Главная - Статьи

Имущественная ответственность в аудиторской деятельности

 

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Нормы гражданского законодательства, устанавливающие общие основания возникновения имущественной ответственности субъектов гражданских правоотношений, носят универсальный характер. Однако для наиболее полного и эффективного регулирования определенных видов экономической деятельности требуется учет их специфики и особенностей, присущих только данным видам деятельности. Поэтому в каждой отрасли производства действуют специальные правила, учитывающие конкретные условия деятельности и основания ответственности за ее результаты.

Аудиторская деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, связана с риском ответственности за качество результатов при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг. Установление четких и понятных правил, регламентирующих основания наступления имущественной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности, является одной из важнейших задач при разработке законодательства, регулирующего эту деятельность.

Анализируя нормы действующего законодательства об аудиторской деятельности, приходится констатировать наличие многих пробелов, касающихся именно порядка регулирования имущественной ответственности субъектов аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Общие нормы, регулирующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, установлены в ст. 13 Закона N 315-ФЗ. Согласно п. 1 этой статьи саморегулируемая организация (далее - СРО) вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

- создание системы личного и (или) коллективного страхования;

- формирование компенсационного фонда.

В Законе N 307-ФЗ такой способ обеспечения имущественной ответственности, как личное и коллективное страхование, не получил своего развития, несмотря на то что в настоящее время система страхования в Российской Федерации имеет достаточно развитую нормативную базу и сложившуюся практику.

Когда речь заходит о нормативном регулировании порядка формирования и выплат из средств компенсационного фонда для возмещения вреда в аудиторской деятельности, то возникает множество вопросов, не позволяющих четко и правильно определить, каков порядок выплат средств компенсационного фонда для возмещения вреда, причиненного членом СРО, например:

- кто и как принимает решение о возмещении вреда;

- как определяется размер выплат, если член СРО не имеет имущества и самостоятельно не может выплатить по своим обязательствам;

- в каких случаях и какие документы должно представить лицо, которому причинен вред, для получения возмещения из средств компенсационного фонда СРО;

- в какие сроки осуществляется выплата средств из компенсационного фонда;

- в каких случаях СРО может отказать лицу в возмещении вреда из средств компенсационного фонда.

Кроме того, по нашему мнению, в этом вопросе нормы Закона N 307-ФЗ расходятся с нормами Закона N 315-ФЗ.

Так, согласно п. 12 ст. 13 Закона N 315-ФЗ СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков, произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Из буквального толкования данной нормы следует, что компенсационный фонд СРО обеспечивает полную имущественную ответственность по обязательствам своего члена, возникшим вследствие недостатков произведенных товаров, услуг. Смысл данной нормы состоит в том, чтобы гарантировать полное возмещение вреда, причиненного действиями исполнителя, независимо от того, имеются или не имеются у него средства для возмещения.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ установлено правило об обеспечении СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов. Кроме указанной нормы, этот Закон предусматривает дисциплинарную ответственность за выдачу заведомо ложного заключения.

Понятие "заведомо ложное аудиторское заключение" раскрыто в п. 5 ст. 6 Закона N 307-ФЗ. Это аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. В этом понятии указаны два состава правонарушения: во-первых, аудитор составил заключение без проведения аудита, во-вторых, аудитор составил заключение, которое по своему содержанию противоречит тем документам, которые были ему представлены для проведения аудита.

Для признания аудиторского заключения заведомо ложным необходимо решение суда о том, что, выдавая аудиторское заключение, аудитор нарушил Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, четкое исполнение требований которых является основным критерием качества оказанных аудиторских услуг, и тем самым нанес вред пользователям бухгалтерской отчетности. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 12 Закона N 307-ФЗ одним из последствий подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным, является аннулирование квалификационного аттестата аудитора. Подпункт 7 п. 15 ст. 18 этого Закона признание аудиторского заключения заведомо ложным относит к основаниям для прекращения членства в СРО аудиторов.

Таким образом, Закон N 307-ФЗ содержит лишь две нормы:

- об обеспечении СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена;

- о мерах дисциплинарной ответственности в случае выдачи заведомо ложного аудиторского заключения.

По нашему мнению, этих норм недостаточно для эффективного регулирования отношений, связанных с имущественной ответственностью субъектов аудиторской деятельности и возмещением вреда, причиненного в ходе аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг. Закон N 307-ФЗ не содержит норм, регламентирующих вопросы, связанные с возникновением имущественной ответственности (основной и дополнительной) аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей и аудиторов - штатных работников в случае причинения вреда, возникшего вследствие недостатков в оказании ими аудиторских услуг.

Для сравнения рассмотрим нормы, регулирующие порядок возмещения вреда за счет средств компенсационного фонда при осуществлении иных видов деятельности.

В строительной деятельности саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных ст. 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 55.16). В данном случае прямо предусмотрена дополнительная ответственность СРО в пределах компенсационного фонда.

Иначе регламентирован порядок привлечения средств компенсационного фонда в целях возмещения вреда в деятельности арбитражных управляющих. Согласно ст. 25.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 19.07.2009) требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих может быть предъявлено к организации лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, только при одновременном наличии двух условий:

- недостаточность средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков;

- отказ арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение арбитражным управляющим этого требования в течение 30 рабочих дней с даты предъявления этого требования.

Из этой нормы следует, что СРО отвечает в полном объеме за счет средств компенсационного фонда, но не более 25% размера компенсационного фонда применительно к одному случаю причинения убытков. При этом требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих может быть предъявлено к:

- СРО, членом которой являлся арбитражный управляющий;

- национальному объединению СРО арбитражных управляющих в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд указанной организации.

Аналогичный порядок возмещения вреда за счет средств компенсационного фонда предусмотрен в оценочной деятельности. Согласно ст. 24.8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (в ред. от 17.07.2009) требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к СРО оценщиков только в случае одновременного выполнения двух условий:

- для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности;

- оценщик отказался удовлетворить требование заказчика или третьего лица о возмещении ущерба либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Несколько иначе определяется порядок возмещения вреда за счет средств компенсационного фонда, установленный в сельскохозяйственной кооперации. Согласно ст. 33.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 19.07.2009) средства компенсационного фонда используются для компенсационных выплат на возмещение убытков кооперативов, возникших в результате некачественной или недобросовестной ревизии, осуществленной на основании документов, представленных кооперативами, ревизия деятельности которых проводится при условии, если (в том числе) компенсация указанных убытков не может быть осуществлена ревизионным союзом, по вине которого возникли эти убытки, в силу его неплатежеспособности. При этом размер компенсационных выплат кооперативу не может превышать двукратный размер его членского взноса в ревизионный союз за календарный год, в котором осуществлялась деятельность кооператива, повлекшая за собой убытки кооператива. Общий размер компенсационных выплат кооперативам, являющимся членами одного ревизионного союза, не может в течение одного календарного года превышать 10% средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.

По нашему мнению, Закон N 307-ФЗ по сложному нововведению в области финансовых взаимоотношений в аудиторской деятельности должен содержать специальный раздел, посвященный порядку выплат из средств компенсационного фонда в целях возмещения вреда, нанесенного при осуществлении аудиторской деятельности. Данный раздел должен отражать следующие основные требования:

- определение видов и степени ответственности субъектов аудиторской деятельности за причинение вреда пользователям бухгалтерской отчетности вследствие низкого качества аудиторских услуг;

- вменение в обязанность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аттестованных аудиторов принимать любые обеспечительные меры, включая страхование ненадлежащего исполнения договора оказания аудиторских услуг, страхование профессиональной ответственности аудиторов и др.;

- введение в обязанности СРО возмещения причиненного вреда членом (включая юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) при оказании ими аудиторских услуг в случаях недостаточности либо отсутствия у этих членов средств других обязательных обеспечительных источников, но не более установленного размера (например, 25%);

- установление перечня документов, при наличии которых лицо, которому был причинен вред при оказании аудиторских услуг, либо субъект аудиторской деятельности, причинивший вред, вправе обратиться в СРО для получения возмещения вреда за счет средств компенсационного фонда;

- включение в обязанности субъекта аудиторской деятельности, причинившего вред, который был возмещен за счет средств компенсационного фонда СРО, публичного отчета перед СРО о причине несоответствия качества аудиторских услуг установленным требованиям и критериям.

При этом финансовая нагрузка в виде пополнения средств компенсационного фонда вследствие его расходования на возмещение вреда, причиненного некачественным оказанием аудиторских услуг одними членами СРО (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами) или непрофессиональной работой аттестованных аудиторов, не должна ложиться на плечи других членов СРО.

В заключение отметим, что без четко сформулированной концепции качества аудиторских услуг и ответственности субъектов аудиторской деятельности за причинение вреда вследствие несоблюдения требований и критериев качества, без внесения соответствующих поправок (дополнений) в Закон N 307-ФЗ, регулирующих специальные нормы по данному вопросу конкретно в аудиторской деятельности, без уточнения таких понятий, как "качество аудиторских услуг", "имущественная ответственность субъектов аудиторской деятельности", "основная имущественная ответственность", "дополнительная имущественная ответственность" и др. все попытки создания внутренних документов СРО аудиторов по компенсационному фонду не дадут должного результата с точки зрения идентификации требований, законности практического применения установленного порядка действий, избежания спорных ситуаций и негативных последствий.





Статьи по теме: