаконными и отменяют решения налоговых органов о привлечении к административной ответственности (Постановления Пленума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1000/09, от 16.06.2009 N 1988/09, ФАС Уральского округа от 11.03.2010 N Ф09-536/10-С1, от 17.02.2010 N Ф09-539/10-С1, Постановление ФАС Московского округа от 12.05.2010 N КА-А41/4665-10).





Статьи по теме: