Главная - Статьи

Дробление бизнеса: аутсорсинг

 

Технических способов выделения функций на "внешнее обслуживание" несколько. Здесь мы рассмотрим один из них: аутсорсинг. Обращаю ваше внимание, что в этой статье рассматривается классический способ использования этой бизнес-технологии.

Примечание. Термин аутсорсинг нельзя путать с субконтрактингом, что на практике происходит довольно часто. Разница в следующем: при аутсорсинге компания-заказчик полностью поручает аутсорсеру ведение проекта и контролирует только конечный результат, при субконтрактинге компания-заказчик не только получает результат, но и управляет работами услугами исполнителя. Таким образом, при аутсорсинге риски проекта несет только аутсорсер, при субконтрактинге - исполнитель и заказчик совместно. Существуют и близкие к аутсорсингу бизнес-технологии, например, ауттаскинг - передача сторонней компании отдельных задач организации, аутплейсмент или аутстаффинг - вывод персонала за пределы компании.

Необходимо отличать классический аутсорсинг, при котором аутсорсером выступает сторонняя (независимая, не аффилированная с заказчиком) компания, и внутрихолдинговый, при котором аутсорсер выступает внешним контрагентом по отношению к дочерним и зависимым предприятиям холдинга, но сам находится в структуре холдинга либо в качестве структурного подразделения одной из компаний, либо в качестве дочерней (зависимой) организации.

В этой статье речь идет как о классическом, так и о внутрихолдинговом аутсорсинге.

По своей экономической сути аутсорсинг - это инструмент управления, который позволяет эффективно распределить внутренние и внешние ресурсы, а также средства компании для достижения ее целей и задач в условиях динамической неопределенности.

Обобщенное определение звучит следующим образом: способ организации бизнеса, предусматривающий передачу сторонней компании бизнес-функций, которые раньше велись в рамках компании-заказчика.

Исходя из этого определения, необходимо разъяснить, чем аутсорсинг отличается от других видов отношений между контрагентами, то есть почему одни договоры образуют аутсорсинговые отношения, а другие их не образуют.

Бизнес-функция, которая передается контрагенту, должна принадлежать компании-заказчику. То есть если компания-заказчик не использует услуги аутсорсера, то функция будет выполняться ею самостоятельно. Отказаться от этой функции компания не может, так как в случае ее отсутствия ведение бизнеса будет невозможно или сильно затруднено, в частности, в силу действующего законодательства. В качестве примера можно привести бухгалтерский аутсорсинг. Компания обязана вести бухгалтерский учет, но как она эта будет делать, сама или с привлечением внешних специалистов, не установлено. Какой именно договор будет заключен между компанией-заказчиком и аутсорсером не имеет принципиального значения. Здесь действует принцип превалирования экономического содержания над юридической формой. Аутсорсинг - это в первую очередь, способ организации бизнеса, и только во вторую - форма договорных отношений.

Основными способами приобретения услуг аутсорсинга можно назвать следующие:

- дискретный аутсорсинг - компания-заказчик привлекает внешнего поставщика для исполнения разовых услуг в рамках проекта и не использует данного поставщика по завершении работ. Этот способ наиболее близок к понятию подряда и наиболее распространен в российском бизнесе;

- собственно аутсорсинг - компания-заказчик передает непрофильные бизнес-процессы сторонней компании, а сама сосредотачивается на основной деятельности. Необходимо отметить, что за счет развития сетевых схем организации бизнеса этот способ был расширен. Теперь на аутсорсинг передают не только обслуживающие, но и профильные функции компании, оставив за собой, например, развитие компании. Этот способ организации бизнеса также получил название "аутсорсинг по технологическим пределам" ("производственный аутсорсинг").

Основное отличие этих способов организации бизнеса состоит в объеме передаваемых бизнес-функций. Дискретный аутсорсинг состоит фактически в разовой работе, собственно, аутсорсинг заключается в более длительном сотрудничестве.

Проанализировав зарубежную и российскую практику использования аутсорсинга, можно сделать вывод о существовании следующих его видов:

- функциональный аутсорсинг - передача на внешнее обслуживание управленческих функций компании-заказчика;

- операционный аутсорсинг - передача на внешнее обслуживание производственных функций компании-заказчика;

- ресурсный аутсорсинг - приобретение внешних ресурсов взамен внутренних.

В зависимости от объема функций, которые компания-заказчик передает внешнему исполнителю, каждый из перечисленных видов аутсорсинга можно квалифицировать как:

- максимальный или полный аутсорсинг - заключение договора, при котором активы, относящиеся к основной деятельности компании, передаются поставщику услуг аутсорсинга на период действия договора аутсорсинга;

- частичный или выборочный аутсорсинг - значительная часть бизнес-процессов остается в ведении компании заказчика;

- совместный аутсорсинг - стороны договора аутсорсинга являются партнерами. Этот термин был введен в обращение британской компанией EDS. Необходимо отметить, что в последнее время этот термин наиболее часто употребляется для описания субдоговоров, которые предполагают наличие нескольких поставщиков услуг;

- промежуточный аутсорсинг - компания-заказчик, имеющая достаточное количество своих специалистов с высокой квалификацией, передает управление своими подразделениями сторонней организации;

- трансформационный аутсорсинг - компания-заказчик приглашает поставщика услуг, который полностью реорганизует работу подразделения, разрабатывает новые системы и создает базу знаний и навыков, которую затем передает клиенту;

- аутсорсинг совместных предприятий - компанией-заказчиком и аутсорсером создается новая компания с целью использования ее деловых возможностей. Персонал и активы компании-заказчика в этом случае переводятся не поставщику услуг аутсорсинга, а в совместное предприятие. Целью ведения бизнеса, таким образом, является возможность не только повысить качество услуг переведенного подразделения, но и разработка новых товаров и услуг, которые впоследствии могут быть реализованы третьей стороне. Прибыль в этом случае будет поделена между поставщиком и заказчиком услуг;

- доля в акционерном капитале партнера. Один из способов реализации партнерских отношений при аутсорсинге - это приобретение доли в акционерном капитале своего партнера. Таким способом стороны договора аутсорсинга могут обеспечить безопасность при реализации услуг;

- производственный аутсорсинг (аутсорсинг по технологическим пределам) - компания - производитель продукции передает отдельный процесс по изготовлению промежуточного продукта внешнему производителю. При производственном аутсорсинге также возможен вариант продажи одного или нескольких подразделений компании сторонней организации с последующим взаимодействием с ней в рамках договора аутсорсинга. Варианты сотрудничества в этом случае могут быть следующие:

- аутсорсеры предоставляют сырье и технологию, а компания-заказчик, в свою очередь, обеспечивает оборудование и рабочую силу;

- партнеры заказывают компании продукцию, а она, используя свою технологию, сырье и рабочую силу, производит продукт под чужой торговой маркой.

Термин "промежуточный" в данном случае обозначает организационно-экономический процесс, происходящий при использовании аутсорсинга, в компании-заказчике. Как уже говорилось, аутсорсинг - это способ организации бизнеса, один из вариантов, при помощи которого можно достигнуть бизнес-цели. Поэтому конечная стадия производства (момент достижения бизнес-цели) должна принадлежать компании-заказчику, следовательно, любой передаваемый на аутсорсинг производственный процесс будет являться промежуточным.

Именно производственный аутсорсинг позволяет компаниям максимально оптимизировать производственные процессы и диверсифицировать выпускаемую продукцию;

- аутсорсинг бизнес-процессов. Компания-заказчик передает аутсорсеру отдельные бизнес-процессы, которые не являются для компании основными;

- офшорный аутсорсинг. Некоторые эксперты выделяют также понятие географического, или офшорного, аутсорсинга, когда часть бизнеса (часто профильные и ключевые функции) может передаваться на продолжительный срок сторонней компании, географически расположенной в зоне с такими экономическими условиями, в которых доступны более дешевые ресурсы. Наибольшее распространение имеет labor arbitrage - игра на разнице в уровнях оплаты персонала. Так, например, Центр расчетов по Северной Америке компании Procter & Gamble перенесен в Коста-Рику, а в Индии работает центр обслуживания General Electric Capital численностью около 13 тыс. человек.

В отношении географического аутсорсинга также применяют термин "гонка на дно" ("race to the bottom"). Этот термин впервые был введен в обращение судьей Верховного суда США Луисом Брандейсом в 1933 г. в деле "Лиггет и Ко против Ли". Данное выражение означает снижение ряда социальных гарантий для населения с целью создания более привлекательного климата для корпораций. Этот процесс был характерен для конца XIX - первой половины XX в. в Европе и США. В настоящее время он частично блокируется некоторыми международными нормами, которые устанавливают минимальные социальные стандарты. Но тем не менее еще многие страны приносят уровень жизни населения в жертву конкурентоспособности.

Приведем пример использования аутсорсинга. В качестве примера возьмем ситуацию, когда нефтяной холдинг передал на аутсорсинг сторонней организации функцию логистики движения нефти. Обращаю ваше особое внимание, что в данном случае компания-аутсорсер не входит в холдинг в качестве дочерней. Также обращаю ваше внимание, что пример является гипотетическим.

 

Для того чтобы компания могла принять решение о плюсах и минусах аутсорсинга, их необходимо назвать.

Плюсы аутсорсинга:

- снижение затрат на заработную плату работников:

страховые взносы;

компенсационные выплаты;

стимулирующие выплаты;

- более высокое качество выполнения бизнес-процессов за счет специализации аутсорсера на конкретном виде деятельности;

- более гибкая организационная структура.

Минусы аутсорсинга:

- рост издержек контроля оказания услуг аутсорсером;

- рост транзакционных издержек;

- необходимость адаптации структуры к работе с аутсорсером.

Также необходимо отметить, что использование аутсорсинга связано с некоторыми рисками. А именно:

- риск ненадлежащего оказания услуг аутсорсером;

- риск превышения затрат, связанных с внедрением и поддержанием аутсорсинга, над экономией от аутсорсинга;

- риск налоговых претензий.

Для того чтобы принять решение о необходимости применения аутсорсинга, компании необходимо выполнить следующие этапы.

Этап 1: выявление причин перехода на использование аутсорсинга, присущих именно этой компании в существующих на настоящий момент финансово-экономических условиях.

Этап 2: оценка работы собственной бизнес-единицы, чьи функции планируется передать аутсорсеру.

Этап 3: оценка перспективы использования аутсорсинга именно в этой компании и при присущих именно ей финансово-экономических особенностях (плюсы и минусы, а также риски инсорсинга).

Этап 4: подбор компании-аутсорсера.

Этап 5: принятие окончательного решения о переходе на использование аутсорсинга при учете информации, полученной в процессе реализации предыдущих четырех этапов.





Статьи по теме: